Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности «Путешествие с капитаном Врунгелем»»
Конспект комплексного логопедического занятия
(подготовительная группа для детей с ФФН по теме
«Дифференциация Р-Л»)
«Путешествие с капитаном Врунгелем»
Пупкова Наталья Михайловна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение детский сад «Колокольчик», г.Когалым
Этап коррекционно-развивающей работы: Дифференциация звуков “Л” - “Р” изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-образовательная цель: продолжать формировать умение дифференцировать звуки “Л” - “Р” изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении; понимание предложно-падежных конструкций; употребление слов-антонимов;
Коррекционно-развивающая цель: развивать фонематическое восприятие, слуховую память, музыкальный слух, общую моторику, интонационную выразительность речи, воображение, логическое мышление.
Воспитательная цель: формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Материал: схемы для характеристики звуков,мольберт с картой путешествия, кораблик из плотной бумаги, магниты, дидактическая игра “Собери цветы”, коробочка-ларец с конфетами, письмо от капитана Врунгеля, индивидуальные зеркала, карточки с изображением букв Р и Л.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л.: Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычное занятие. Мне прислал письмо известный капитан Врунгель. Он хочет позвать нас в опасное путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища и капитану Врунгелю необходимо на своем корабле добраться к сокровищам. Но ему нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе с капитаном?
Дети: Да.
Л. Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. (Кораблик крепится у истока р. Гимнастики (рисунок 2).
Л. Итак, первое испытание: артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Указательный и средний, Безымянный и последний Сам мизинчик – малышок Постучался на порог. Вместе пальчики- друзья. Друг без друга им нельзя.
III. Введение в тему. (Кораблик у Протока Звуков).
Л: Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?
Лопата копала, копала, копала. Потом улеглась видно очень устала.
Дети: Л
Л: Ребята, почему звук “Л” согласный?
Дети: Когда мы произносим звук “Л” широкий кончик языка находится за верхними зубами и отталкивается от них. Язык создает преграду для воздуха, поэтому звук “Л” согласный.
Л: На что похож звук “Л”?
Дети: На звук летящего самолёта.
Изолированное произнесение звука “Л”.
Л. На горе Арарат зреет красный виноград.
Л: Почему звук “Р” согласный?
Дети: Когда мы произносим звук “Р” широкий кончик языка находится за верхними зубами и дрожит. Язык создаёт преграду воздуху, который выходит изо рта, поэтому звук “Р” согласный.
Л: На что похож звук Р?
Дети: На звук работающего мотора машины. Изолированное произнесение звука “Р”.
Л: На что похож звук Р?
Дети: На звук работающего мотора машины. Изолированное произнесение звука “Р”.
Л. Сегодня мы будем учиться различать звуки Р и Л.
IV. Основная часть. (По мере выполнения детьми заданий, корабль продвигается по карте)
Дифференциация звуков “Л” - “Р” в слогах.
Л: Мы в бухте “Музыкальная”. Ребята, давайте пропоем слоги со знакомыми вам звуками, при этом я буду вам помогать, показывать соответствующую картинку.
Переключение со слога со звуком “Р” на слог со звуком “Л” происходит после смены условных обозначений звуков: изображение самолёта сменяет изображение машины
Л. Итак мы у озера Перемен.
1. Игра “Измени слово”.
Л: Я буду говорить слово со звуком Л, а вы назовите слово, заменив “Л” на “Р”.
Лак-рак бал- дал- мил- пил- стал-
Л. Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.
2. Игра “Собери цветы”.
Группа делится на две команды. Одна собирает цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Л, другая- цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Р.
Л. Молодцы, вы успешно справились с этим заданием и мы можем плыть дальше.
Л. Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Неприятелей.
3. Закончить предложение и назвать слова-неприятели.
Пушинка легкая, а камень- (тяжелый)
Зимой погода холодная, а летом - … (жаркая)
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)
Суп горячий, а компот - … (холодный)
Лев смелый, а заяц - …(трусливый)
Внук молодой, а дедушка - ...(старый)
4. Остров Физминутки
Игра “Умей найти свое место” (закрепление предложно-падежных конструкций)
Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом. Затем просит каждого ребенка уточнить свое место по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между. Затем логопед просит перестроиться и ответить каждому ребенку на вопрос: “За кем ты стоишь?” (перед кем?)
5. Залив «Вопросительный и восклицательный»
Логопед предлагает детям готовые предложения, которые произносятся ими с заданной интонацией.
Карлсон - лучший друг малыша.
Птица повредила крыло.
Дракула распугал всех малышей.
Клара читает журнал.
Генерал командовал солдатами.
Кораллы очень красивы.
Рома сел в моторную лодку.
Владимир достал тетрадь.
Рекс прыгнул на забор.
6. Пещера Сокровищ
Л: Ребята, последнее испытание. Игра “Доскажи словечко”. Необходимо досказать словечко.
А возле этой елки бродили злые…(волки)
Среди жирных голубей
Прыгал тощий…(воробей)
Елочка, елка, колкая…(иголка)
Солнце светит очень- ярко бегемоту стало…(жарко)
- Заг, давай играть в футбол
Забивай скорее…(гол)
Дедушку зовут Лука. У него болит …(рука)
V. Итог.
Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к пещере с сокровищами. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.