kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект образовательной деятельности по экологии "Как птицы вьют гнёзда" в подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Формировать представление о том, что все живые существа имеют свой дом. Закрепить понятие « жилище». Учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни человека и животных. Различать материалы и способы,используемые в создании жилища. 
Расширять знания о различных видах жилищ. Обследовать  предмет объемной  округлой  формы.Формировать практические умения постройки гнезда. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Закреплять знание пословиц о труде.Активизировать словарный запас.Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
Воспитывать  желание беречь природу, соблюдать правила поведения в природе.
Предварительная работа. Изготовление из бумаги птичьих «клювов», рассматривание иллюстраций с изображением среды обитания животных, беседа на тему «Где живут люди», рассматривание иллюстраций с изображением помещений; разучивание стихов о птицах, украинской народной песни «Птичка», чтение  сказки Л.Н.Толстого «Отец и сыновья».
Материал. Иллюстрации: 1) с изображением людей и животных; 2)с  природным ландшафтом ;картинки с изображением  отдыха (кровать), природных явлений (дождь, метель).Ветка дерева с каркасом для будущего гнезда, отдельные прутики, пуховые перья, ИКТ (слайды),фонограммы
Украинская народная песня «Птичка», «Как хорошо под мамино крыло» (О.Зарубина), маски птиц, дидактическая игра « Кто где живёт?».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход.
Дети сидят на стульчиках, расставленных в шахматном порядке.
Воспитатель. Ребята, посмотрите  внимательно на эти картинки. Демонстрирует поочередно две картинки: 1- с изображением человека и животных в природе и 2-с природным ландшафтом без людей и животных. Что вы видите? (Люди, животные). Мы видим многообразие живых существ, населяющих нашу планету. Какие изменения вы заметили? Как вы думаете, куда могли исчезнуть все живые объекты с этой картинки? Почему это произошло? На доске демонстрируются картинки с изображением  кровати, дождя, метели. (Отдыхают, спрятались от дождя, от снега).Всем живым существам необходим отдых, укрытие от неблагоприятных погодных условий, от  которых можно не только спрятаться, но и оставаться в них долгое время, -жить, выращивать потомство. Называются они « жилища».Как называют жилище человека?(Ответы детей).( Демонстрируется слайд №1).Самым первым жилищем человека служили различные пещеры, гроты.(слайд №2)Древнейшими жилищами людей, обитавших на равнинах, служили землянки и шалаши.(слайд №3)После перехода от кочевого к оседлому образу жизни жилища постепенно изменяются. В сухих и безлесных районах строились глинобитные, кирпичные и саманные здания (слайды №4, №5).В богатых лесом районах возводили срубные деревянные дома (слайд №6). До сих пор многие народы Севера и Сибири используют для жилья переносные жилища. Это Чум(слайд №7),Яранга(слайд№8), Юрта (слайд№9). Ребята, как называют жилье у животных? (слайд №10).Где располагаются эти жилища? (На земле, под землей, в воде, на деревьях)(слайды №11,№12).Как вы думаете, кому из них жилье соорудить трудно? Правильно, птицам.
Человек строит дом, используя строительный материал, инструменты.(Показ слайда №13).Как же птица строит свое гнездо? Из каких материалов?(Показ слайдов №14,№15 №16).(Ветки, трава, пух, мох, глина).
Давайте мы сейчас превратимся в птиц и попробуем  построить гнездо.(Одевает шапочки птиц детям).Где птицы  строят гнезда?(На деревьях, на  земле,под крышами домов, на скалах, на берегах рек)(слайды № 17,18,19,20,21). Какие бывают гнезда по величине? (От маленьких, крохотных, до больших, огромных),по форме? (слайд №22).Показывают размер и форму гнезда руками. Ребята, люди строят с помощью рук, какие части тела помогают птицам в строительстве? (Клюв и лапки).Раздает детям клювики, изготовленные детьми. Давайте возьмем клювики в правую  руку, а левая рука будет помогать в постройке гнезда, как лапка птички. (Демонстрируется слайд №23).Вы видите у птиц  разные клювы в зависимости от способа добывания пищи: у одних они похожи на шильце,на шприц(у колибри-для высасывания нектара цветов),у других на щипцы(у клеста-для раскрывания шишек, у попугая-для колки орехов, у дубоноса-для колки косточек ягод),на долото(у дятла-чтобы долбить кору, у кулика-чтобы раскрывать раковины).Птица своим клювом гнездо вьет. Вить -это значит крутя, соединять, сплетать  в единое целое. Как вы думаете, каким должно быть гнездо? Крепким, чтобы оно не разрушилось от ветра, от дождя. Птичка отложит в гнезде яички, будет согревать их своим теплом, насиживать, пока не вылупятся птенцы. Поэтому гнездо должно быть еще и тёплым. (слайд №24). Ребята, посмотрите, на  каркас будущего гнезда,какой он?(Круглый, объёмный, похож на половинку шара). (Показывают руками форму и объём, выделяя основание и расширяющуюся  часть).
Влетает птичка (Взрослый в костюме птички)
- Чив, чив,чив! Какая красивая веточка, хорошо бы здесь свить гнёздышко!
Воспитатель. Здравствуй, птичка, мы с ребятами как раз хотим попробовать свить гнездо и если оно тебе понравиться, можешь смело в нём заселиться!
Птичка. Спасибо, ребята! (птичка выполняет с детьми физкультминутку).
Физкультминутка: Песня «Птичка» 
Птичка под моим окном                   Дети стоят по кругу, выставив вперед 
                                                             правую руку с «клювом»,выполняя                                                    
                                                             взмахи левой рукой.
Гнёздышко для деток вьёт:              Выполняют волнообразные движения 
                                                            двумя руками «от себя», иммитируя        
                                                            плетение гнезда. 
То соломку тащит в ножках,          Дети бегут по кругу друг за другом на 
                                                           носочках, выполняя взмахи левой рукой.
То пушок в носу несёт.                  
То соломку тащит в ножках,          (повторение)  
То пушок в носу несёт.    
Птичка домик сделать хочет,        Останавливаются, встают лицом в круг,
Солнышко взойдёт, зайдёт,           Поднимают руки вверх, опускают.
Целый день она хлопочет,            Кружатся на месте, взмахивая руками,
Но и целый день поёт.                   иммитируя полёт.
Целый день она хлопочет,            (повторение)
Но и целый день поёт.
Птичка. Ребята, пока вы трудитесь, я помогу своим подружкам-птичкам, ведь они тоже ищут место для гнездовья (Улетает)
Воспитатель. Итак, птички-невелички, готовы к постройке гнезда? Берите своими клювиками веточки и начинайте  вить гнездышко, при этом следите, чтобы ваши  веточки переплетали  вот эти толстые ветки. (Показывает движениями рук способы плетения).Воспитатель начинает плести основание гнезда, его донышко.
Воспитатель. Гнездо должно быть крепким, поэтому укладывайте плотно прутик к прутику, помогайте лапкой. Кверху гнездо расширяется, выбирайте прутики подлиннее. Теперь его необходимо утеплить, какие материалы будем использовать для этого?(пух, травку, кусочки ткани).  Видите, ребята, сколько усилий прикладывает птица, чтобы свить гнездо.
Вот и готово наше гнездышко! Нравится оно вам, ребята? Не зря говорят, что дерево ценят по плодам, а человека по делам. Тяжело было трудиться? Но вы старались, ведь терпенье и труд все перетрут. Как вы думаете, кому легче свить гнездо, птице  или вам, ребята, работающим всем вместе, дружно? Конечно, вам, у вас все материалы рядом. Вас много и вы быстрее выполните работу. А птице приходиться отыскивать необходимые материалы, иногда улетая далеко от гнезда. Она вьет гнездо одна, очень долго, с раннего утра до позднего вечера. Много сил она вкладывает в это дело. Поэтому, ребята, разорять гнёзда птиц нельзя! Мы должны уважать их труд!
Вспомните, в какой сказке сравнивается труд одного человека и многих?(В сказке Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»). Видите, ребята, и ломать и строить сообща, всем вместе, намного легче.
Влетает птичка (Взрослый в костюме птички)
- Чив, чив, чив! Какое чудесное гнёздышко!
Воспитатель. Его ребята смастерили для тебя и твоих будущих птенцов. Живите в нём счастливо и радуйте всех своими песнями.
Птичка. Спасибо, ребята, за вашу доброту. Хотите со мной поиграть?
Проводится игра «Птичка-невеличка».
Птичка встаёт на стул, дети сидят на корточках вокруг неё.
Птичка: Я птичка-невеличка, я на дереве сижу, на птенцов своих гляжу (поворачивается по кругу к детям, показывая на них рукой поочередно).
Всем вам, детушки с утра, чистить пёрышки пора!(поднимаются на носочки, выполняют движения «чистки» пёрышек). Крылышки расправили (разводят руки в стороны),  Хвостики поправили (выполняют движения нижней частью туловища), Друг на друга поглядели (поворачиваются друг к другу)Улыбнулись (улыбаются друг другу),Полетели!(бегут за птичкой по кругу).
Птичка. Молодцы, ребята, из вас получились замечательные птички. Ещё раз спасибо за гнёздышко, а мне пора улетать. (Птичка улетает, забрав с собой гнездо, дети садятся на стулья).
Воспитатель. Ребята, вы видели, как птичка обрадовалась, получив в подарок гнёздышко? Давайте расселим других обитателей нашей планеты по своим жилищам.
Проводится дидактическая игра «Кто где живёт?»
Воспитатель. Ребята, послушайте, пожалуйста песню (звучит 1 куплет и припев песни «Как хорошо, что есть на свете дом». О чем эта песня? В ней звучат слова «Как хорошо под мамино крыло»,разве у мамы есть крылья? Правильно, мы часто сравниваем человека с другими обитателями нашей планеты. В этой песне мама, как птица, созывающая птенцов под своё крыло, ждет своих детей у себя в  доме. Все мы: и люди, и животные спешим в свои жилища. И многим его сооружать очень тяжело. Давайте, ребята, будем внимательными ко всем живым существам, находящимся вокруг нас. Вы всю зиму заботились о птицах, подкармливали их. Какие правила поведения в природе вы будете соблюдать? (Не разорять птичьи гнёзда, не разрушать муравейники и так далее). 
Подводится итог занятия: Ребята, о чём вы сегодня узнали ? Что вам понравилось больше всего? Молодцы, ребята, сегодня вы были весёлыми, трудолюбивыми птичками, узнали много нового и интересного. Вы увидели, что между человеком и животными много общего. Человек-часть природы,мы должны заботиться о ней. На следующем занятии мы с вами научимся мастерить скворечники. (слайд №25)

Использованная литература :
1.Т.В.Ефремова Толковый словарь
2.Яндекс(иллюстрации,материал о жилище человека,о птицах).
3.М.А.Михайлова,Е.В.Горбина.Поём,играем,танцуем дома и в саду (стр 67)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Конспект познавательного занятия по экологии в подготовительной группе Воспитатель дошкольной группы

МОУ Ховринской ООШ Козлова Т.В.



Цель. Формировать представление о том, что все живые существа имеют свой дом. Закрепить понятие « жилище». Учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни человека и животных. Различать материалы и способы ,используемые в создании жилища.

Расширять знания о различных видах жилищ. Обследовать предмет объемной округлой формы .Формировать практические умения постройки гнезда. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Закреплять знание пословиц о труде .Активизировать словарный запас.Формировать представления о неразрывной связи человека с природой .

Воспитывать желание беречь природу, соблюдать правила поведения в природе.

Предварительная работа. Изготовление из бумаги птичьих «клювов», рассматривание иллюстраций с изображением среды обитания животных, беседа на тему «Где живут люди», рассматривание иллюстраций с изображением помещений; разучивание стихов о птицах, украинской народной песни «Птичка», чтение сказки Л.Н.Толстого «Отец и сыновья».

Материал. Иллюстрации: 1) с изображением людей и животных; 2)с природным ландшафтом ;картинки с изображением отдыха (кровать), природных явлений (дождь, метель).Ветка дерева с каркасом для будущего гнезда, отдельные прутики, пуховые перья, ИКТ (слайды),фонограммы

Украинская народная песня «Птичка», «Как хорошо под мамино крыло» (О.Зарубина), маски птиц, дидактическая игра « Кто где живёт?».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход.

Дети сидят на стульчиках, расставленных в шахматном порядке.

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Демонстрирует поочередно две картинки: 1- с изображением человека и животных в природе и 2-с природным ландшафтом без людей и животных. Что вы видите? (Люди, животные). Мы видим многообразие живых существ, населяющих нашу планету. Какие изменения вы заметили? Как вы думаете, куда могли исчезнуть все живые объекты с этой картинки? Почему это произошло? На доске демонстрируются картинки с изображением кровати, дождя, метели. (Отдыхают, спрятались от дождя, от снега).Всем живым существам необходим отдых, укрытие от неблагоприятных погодных условий, от которых можно не только спрятаться, но и оставаться в них долгое время, -жить, выращивать потомство. Называются они « жилища».Как называют жилище человека?(Ответы детей).( Демонстрируется слайд №1) .Самым первым жилищем человека служили различные пещеры, гроты.(слайд №2)Древнейшими жилищами людей, обитавших на равнинах, служили землянки и шалаши.(слайд №3)После перехода от кочевого к оседлому образу жизни жилища постепенно изменяются. В сухих и безлесных районах строились глинобитные, кирпичные и саманные здания (слайды №4, №5).В богатых лесом районах возводили срубные деревянные дома (слайд №6). До сих пор многие народы Севера и Сибири используют для жилья переносные жилища. Это Чум(слайд №7),Яранга(слайд№8), Юрта (слайд№9). Ребята, как называют жилье у животных? (слайд №10).Где располагаются эти жилища? (На земле, под землей, в воде, на деревьях)(слайды №11,№12).Как вы думаете, кому из них жилье соорудить трудно? Правильно, птицам.

Человек строит дом, используя строительный материал, инструменты.(Показ слайда №13).Как же птица строит свое гнездо? Из каких материалов?(Показ слайдов №14,№15 №16).(Ветки, трава, пух, мох, глина).

Давайте мы сейчас превратимся в птиц и попробуем построить гнездо.(Одевает шапочки птиц детям).Где птицы строят гнезда?(На деревьях, на земле ,под крышами домов, на скалах, на берегах рек)(слайды № 17,18,19,20,21). Какие бывают гнезда по величине? (От маленьких, крохотных, до больших, огромных) ,по форме? (слайд №22).Показывают размер и форму гнезда руками. Ребята, люди строят с помощью рук, какие части тела помогают птицам в строительстве? (Клюв и лапки).Раздает детям клювики, изготовленные детьми. Давайте возьмем клювики в правую руку, а левая рука будет помогать в постройке гнезда, как лапка птички. (Демонстрируется слайд №23).Вы видите у птиц разные клювы в зависимости от способа добывания пищи: у одних они похожи на шильце ,на шприц(у колибри-для высасывания нектара цветов),у других на щипцы(у клеста-для раскрывания шишек, у попугая-для колки орехов, у дубоноса-для колки косточек ягод),на долото(у дятла-чтобы долбить кору, у кулика-чтобы раскрывать раковины).Птица своим клювом гнездо вьет. Вить -это значит крутя, соединять, сплетать в единое целое. Как вы думаете, каким должно быть гнездо? Крепким, чтобы оно не разрушилось от ветра, от дождя. Птичка отложит в гнезде яички, будет согревать их своим теплом, насиживать, пока не вылупятся птенцы. Поэтому гнездо должно быть еще и тёплым. (слайд №24). Ребята, посмотрите, на каркас будущего гнезда ,какой он?(Круглый, объёмный, похож на половинку шара). (Показывают руками форму и объём, выделяя основание и расширяющуюся часть).

Влетает птичка (Взрослый в костюме птички)

- Чив, чив,чив! Какая красивая веточка, хорошо бы здесь свить гнёздышко!

Воспитатель. Здравствуй, птичка, мы с ребятами как раз хотим попробовать свить гнездо и если оно тебе понравиться, можешь смело в нём заселиться!

Птичка. Спасибо, ребята! (птичка выполняет с детьми физкультминутку).

Физкультминутка: Песня «Птичка»

Птичка под моим окном Дети стоят по кругу, выставив вперед

правую руку с «клювом»,выполняя

взмахи левой рукой.

Гнёздышко для деток вьёт: Выполняют волнообразные движения

двумя руками «от себя», иммитируя

плетение гнезда.

То соломку тащит в ножках, Дети бегут по кругу друг за другом на

носочках, выполняя взмахи левой рукой.

То пушок в носу несёт.

То соломку тащит в ножках, (повторение)

То пушок в носу несёт.

Птичка домик сделать хочет, Останавливаются, встают лицом в круг,

Солнышко взойдёт, зайдёт, Поднимают руки вверх, опускают.

Целый день она хлопочет, Кружатся на месте, взмахивая руками,

Но и целый день поёт. иммитируя полёт.

Целый день она хлопочет, (повторение)

Но и целый день поёт.

Птичка. Ребята, пока вы трудитесь, я помогу своим подружкам-птичкам, ведь они тоже ищут место для гнездовья (Улетает)

Воспитатель. Итак, птички-невелички, готовы к постройке гнезда? Берите своими клювиками веточки и начинайте вить гнездышко, при этом следите, чтобы ваши веточки переплетали вот эти толстые ветки. (Показывает движениями рук способы плетения) .Воспитатель начинает плести основание гнезда, его донышко.

Воспитатель. Гнездо должно быть крепким, поэтому укладывайте плотно прутик к прутику, помогайте лапкой. Кверху гнездо расширяется, выбирайте прутики подлиннее. Теперь его необходимо утеплить, какие материалы будем использовать для этого?(пух, травку, кусочки ткани). Видите, ребята, сколько усилий прикладывает птица, чтобы свить гнездо.

Вот и готово наше гнездышко! Нравится оно вам, ребята? Не зря говорят, что дерево ценят по плодам, а человека по делам. Тяжело было трудиться? Но вы старались, ведь терпенье и труд все перетрут. Как вы думаете, кому легче свить гнездо, птице или вам, ребята, работающим всем вместе, дружно? Конечно, вам, у вас все материалы рядом. Вас много и вы быстрее выполните работу. А птице приходиться отыскивать необходимые материалы, иногда улетая далеко от гнезда. Она вьет гнездо одна, очень долго, с раннего утра до позднего вечера. Много сил она вкладывает в это дело. Поэтому , ребята, разорять гнёзда птиц нельзя! Мы должны уважать их труд!

Вспомните, в какой сказке сравнивается труд одного человека и многих?(В сказке Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»). Видите, ребята, и ломать и строить сообща, всем вместе, намного легче.

Влетает птичка (Взрослый в костюме птички)

- Чив, чив, чив! Какое чудесное гнёздышко!

Воспитатель. Его ребята смастерили для тебя и твоих будущих птенцов. Живите в нём счастливо и радуйте всех своими песнями.

Птичка. Спасибо , ребята, за вашу доброту. Хотите со мной поиграть?

Проводится игра «Птичка-невеличка».

Птичка встаёт на стул, дети сидят на корточках вокруг неё.

Птичка: Я птичка-невеличка, я на дереве сижу, на птенцов своих гляжу (поворачивается по кругу к детям, показывая на них рукой поочередно).

Всем вам, детушки с утра, чистить пёрышки пора!(поднимаются на носочки, выполняют движения «чистки» пёрышек). Крылышки расправили (разводят руки в стороны), Хвостики поправили (выполняют движения нижней частью туловища), Друг на друга поглядели (поворачиваются друг к другу)Улыбнулись (улыбаются друг другу),Полетели!(бегут за птичкой по кругу).

Птичка. Молодцы, ребята, из вас получились замечательные птички. Ещё раз спасибо за гнёздышко, а мне пора улетать. (Птичка улетает, забрав с собой гнездо, дети садятся на стулья).

Воспитатель. Ребята, вы видели, как птичка обрадовалась, получив в подарок гнёздышко? Давайте расселим других обитателей нашей планеты по своим жилищам.

Проводится дидактическая игра «Кто где живёт?»

Воспитатель. Ребята, послушайте, пожалуйста песню (звучит 1 куплет и припев песни «Как хорошо, что есть на свете дом». О чем эта песня? В ней звучат слова «Как хорошо под мамино крыло»,разве у мамы есть крылья? Правильно, мы часто сравниваем человека с другими обитателями нашей планеты. В этой песне мама, как птица, созывающая птенцов под своё крыло, ждет своих детей у себя в доме. Все мы: и люди, и животные спешим в свои жилища. И многим его сооружать очень тяжело. Давайте, ребята, будем внимательными ко всем живым существам, находящимся вокруг нас. Вы всю зиму заботились о птицах, подкармливали их. Какие правила поведения в природе вы будете соблюдать? (Не разорять птичьи гнёзда, не разрушать муравейники и так далее).

Подводится итог занятия: Ребята, о чём вы сегодня узнали ? Что вам понравилось больше всего? Молодцы, ребята, сегодня вы были весёлыми, трудолюбивыми птичками, узнали много нового и интересного . Вы увидели, что между человеком и животными много общего. Человек-часть природы ,мы должны заботиться о ней. На следующем занятии мы с вами научимся мастерить скворечники. (слайд №25)




Использованная литература :

1.Т.В.Ефремова Толковый словарь

2.Яндекс(иллюстрации,материал о жилище человека,о птицах).

3.М.А.Михайлова,Е.В.Горбина.Поём,играем,танцуем дома и в саду (стр 67)










3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козлова Татьяна Васильевна

Дата: 12.02.2018

Номер свидетельства: 456740


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства