Оборудование: браслеты, резиночки, часы для маркировки левой руки; платок, синяя ткань, цветной платочек, яркий мешочек; изображение печи с липучками (в центре со сменой чисел +1, -1, +2, -2)набор пирожков (с числами 1, 2, …, 10) для устного счета;изображение дерева со съемными яблочками(красного, желтого и синего цветов), яблоки пронумерованы, с логическими задачами; наборы кубиков Никитина, схема узора «Рыбка»; панорама к сказке «Гуси-лебеди»; наборы цветных счетных палочек Кюизенера, схема «Моста»; рисунок леса с ошибками; цветные квадраты с проведенными линиями, ножницы; баранки, леденцы для угощения.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Вводная часть.
Дети сидят за столом.
Воспитатель сообщает, что сейчас дети отправятся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси-лебеди», набрасывает на плечи платок (перевоплощается в сказителя).
Воспитатель. Помните, гуси-лебеди унесли братца. Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки. Но прежде чем помочь девочке, они просили исполнить их желания. В нашей сказке задания будут математические, а выполнять их будете вы, т. к. девочка спешит и волнуется. Итак, начинаем.
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели. Печка ей в ответ:
- Выполни мои задания - скажу.
Задания печки: Разминка - устный счет.
«Ромашка» в виде печки (+1, -1, +2, -2) с пирожками (числа 1, 2, …, 10). Дети по очереди считают пирожки («вынимают» из печи, решая примеры на увеличение и на уменьшение числа).
- Я вижу, что считать вы научились.
Побежала девочка дальше.
Воспитатель с детьми подходит к дереву.
Физкультминутка.
В саду ветер разгулялся
И стал яблоньки качать.
Раз – налево, два – направо, раз-два,
Вот яблонька, вот трава.
-Стоит яблонька. А на ней яблоки с числами. Посчитаем количество математических яблок. Какое яблочко здесь лишнее? (Яблочко под номером 7) Почему? (Оно синего цвета). Какое самое большое, самое маленькое? Посчитайте яблоки от самого маленького до самого большого.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Дети по очереди выбирают яблочко с числом, срывают его, решают задачку на логику. (Задачки на логику написаны с обратной стороны яблочек).
Задачки на логику.
Что бросают, когда это необходимо, и поднимают, когда это уже не нужно? (Якорь.)
Кто ходит вначале на четырех ногах, потом на двух, а в конце на трех? (Человек: младенец, взрослый, старик с палочкой.)
Как разделить 5 яблок между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по яблоку, и одно яблоко осталось в корзине? (Один ребенок берет яблоко вместе с корзиной.)
Сколько ушей и трёх мышей?
Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса. Кто летит ниже всех?
Сколько лап у двух медвежат?
Что тяжелее, килограмм ваты или полкилограмма железа?
На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько плодов было на яблоне?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц летело?
Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка, в каждом мешке по коту. Сколько всего человек шло в Москву?
Когда гусь стоит на одной ноге, то весит 3 кг. Сколько кг он будет весить, если встанет на две ноги?
- Яблоня: «Вижу я, хорошо вы решаете хитрые задачки». Указала яблоня на путь гусей-лебедей.
Бежит девочка дальше.
Дальше мы идем, перед нами – водоем.
Воспитатель с детьми подходит к ковру с синей тканью.
Течет молочная речка в кисельных берегах.
Молочная река, кисельные берега, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Пустите рыбок в речку, скажу.
Задание речки: сложить узор «рыбка» из кубиков Никитина на ткани синего цвета по образцу. Усложнение задания – узор «рыбка» показывается детям на некоторое время, затем убирается, а дети выполняют узор по памяти.
Воспитатель просит ребят проверить друг у друга рыбок.
Речка радуется новым жильцам, благодарит детей за помощь и указывает на путь гусей-лебедей.
Долго девочка бежала по полям, по лесам.
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
Только в лес мы зашли
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой!
Дети выполняют движения по тексту, следя за правильным определением левой, правой стороны. Все подходят к избушке Бабы Яги.
Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке. В избушке Баба Яга прядет кудель, а на лавочке сидит братец. Мышка помогла девочке. Взяла она брата, и побежали. А Баба Яга отправила гусей-лебедей в погоню. Сестра с братцем добежали до молочной реки. Видят - летят гуси-лебеди.
- Речка, матушка, спрячь меня!
- Постройте мост— спрячу.
Вернувшись к столам, воспитатель показывает образец рисунка. Дети по памяти выкладывают мост из цветных счетных палочек Кюизенера.
Укрыла река девочку с братцем кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят. Стоит яблоня.
Обратилась девочка к яблоне с просьбой укрыть ее.
- Найди ошибку художника, укрою.
Воспитатель предлагает найти на рисунке 10 ошибок, допущенных художником.
Яблоня заслонила ее ветвями. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка опять побежала. А гуси-лебеди догоняют, того гляди братца изрук вырвут.Добежали до печки.
- Печка, матушка, спрячь меня!
- Почини меня, спрячу.
Дети разрезают квадрат по линиям на несколько частей, затем складывают из полученных частей снова квадрат. (Задание по игре Никитина «Сложи квадрат»)
.
Спрятала ее печка. Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. А девочка возвратилась с братцем домой, к родителям.
Заключительная часть.
Хвалит вас девочка за активную помощь и за знание изученного материала.
- Какие умения помогли нам в сказке? (Умение считать, решать задачи, составлять по схеме.)
А родители девочки благодарят вас за помощь, посылают вам гостинцы: баранки да леденцы.
Воспитатель из красивого мешочка достает гостинцы, угощает детей.