Конспект НОД по познанию "Зимующие птицы" для детей средней группы
Конспект НОД по познанию "Зимующие птицы" для детей средней группы
Программное содержание: Уточнить и расширить представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы»; формировать представление о зимующих птицах и роли человека в их жизни. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей. Расширять знания детей о птицах родного края. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познанию "Зимующие птицы" для детей средней группы»
Конспект НОД по познанию
по теме «Зимующие птицы».
Программное содержание: Уточнить и расширить представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы»; формировать представление о зимующих птицах и роли человека в их жизни. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей. Расширять знания детей о птицах родного края. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
Содержание образовательной деятельности:
1.Слышится голос сороки.
Воспитатель: Слышите, Сорока стрекочет, что-то сообщить нам хочет. Сорока очень болтливая.
Сорока: Сегодня была в лесу. Почему - то одни птицы улетели, а другие остались, что к чему, не пойму?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как Сорока расстроилась. Она не поймет, что случилось в лесу. Почему одни птицы улетели, а другие остались.
Что же делать, как нам помочь Сороке?
Дети: Надо всем отправится в лес, и помочь Сороке разобраться.
Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу.
Основными правилами являются
Нельзя разводить костер
Нельзя разорять гнезда птиц встречающихся на пути
Не оставлять мусор после себя
Не ломать ветви деревьев и кустарников
Не трогать и не причинять вреда встретившимся в лесу животным.
Нельзя брать детенышей животных домой.
Не шуми в лесу.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
2.Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка «Голоса птиц».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Внимательно прислушайтесь к звукам и скажите, что вы услышали в зимнем лесу?
Дети: Голоса птиц.
Воспитатель: Это нас птицы встречают.
Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.
На улице стало холодно. Некоторые птицы улетели в тёплые края. Вспомните, какие птицы улетели? Как вы думаете, почему? Как называют таких птиц? Перелётные. Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетные. Они собираются стаями и улетают в теплые края. 3. Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах, которые никуда не улетают, а остаются зимовать с нами. Какое время года сейчас? (Зима). Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
Дети: Таких птиц называют – зимующие.
Воспитатель: С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай с полей убрали, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят.
Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки: Эта маленькая пташка Носит серую рубашку, Подбирает быстро крошки И спасается от кошки. Ответ детей: Воробей.
Чтение стихотворения про воробья. Настя Р.
Воробьи – воробышки,
Серенькие пёрышки…
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить.
Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.
Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья, Не боюсь зимы и я, Всем известная вам птичка. А зовут меня... Ответ детей: Синичка.
Чтение стихотворения про синичку. Саша К.
Маленькая птичка –
Жёлтогрудая синичка,
По двору гуляет,
Крохи собирает.
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень, подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.
А вот ещё одна загадка:
Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится
Эту птицу мы зовём красногрудым… (снегирём)
Физкультминутка «Снегири»
1. Вот на ветках посмотри
В красных майках снегири
Руками хлопают себя по бокам. Показывают грудки
2. Распустили перышки
Руки слегка в стороны
3. Греются на солнышке
Шевелят пальчиками
4. Головой вертят, вертят
Повороты головой вправо, влево
5. Улететь они хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
Бегут по кругу взмахивая руками.
Чтение стихотворения про Снегиря. Кристина И.
На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженых
Яблоки клюют.
Воспитатель: Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это малоподвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают.
- Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)
- Какие у неё крылья? (большие)
- А лапки? (сильные, цепкие)
- Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)
- Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)
- Как они кричат?
- Чем питаются вороны?
Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.
Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой» Поставить на стол кормушку и разложить на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, хлеб, шоколад, картофель, морковь. Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом)
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием!
Индивидуальная работа
Д/игра « Чем угостить птиц зимой?»
(Обвести в круг корм, которые едят птицы).
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке нашей(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело на дерево.
Д/игра: «Каких птиц много на дереве?»
На дереве много...синиц,
На дереве много...воробьев,
На дереве много...ворон,
На дереве много...снегирей.
А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке». Подвижная игра «Птицы на прогулке» Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель раздает маски птицы.
Дети под музыку, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.
Рефлексия: Ребята! Как вы думаете, Сорока, поняла, что случилось в лесу? Каких же птиц называют зимующие? Назовите зимующих птиц, которых вы запомнили.