муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 16 «Колобок» города Калуги
Тема | «Семья» |
Образовательная деятельность | Социально-коммуникативное развитие |
Форма педагогического мероприятия | Непосредственно-образовательная деятельность |
Возраст | 4-5 лет (средняя группа) |
Цель | Формирование первичных представлений о семье |
Задачи | 1.Закреплять у детей понятие о составе семьи. 2.Развивать умение отвечать на вопросы предложениями, состоящими из 2-3 слов. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных. 3. Воспитывать заботливое, доброжелательное отношение к членам своей семьи.
|
Средства обучения | Разрезной пазл-«автомобиль»; иллюстрации с изображением рыбы, различной по величине; мольберт с нарисованным ведром, наборы фруктов, овощей, ягод (в соответствии с программой); набор муляжей для приготовления пирога; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «магазин»; валик; гуашь; трафарет семьи; магнитофон, запись песни «Что такое семья…»; кисти в подарок детям. |
Форма организации | Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
Предварительная работа | Совместное создание альбома «Моя семья», беседа «Кто чем занимается в семье?», д/и «Что из чего», собирание пазлов, разрезных картинок, знакомство со способом образования уменьшительно-ласкательных форм слова, сравнивание предметов по величине методом наложения, разучивание пальчиковой гимнастики по теме «семья». |
Структурные части образова-тельной деятельности | Содержание заданий | Деятельность | Форма организации | Результат |
Педагога | Детей |
Вводная часть | Ситуативный разговор. Постановка проблем ной ситуации | Воспитатель сообщает детям, что хочет нарисовать картину, на которой изображена семья. Предлагает нарисовать детей группы, уточняя являются ли они семьей. Интересуется, знают ли они что такое «семья». Побуждает детей к постановке проблемной ситуации. | Дети знакомятся с проблемой воспитателя. Рассуждают и высказывают свои суждения. Высказывания детей. Дети высказывают предположения о том, что они сегодня узнают. | Фронтальная | Эмоциональный настрой, создание интереса к предстоящей деятельности. Мотивация к деятельности. |
Основ ная часть | Беседа о дедушке. Собирание разрезного пазла «автомобиль» | Воспитатель предлагает отправиться в гости к знакомой семье и узнать, что такое и семья и о роли каждого её члена. -Ребята, как вы думаете, где мы оказались? -Посмотрите, а вот и автомобиль. Как вы думаете, для чего дедушка его чинит? -Что можно сказать о дедушке? Какой он? -Как можно назвать дедушку ласково? - Давайте поможем дедушке собрать автомобиль. | Подходят к столу, на котором расположен пазл «автомобиль» Отвечают на вопросы Подбирают уменьшительно-ласкательные формы слова. Собирают пазл «автомобиль» | Фронтальная, коллективная, индивидуальная. | Обобщение знаний детей о дедушке, как о члене семьи. Умение подбирать уменьшительно-ласкательные существительные по отношению к дедушке. Собраный пазл-«автомобиль» |
Беседа о бабушке. Сбор урожая. | -Давайте теперь отправимся к дедушкиной жене. Как вы думаете, кто это? - Как вы думаете, где мы оказались ? - Что бабушка может делать на даче? -Ребята, посмотрите, вот это урожай! -Как вы думаете для чего бабушке такое количество продуктов? -Что можно сказать о бабушке, какая она? - Как можно назвать бабушку ласково? - Ребята, что выросло у бабушки на даче? (показывает овощи, фрукты, ягоды – спрашивает у детей, что это, как можно назвать одним словом и как используется). -Давайте поможем бабушке собрать урожай и разложить его в ящики. | Попадают на дачу, где рассыпаны фрукты, овощи и ягоды Отвечают на вопросы Подбирают уменьшительно-ласкательные формы слова. Называют отдельно фрукты, овощи, ягоды, обобщают их по категориям. Раскладывают овощи, фрукты, ягоды по ящикам | Фронтальная, коллективная, индивидуальная | Обобщение знаний детей о бабушке, как о члене семьи. Умение подбирать уменьшительно-ласкательные существительные по отношению к бабушке. Умение обобщать фрукты, овощи, ягоды, по категориям. |
Физминутка
| Совместно с детьми выполняет движения в соответствии с текстом. Кто живёт у нас в квартире? Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.) Кто живёт у нас в квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.) Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.) Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.) Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.) | Выполняют движения по тексту физминутки. | фронтальная | Двигательная активность |
Беседа о папе. Выставление по величине иллюстраций с изображением рыбы. | -Ой, ребята, пока мы отдыхали, незаметно пришли к папе. -Что можно сказать о папе, какой он? -Как можно ласково назвать папу? -Ребята, посмотрите, сколько много рыбы наловил папа. А вы знаете, как называется эта рыба? -А ведро совсем пустое. Давайте поможем папе сложить рыбу в садок. Как вы думаете, какую рыбу мы положим вниз? | Подходят к импровизированному месту рыбалки. Ответы детей. Подбирают уменьшительно-ласкательные формы слова. Ответы детей Выставляют на фланелеграфе рыбу по величине: от большой - к маленькой. | Фронтальная, коллективная, индивидуальная | Обобщение знаний детей о папе, как о члене семьи. Умение подбирать уменьшительно-ласкательные существительные по отношению к папе. Умение сравнивать предметы по величине, выставлять от большего к меньшему. |
Беседа о маме. Подбор продуктов для пирога. | -Что можно сказать о маме, какая она? -Как можно ласково назвать маму? . -Давайте поможем маме выбрать продукты для вкусного пирога. -Какие продукты вы выбрали? - Да, вкусный будет пирог! На его аромат и дети с улицы прибегут! | Подбирают уменьшительно-ласкательные формы слова. Выбирают продукты Перечисляют продукты. | Фронтальная, коллективная, индивидуальная | Обобщение знаний детей о маме, как о члене семьи. Умение подбирать уменьшительно-ласкательные существительные по отношению к маме. Обобщение знаний о составе кондитерских изделий. |
Заключитель- ная часть | Рефлексия Совместная деятельность | -Ребята, вы такие молодцы, Вы сегодня старались и трудились, как одна семья. -Кому вы сегодня помогали? -Что такое семья? -Кто живет в семье? -Что узнали нового? -Что еще хотели бы узнать? Предлагает вместе нарисовать картину с изображением семьи и отправить её на конкурс. (раздаёт детям кисти и вместе рисуют картину). -Ребята, посмотрите, что получилось! (Благодарит за помощь, подарит кисти.) | Рассуждения детей. Переходят к совместной деятельности Получают подарки | Фронтальная, коллективная | Обобщение по добрым делам для членов семьи. Значимость каждого из членов семьи. Изготовление картины, на которой изображена семья. |