Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ "математических соревнований" в подготовительной группе для детей с ОНР»
КОНСПЕКТ
игры-соревнования
по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной к школе группе детей с ТНР (ОНР)
Цели игры: проверка знаний, умений детей самостоятельно решать разнообразные задачи математического содержания; активизация мыслительной деятельности (логическое, образное мышления).
Задачи:
продолжать формировать умение детей находить недостающую фигуру путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонталям и вертикалям;
упражнять в решении задач без наглядности, в составлении числа из двух меньших;
совершенствовать умение классифицировать геометрические фигуры по разным признакам;
закреплять порядковый и обратный счёт, знания последующих и предыдущих чисел, математических знаков;
формировать пространственные и временные представления;
развивать мыслительной и речевой деятельности, зрительно-моторной координации;
развивать графомоторные навыки, тонкую моторику;
развивать внимание, сообразительность, творческое отношение к учебной задаче;
формировать навыки самоконтроля и самооценки;
воспитывать чувство удовлетворения от верно выполненного задания, выдержку, настойчивость, честность, справедливость, готовность помочь товарищу.
Методы и приёмы: поисковые вопросы, загадки, наводящие вопросы, дидактические игры, художественное слово, хоровое проговаривание, подвижные игры, индивидуальные практические действия, соревнование, активизация. поощрение позитивных успехов (флажок), аудиозапись, музыкальное сопровождение, самооценка («маячок») и взаимоконтроль.
Предварительная работа:
Подвижные игры «Неделя, стройся», «Замри», «Весёлая неделя», «Пляшущие человечки», «Собери фигуры, какие я покажу», «Найди пару»;
Математические дид./игры «Поиск девятого», «Найди пропущенную фигуру», «Найди соседей», «Цифры», «Заполни пустые клеточки», «Математические задачи», «На что это похоже?», «Блоки Дьенеша»;
Предыдущие занятия по математике;
Решение задач на наглядной основе и без неё;
Порядковый счёт на физкультурных занятиях;
Повороты на утренней зарядке;
Словесные игры «Наоборот», «Скажи по-другому»;
Рассматривание книги «Логика»;
Д/упр. «Превращения», «Отгадай, какую геометрическую фигуру я загадала», «Подсели соседей в дом».
Дифференцированный подход: команда «ПЛЮС»- дети первого уровня (карточки на поиск девятого пропущенного элемента, счёт в пределах 20), команда «МИНУС»- дети второго уровня (карточки на поиск шестой пропущенной фигуры, счёт в пределах 10)
Атрибуты:
эмблемы (8+, 8-)
флажки (34)
вазы напольные (2)
карточки с задачами (2)
обручи (2)
блоки Дьенеша и разноцветные геометрические фигуры (круги, овалы, треугольники, ромбы, прямоугольники, квадраты, трапеции, параллелепипеды разной величины)
карточки с условными обозначениями (4)
карточки «Поиск 9» (8), «Поиск 6» (8)
фломастеры (16)
цифры 1-7 (2 комплекта)
мольберты (2)
листы с написанными парами цифр (2), скотч
картинки с «Пляшущими человечками» (6)
листы с нарисованными геометрическими фигурами (16)
цветные мелки (4 упаковки)
цифры (0, 1, 2, 3, 4 по 4 штуке, 5, 6, 7, 8 по 2 штуке)
лист с блиц опросом
«маячки» (16)
ХОД СОРЕВНОВАНИЯ
Под марш 2 команды с эмблемами (« + » и « - ») входят и строятся в две
колонны, поворачиваются друг к другу.
Воспитатель: Команды, стой! Смирно! Направо-налево!
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы узнать, как вы умеете считать, отгадывать загадки, решать задачи, какие вы ловкие и находчивые.
В наших соревнованиях принимают участие 2 команды: команда «Плюс» и команда «Минус».
Команды, по порядку номеров рассчитайсь! («1, 2, … расчёт окончен!)
Команды, представьтесь друг другу!
Команды произносят речевки:
«Мы - плюс! И этим мы гордимся!
Мы для сложения годимся!
Мы добрый знак соединенья,
В том наше предназначенье!»
«Мы – минус, тоже добрый знак!
Ведь не со зла мы отнимаем,
А роль свою лишь выполняем!»
Воспитатель: Хорошо! Я за каждое правильно выполненное задание присуждаю флажок! Победит та команда, которая наберёт больше флажков!
Команды, сели!
Садятся на стулья.
Воспитатель: Математические соревнования начнём с разминки.
Каждой команде надо решить три задачи.
«Плюсу»:
Два цыплёнка стоят, два в скорлупке сидят,
Три яйца под крылом у наседки лежат.
Сосчитай поверней, отвечай поскорей!
Сколько будет цыплят у наседки моей?
Почему? («7=2+2+3»)
Семь гусей пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами!
Как считал? («5=7-2»)
3. У палки – два конца, если один отпилить, то сколько останется? Докажи! («Два, только палка короче станет»)
Дети отвечают, за правильный ответ – флажок.
Задачи для команды «Минус»:
1. Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке.
Ещё одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
Как считал? («4=3+1»)
Пять весёлых медвежат за малиной в лес спешат.
Но один медведь устал, от товарищей отстал.
А теперь ответ найди: сколько мишек впереди?
Докажи! («4=5-1»)
У бабушки Даши – внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внучек? Почему? («Одна. Кот и собака не могут быть внучками бабушки»)
Воспитатель: Молодцы! Все задачи решили! Каждая команда заработала по три флажка.
Ставят флажки в вазу своей команды.
Воспитатель: Начинаем конкурс «Собери геометрические фигуры в обруч».
Я показываю каждой команде условные знаки, по которым вы должны собрать с пола нужные фигуры в свой обруч.
Вам, «Плюсы», какие геометрические фигуры надо собрать? (показываю карточки с условными изображениями)
Команда «Плюс»: «Все не красные».
Воспитатель: А вы, «Минусы», какие фигуры будете собирать?
Команда «Минус»:«Все треугольники».
Воспитатель: Правильно. Начали!
Собирают в свои обручи.
(Проверяю. Прошу доказать правильность выбора.)
Воспитатель: Молодцы! Всё правильно собрали. Вернём фигуры на пол и играем ещё раз. (Разбрасывают по полу.)
Теперь «Плюсы» собирают…(показываю карточку)
(«Все красные четырехугольники»)
А «Минусы»…(показываю карточку)
(«Все фигуры синего цвета без углов»)
Начали! Проверяем… хорошо!
Каждая команда получает по одному флажку!
Капитаны ставят флаги в вазы.
Воспитатель: Команды, стройся! Смирно!
Следующий конкурс «Поиск фигуры».
На карточках надо найти недостающую фигуру и обвести ответ фломастером (раздаю). Я буду оценивать скорость и правильные ответы. Можно работать сидя.
Дети обводят ответ и отдают карточку воспитателю.
Как узнал? Как искал? Докажи (вручаю флажки).
За правильный ответ – флажок.
Каждый ставит флажок в вазу своей команды.
Воспитатель: Хорошо справились и с этим заданием!
А теперь играем в игру «Неделя, стройся!»
Капитаны раздают цифры с 1 до 7. Почему? («В неделе – 7 дней».)
Пока играет музыка – «дни недели» танцуют. Музыка закончилась – «неделя» должна построиться со дня, который я назову. А капитаны проверяют правильность построения. Начали.…
Неделя, с понедельника стройся!
Играет музыка – дети танцуют, строятся.
Капитаны, проверяйте свои недели! Правильно? (Проверяют.)
Каждая команда получает по флажку. (Ставят флажок в вазу.)
Команды, садитесь на стульчики. (Друг напротив друга).
Объявляю конкурс капитанов!
На мольбертах – листы с парами цифр.
Капитанам надо расставить между ними знаки «больше», «меньше», «равно» и прочитать полученные записи.
«МИНУС»: 4…3 2…3 5…7 8…4 9…9
«ПЛЮС»: 9…4 10…6 1…11 12…12 15…16
Молодцы! Заработали для своих команд по одному флажку! (Флажок – в свою вазу ставят)
А теперь проверим внимание команд.
Конкурс «Пляшущие человечки».
Пока играет музыка – все пляшут, а я показываю карточку со схемой человека. Музыка закончилась – команды должны замереть в позе человека на карточке. Для каждой команды – своя карточка.
Будьте внимательны!
Игра повторяется 3 раза
(6 карточек)
Все были внимательны! Молодцы! Получаете флажок! (По одному флажку – в вазы)
Теперь посмотрим, как команды могут фантазировать.
Конкурс «Волшебники»!
Нужно дорисовать геометрическую фигуру на своей карточке так, чтобы получился предмет, но одинаковых предметов в команде быть не должно!
(Раздаю листы с геометрическими фигурами каждому участнику).
Берите мелки, договаривайтесь, кто, во что будет превращать свою фигуру. Располагайтесь как вам удобно. (Дети рисуют.)
Чья команда быстрее построится с готовыми рисунками? Начали!
Справившимся задаю вопросы: Что нарисовал? Из чего? Какую фигуру превращал? (Ответы детей)
И с этим заданием обе команды справились. Каждая получает флажок!
Капитаны ставят в вазы.
И последний конкурс – «Найди пару».
Я раскладываю цифры на полу.
Команда «ПЛЮС», возьмите цифры по порядку с 1 до 8 в правую руку.
Взяли и построились по порядку.
Вы должны из оставшихся цифр подобрать себе пару, чтобы у вас в обеих руках составилось число 8. (1+7, 2+6, 3+5, 4+4, 5+3, 6+2, 7+1, 0+8)
А команда «МИНУС» должна взять с пола только по одной цифре и построиться парами, чтобы в каждой паре составилось число 4. (1+3, 2+2, 3+1, 4+0)
Поняли задание? 1,2,3 – начни! (Дети составляют числа.)
Какие цифры остались? (0, 0, 4, 8)
Какую пару можно из них составить? 0+4(«МИНУС»), 8+0(«ПЛЮС)
Такой пары у вас нет? (Нет!)
Молодцы! Заработали по флажку обе команды!
Капитаны ставят – в свои вазы.
Команды, сели на стульчики! (Сели друг напротив друга)
Я провожу Блиц-опрос! Надо быстро ответить на все вопросы правильно! Команды отвечают по очереди (за правильный ответ – вручаю флажок).
- Какой сейчас месяц? (Январь)
+Какой сегодня день недели? (Вторник)
- Назовите соседей числа 5? (4 и 6)
+Назовите соседей числа 15? (14 и 16)
- Какое число больше 4 на 1? (Число 5)
+Какое число меньше 12 на 1? (Число 11)
- Считай от 5 до 10. (5.6.7.8.9.10)
+Считай от 14 до 8. (14.13.12.11.10.9.8)
- Подними левую руку.
+Какие числа больше 7 и меньше 10? (8,9)
- Сколько хвостов у 8 ослов? (8)
+Сколько шин у 2 машин? (8)
- Лена живёт на 3 этаже, а Даша на 2. Кто выше? (Лена)
+Белка прыгала с ветки на ветку и решила отдохнуть на ветке, которая выше 5, но ниже 7. На которой ветке отдыхает белка? (На 6)
- Сколько орехов в пустом стакане? (Ни сколько)
+Первый ослик несёт 10 кг камней, а второй 10 кг ваты. У которого тяжелее? (Одинаково)
(Вопросы задаю каждому участнику команд, в случае неправильного ответа запрашивается помощь команды)
Ставьте свои заработанные флажки в свои вазы. (Дети ставят флажки в вазы)
Теперь по очереди возьмите «маячки» и постройтесь. (Берут со стола и строятся в две шеренги лицом друг к другу.)
Покажите, как вы сегодня справлялись с заданиями. Зелёный – всё получилось. Красный – в чём-то было трудно. Подняли «маячки»! Показали. О, почти всем было легко!
(Детям, неадекватно оценившим себя, напоминаю их затруднения.
Ребят, поднявших красный цвет, спрашиваю о трудностях и поощряю: «Тебе с чемтрудно было справиться? Мы с тобой потренируемся
и в следующий раз у тебя всё получится!»).
Считаем флажки! Какая команда выиграла?
Капитаны со своими командами подсчитывают флажки в вазах.
Вот и закончились наши математические соревнования!