Конспект досуга в подготовительной к школе группе по теме: «Волшебный мир музыки»
Конспект досуга в подготовительной к школе группе по теме: «Волшебный мир музыки»
Данное мероприятие проводилось в рамках методического объединения музыкальных руководителей города и являлось результатом аттестационной работы педагога на первую квалификациооную категорию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оренбургская обл., г.Гай, ул. Молодежная, д. 71б, тел.:4-06-40; e-mail: [email protected]
Конспект досуга
в подготовительной к школе группе
Тема: «Волшебный мир музыки»
Выполнила: Семина
Вероника Геннадьевна
музыкальный руководитель
I квалификационной категории
2016год
Конспект досуга разработан в соответствии с Основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад №18 «Ладушки» и годовым комплексно-тематическим планированием.
При планировании досуга была выбрана такая форма, как музыкальная гостиная.
В настоящее время люди часто не умеют слушать и слышать не только природу или музыку, но и друг друга. Современная жизнь характеризуется напряженностью социальных конфликтов, нерешенными проблемами, связанными с нестабильным состоянием экономики и духовно-нравственным кризисом общества в целом. Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. И здесь нам помогают шедевры классической музыки.
Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой стороны –антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на детей. Но если взрослый с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен этому противостоять, то ребенок оказывается совершенно беспомощным. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.
Музыка является одним из средств воспитания духовности человека. Увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью, возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитание личности на ее классических образцах.
Решению этой проблемы во многом будет способствовать создание музыкальных гостиных и проведение встреч с профессиональными исполнителями классической музыки. Живая классическая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, мотивирует на занятие классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры. Подобные встречи в музыкальной гостиной помогут преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса.
Побуждать к активной совместной музыкальной деятельности.
ОО «Речевое развитие»:
Развивать связную диалогическую и монологическую речь;
Расширять словарный запас музыкальными терминами.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, двигательная.
Используемые методы и приемы:
Объяснительно-иллюстративный;
проблемно-поисковый;
эвристическая беседа;
создание игровой ситуации;
художественное слово.
Предварительная работа: проведение познавательных занятий, бесед по ознакомлению с композиторами, инструментами симфонического оркестра, рассматривание иллюстраций, картин; разучивание песни «Всюду музыка звучит», ритмическая игра «Тарелочки» муз. В. Селивановой, музыкальная игра «Оркестр», «Хор рук» муз. Р. Шумана.
Оборудование:
Фортепиано
Скрипка
Переносной музыкальный центр с USB разъемом
Ноутбук, проектор
Детские музыкальные инструменты
Одноразовые тарелочки по количеству детей
Перчатки-нотки по количеству детей;
Планируемый результат (целевые ориентиры): имеют представление о музыкальной гостиной, о симфоническом оркестре, различают и могут распределить по группам инструменты. Знают композиторов, которые написали музыку для симфонического оркестра, знают, кто такой дирижер.
Ход досуга:
Звучит симфоническая музыка, дети входят в зал и садятся на места.
Муз. руководитель: Здравствуйте, дорогие друзья. В давние времена, в усадьбах вечерами собирались люди, в специальных комнатах, которые назывались музыкальными гостиными. (Показ на экране.)
В этих комнатах имелись музыкальные инструменты, удобная мебель для гостей. Вечерами при свечах люди общались, играли на разных инструментах, устраивали концерты, вели беседы о музыке. Такие встречи организовываются и в наши дни.
Мы рады приветствовать и Вас, дорогие гости в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы с вами послушаем музыку, поговорим о ней. Слушая музыку, надо выполнять определённые правила. Ребята, давайте вспомним эти правила поведения.
Ответы детей:
- Во время слушания музыки нельзя разговаривать.
- Во время слушания нельзя ходить по гостиной.
- Нельзя есть конфеты, шуршание фантиков мешает слушать музыку.
- Мобильные телефоны надо отключать, телефонные звонки и разговор мешают и слушателям, и музыкантам.
Муз. руководитель: Сегодня наша встреча посвящается оркестрам. На музыкальных занятиях мы с вами узнали много интересного и сегодня мы об этом расскажем.
Ребята, что же такое оркестр?
Ответ: Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах.
Муз. руководитель: Какие бывают оркестры?
Ответ: Оркестры бывают: симфонический, духовой, эстрадный, джазовый, оркестр русских народных инструментов.
Муз. руководитель: А какой самый главный и большой оркестр?
Ответ: Симфонический оркестр. В его исполнении звучит музыка разных жанров. (Показ на экране)
Муз. руководитель: Совершенно верно. Симфонический оркестр умеет раскрывать почти всё, на что способна человеческая речь. Он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста.
Ответ: Все исполнители в оркестре сидят в определённом порядке. Впереди – играющие на струнных, дальше на духовых, за ними – на ударных инструментах. С левой стороны – играющие на клавишных – рояле. Рядом с ними на арфе.
Муз. руководитель: Кто же самый главный в оркестре, кто им управляет?
Ответ: Управляет оркестром дирижёр.
Муз. руководитель: Правильно. Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, но при этом не произносит ни одного слово. Он пользуется палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр и в оркестре наступает тишина. Взмахнёт палочкой, и все инструменты дружно заиграют. (Показ слайда, как дирижёр управляет оркестром)
Давайте и мы с вами поиграем в музыкальную игру, которая называется оркестр. (Дети разбирают инструменты).
Исполняется музыкальная игра «Оркестр»
Муз. руководитель: Ребята, мы с вами сейчас изобразили оркестр, а как называются люди, которые играют на музыкальных инструментах?
Ответы: Эти люди называются музыкантами.
Музыкальный руководитель: Назовите мне известных композиторов, которые написали симфоническую музыку.
Ответы детей: Пётр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусорский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Эдвард Григ.(Показ слайдов портретов композиторов)
Музыкальный руководитель: А сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть на экран. Нашу музыкальную гостиную посетила сама королева музыки.
На экране появляется Королева Музыки, говорит слова:
Я – Королева Музыки, друзья,
Волшебным миром звуков управляю я.
В нотном доме нотки жили
Людям музыку дарили.
Но случилась вдруг беда
Наступила тишина,
Ноты злой колдун украл,
Их повсюду разбросал
Помогите нотки мне найти
Чтобы музыку спасти!
Муз. руководитель: Вот это новость ребята! Что же нам делать? Надо выручить жителей Музыкальной страны! Как же нам найти волшебные нотки?
Королева Музыка: Чтобы нотки отыскать
В оркестре инструменты нужно угадать!
СЛАЙДЫ (ЗАГАДКИ)
1. В симфоническом оркестре её голос самый главный,
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей – в правом углу.
Имя приятное – как карамель. И называется… (виолончель)
3. Представьте себе великана такого:
Доброго, толстого, очень большого.
Звучит его голос солидно и плавно,
Так густо, насыщенно – право же, славно!
Назвать его имя – заданье для вас. Зовут музыканты его… (контрабас)
4. Знайте они с барабаном соседи. Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть, звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка, в музыке тоже бывают… (тарелки)
5. Был пастушеским рожком Его дедушка родной, Пел он звонко над лужком. Как его зовут? … (гобой) 6. Это что за инструмент? В чёрный фрак всегда одет. Чтобы музыка звучала – Дунуть надо для начала. Голос чистый, ясный. Это инструмент прекрасный. Вы узнали, или нет? Этот инструмент… (кларнет)
7. Чудесная трубочка, не простая дудочка,
Как на кнопочки нажмешь, тут же сразу запоет
Всех в концертный зал зовёт (флейта)
8. Деревянный духовой, не кларнет и не гобой,
Низким голосом поёт, называется… (Фагот)
9. Чтоб оркестром дирижеру легче было управлять
Решили инструменты на группы разделять
А вот на какие, должны вы мне сказать…?
СЛАЙДЫ: СТРУННЫЕ, ДУХОВЫЕ, УДАРНЫЕ
Игра «Распредели инструменты по группам»
СЛАЙД (НОТЫ)
Муз. руководитель: Все ноты с вами мы нашли
Посмотрите вот они:
На пяти линейках
Ноты все живут.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Вот как их зовут!
СЛАЙД Звучит голос Королевы Музыки:
Спасибо вам хочу сказать
Смогли вы нотки отыскать!
Семь ноток в музыкальном домике живут
И снова музыка звучит вокруг!
Исполняется песня «Всюду музыка звучит»
Муз. руководитель: Молодцы, вы так старались. Давайте поиграем в ритмическую игру. Для этой игры нам нужны необычные инструменты. (Ребятам предлагается взять по две тарелочки)
Исполняется ритмическая игра «Тарелочки» на музыку Р.Шумана.
Муз. руководитель: Настало время поближе познакомиться с представительницей самого древнего семейства, самой изящной из всех струнных инструментов – скрипкой. Я исполню для вас произведение, которое называется «Мелодия», что означает пение, музыкальный голос.
Исполняется «Мелодия» Глюка (восприятие).
Муз. руководитель: Наша встреча в музыкальной гостиной была посвящена симфоническому оркестру. И мы с вами выяснили, что самый главный в оркестре – это дирижер. Я вам предлагаю тоже попробовать себя в роли дирижера.
Исполняется «Хор рук» Р. Шуман.
Муз. руководитель: Музыка — нелегкая работа Чтобы людям сердце взволновать. Мало пьесу выучить по нотам, Надо научиться колдовать. Надо понимать язык снежинок, Понимать, о чем поет капель. Или вдруг на крыльях журавлиных Полететь за тридевять земель. Тот, кто это знает и умеет, Тот приносит счастье в каждый дом, Постарайся сделаться скорее Добрым музыкантом-колдуном!
Вот и подошла к концу наша встреча в музыкальной гостиной. Я хочу пожелать вам, чтобы вы любили музыку, всегда стремились только к прекрасному, светлому доброму, чтобы музыка была всегда с вами.