Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в подготовительной группе "Измерение температуры"»
Занятие «Измерение температуры»
Цель: раскрыть понятие "температура", знакомство с различными термометрами, их устройством и назначением. Освоить проведение эксперимента.
Задачи:
ознакомить детей с понятием «температура»;
формировать представление о приборе для измерения температуры (термометре);
сформировать представление о разных видах термометров;
формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
пополнить словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».
Методы обучения: исследовательско-поисковый, практический, наглядный, словесный.
Планируемые результаты: личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;
регулятивные: освоение алгоритма работы, учиться формулировать учебную проблему совместно с воспитателем;
познавательные: формирование представления о разных термометрах и их назначении;
коммуникативные: формирование умения работать, в паре, в группе.
Учебно-техническое обеспечение: термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; 2 стакана с водой разной температуры (холодной и теплой) (на каждого ребенка); мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебно-лабораторное оборудование:«Наблюдение за погодой»
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Начинается занятие. Оно пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на занятии не зевайте.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы будем задавать много вопросов, отвечать на них не только устно, но и практическим путём через опыты, наблюдения и эксперимент. Будет очень интересно.
2. Актуализация знаний.
1) подготовка к выполнению практической работы (выявление цели деятельности на занятии)Вступительное слово воспитателя. Беседа.
- Ребята, когда мы произносим слова "тепло", "холодно", "горячо", что мы имеем ввиду?
- Правильно. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Из жизненного опыта вы знаете, например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Заболел ты или нет - дотрагиваемся рукой до лба. Мы рассуждаем, как нам одеться по погоде? Таким образом, мы задумываемся о температуре. Но только таким способом нельзя точно узнать температуру.
- Я поняла, что вам знакомо слово температура.
- А знакомо ли вам слово термометр? Как вы его объясните?
- Правильно, термометр - это специальный точный прибор для измерения температуры.
- Можно ли с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, животных, воды, воздуха?
3. Постановка цели занятия.
- Вы уже поняли, что мы сегодня будем изучать. Давайте определим тему занятия. (Сегодня на занятии мы познакомимся с термометром и будем измерять температуру).
- Совершенно верно.
4. Объяснение нового материала.
1. Знакомство с термометром.
- Рассмотрим устройство термометра для измерения температуры воздуха.
(воспитатель демонстрирует термометр и рассказывает об устройство термометра).
Рассказ воспитателя.
Рассмотрим термометр. Основные части термометра - шкала и стеклянная трубка, наполненная ртутью или подкрашенным спиртом. Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. Градус обозначается значком (маленький кружок вверху справа от числа). Числа на шкале показывают градусы. Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы мы видим нуль. Нуль обозначает границу между теплом и холодом. Если красный столбик поднимается на пять градусов выше нуля, то говорят пять градусов тепла. Записывают так: +5*.
Если температура ниже нуля, перед числом градусов ставят знак "-" и говорят пять градусов мороза. Записывают так: -5*.
Фронтальная работа.
- А теперь выполните задание.
- Перед вами термометр для определения температуры воздуха. Определите по шкале, какая сейчас температура воздуха в группе?
- Мы уже выяснили, что с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, воды, воздуха нельзя.
- Как же выглядят другие термометры? Давайте рассмотрим их.
-У меня в руке сейчас медицинский термометр. Проведём эксперимент.
- С помощью медицинского термометра мы сейчас измерим температуру вашего тела (ставим градусник на 2-3 минуты) .
- Ребята, а теперь обратим особое внимание на правило по технике безопасности при измерении температуры тела человека (медицинский термометр).
- Ребята, обращаю ваше внимание. Если медицинский термометр показывает температуру тела выше тридцати семи градусов, значит, человек заболел.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(локтем правой руки коснуться колена левой ноги и наоборот)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
- Температуру воды измеряют тоже специальным термометром.
- Сейчас мы проведём интересный опыт.
- У вас на столе два стакана и термометр для измерения воды. Наливаем из термоса в стакан №1 тёплую воду, опускаем термометр и определяем температуру тёплой воды, наблюдая за жидкостью в трубке.
Стакан с холодной водой пока не трогаем.
- Приступаем к работе.
- Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке?
- Теперь термометр опускаем в стакан с холодной водой.
- Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке?
- Почему так происходит?
Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется, а при охлаждении – сжимается. Постарайтесь запомнить.
6. Закрепление нового материала.
1) Работа в паре.
- Ребята, сейчас будем работать в паре. Вспомним, как выглядит термометр.
Дети собирают "термометр" из фрагментов. После окончания работы учащиеся обмениваются результатом своей работы, убеждаясь, правильно ли они собрали все части).
Памятка для обучающихся о мерах предосторожности при выполнении работы.
1. Выполняй все указания учителя, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.
2. Размещай оборудование и материалы на своём рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падения или опрокидывания.
3. Начинать работу можно только с разрешения воспитателя.
4. Будь внимателен и осторожен при работе со стеклянной посудой и жидкостями.
4) Обобщение.
После выполнения практической работы воспитатель обобщает знания, полученные в течение занятия.
- Ребята, давайте проверим себя, что вы запомнили на занятии. Ответьте на вопросы.
- Каким образом можно точно измерить температуру?
- Для чего нужно уметь точно определять температуру?
- Можно ли измерить температуру только с помощью собственных ощущений?
- Подумай, в каких случаях измерение температуры оказывается жизненно важным для человека?
9. Итог занятия. Рефлексия.
- Что сегодня на занятии вы узнали нового?
- Что научились делать?
- Вы довольны результатом своей работы. Почему? Объясни.