Конспект совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе «Уральская домовая роспись»
Конспект совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе «Уральская домовая роспись»
Познакомить детей с историей Уральской домовой росписи на занятии.
Научить писать элементы Уральской домовой росписи: приписки, цветок, листья.Воспитывать интерес, любовь к родному краю.Обогащение словаря: уральская домовая роспись, подмалёвок, приписки;
Индивидуальная работа на занятии: оказание помощи в рисовании росписи.
Оборудование: макет уральской избы, картинки с изображением уральской домовой росписи, схемы написания элементов уральской росписи, магнитофон, гуашь, кисти.Методы и приемы: словесные /объяснение, сравнение, беседа, художественное слово/; практические /рисование уральской домовой росписи/;наглядные / макет
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе «Уральская домовая роспись» »
наглядные / макет уральской избы, раздаточный материал с изображением схемы росписи; демонстрационный материал с изображением уральской домовой росписи/
Организационный момент
- Все в сборе!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать!
Ход занятия
I часть - вводная
Художественное слово
- Ребята, послушайте пословицу:
«Красна птица перьем, а человек уменьем».
- А как вы понимаете эту пословицу?
- Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.
- Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?
Молодцы.
Мотивация образовательной деятельности
- Назовите, то место в России где мы с вами живём.(Южный Урал).
- Молодцы, ребята. Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи – Уральская домовая роспись.
- В очень далёкие времена люди переселившиеся на Урал строили дома и украшали их. Красильщики расписывали избы изнутри узорами. Такую роспись назвали уральской домовой. Как вы думаете, почему роспись назвали «домовой росписью»? (ею украшали дома: стены, потолки, двери.)
II часть– основная
Беседа
-Посмотрите, чем украшены стены в нашей уральской избе.
- Избу расписывали в три яруса.
Верхний ярус - потолок. На нём изображали круг с цветами и плодами – символ солнца. Солнце имело большое значение для человека. Как вы думаете какое? Будет хорошая погода. Будет урожай.
Средний ярус - от лавок до потолка. Цвет стен имел тёплые оттенки. Красный цвет-цвет огня как символ очага, жизни.
Каждый элемент в росписи прочитывался и имел своё смысловое значение.
Букет – семейное дело.
Цветы– родители.
Бутоны и ягодки-дети.
Петушок – хозяин дома.
Совушка – женское начало.
Изображённый лев оберегал от злого человека, от несчастий.
Птица – символ счастливой жизни.
Нижний ярус - от пола до лавок. Обычно он расписывался узором, который называется «царские кудри»
Использование проблемной ситуации
- Скажите, уральская домовая роспись похожа чем-то на другие? Чем она похожа на хохломскую, городецкую росписи? (Роспись по дереву, растительные мотивы.) А в чем их отличие? (Уральской росписью украшали стены, двери, потолок избы.)
- Для чего так украшали росписью избы? Чтобы людям радостно, весело, уютно жилось в них. «Каково на дому, таково и самому», — говорят люди. «В доме красиво, опрятно, и самому весело, приятно».
- Ребята, хотите стать уральскими мастерами?
- Закройте глаза и представьте, что вы уральские мастера. 1, 2, 3 –вокруг себя повернитесь в мастеров превратись. Открываем глаза, теперь вы – мастера и мастерицы.
- А теперь пройдите к столам, будем творить чудеса.
Практическая деятельность
Объяснение
- Сегодня я научу вас рисовать элементы домовой росписи.(показ образца)
Берем лист бумаги. Наметим основные элементы где будут находиться главный цветок и листья.
Обмакнём пальчик в основной цвет, элементы которые можно быстро сделать пальцем это называется – подмалёвок. Для мелких деталей подмалёвки делать не нужно. Вытрем пальчик о салфеточку и приступаем к росписи самого цветка. Будем рисовать красный цветок. На кисточку берётся сразу два цвета. На кончик кисти «на носочек» набираем красный цвет, а на пяточку белый. Пододвигаем к себе палитру и осторожно и равномерно, не смешивая цвета, разносим по всей кисти с той и другой стороны делаем цветную дорожку.
Листочки рисуем так же как и цветок, только на кисть набираем зелёную и белую краску.
Берем тонкую кисть, набираем черный и кончиком рисуем прожилки.
Травки и приписки –выполняют более тёмными цветами.
Вот такой цветок у меня получился.
Пододвиньте к себе схему написания цветка и листочка и проведите пальчиком по схеме. Так мы будем рисовать цветок и листья.
А теперь приготовим наши руки к рисованию. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Раз, два – спит цветок.
Три - раскрыли лепесток.
Четыре – проснулись,
Дружно к солнцу потянулись.
Индивидуальная работа с детьми:
Использование музыки (Звучит тихая народная музыка).
- прием «рука в руке»,
- напоминание основных правил рисования.
III часть - заключительная
- Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои нарисованные цветы и кладем их на стол в мастерскую. (Заранее ставится стол, украшенный скатертью)
- Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.
- 1, 2, 3 – закройте глаза и повернитесь вокруг себя. вокруг себя повернитесь в детей превратись Открываем глаза, теперь вы – дети.
IV часть - итог занятия
- Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?
- Вам понравилось быть уральскими мастерами и мастерицами?
Что украшали домовой росписью?
- Сейчас вы выберете самый красивый цветок и мы поставим его на полочку красоты. А вечером после сна я приду и мы вырежем ваши цветы и наклеим на верхний ярус нашей уральской избы.
-А в заключение мне хочется сказать, что будем учиться рисовать новые узоры и будем украшать нашу уральскую избу.