Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебница-вода» »
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
№ 134 г. Курска
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе «Волшебница-вода»
подготовила
воспитатель
Литвиненко Людмила Анатольевна
МБДОУ № 134
Г. Курск
2013
Цель:
Создать целостное представление о воде как о природном явлении.
Расширять знания детей о неживой природе, о ее влиянии на живое.
Формировать элементарное представление о переходе вещества из одного состояния в другое на основе опытов.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы, текучесть, прозрачность, отсутствие цвета и запаха).
Развивать речь детей, обогащать и активизировать словарь детей: опыт,
форма, бесцветная, прозрачная, превращаться.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, желание защищать и охранять ее.
Предшествующая работа:
Наблюдение за осадками (дождем, снегом, градом ).
Беседы о воде и ее роли в жизни человека.
Заучивание потешек и стихов о воде.
Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», Й. Чапек «Трудный день», А. Босев
«Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».
Игры со снегом.
Изготовление цветных льдинок.
Оборудование:
На каждый стол – стаканчик с молоком, тарелка, банка, кубик и шар.
На каждого ребенка – бутылки с водой, стаканчики, ледяные кубики и пластинки.
У воспитателя – бутылка с водой, стаканчик, флакон, мелкие игрушки.
Интеграция с образовательными областями: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Труд», «Физическая культура».
Ход познавательно- исследовательской деятельности.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель:
- Дети, отгадайте загадку:
«Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я, кто я такая?»
Дети: - Вода.
Воспитатель:
- Для чего нужна вода?
Дети:
- Вода нужна для того, чтобы пить, готовить еду, стирать, купаться, поливать цветы,…
Воспитатель:
- Ребята, кому, кроме человека, еще нужна вода?
Дети:
- Вода нужна животным и растениям.
Воспитатель:
- Для чего им нужна вода?
Дети:
- Чтобы пить и расти.
Воспитатель:
- Где же животные и растения берут воду?
Дети:
- В ручье, в пруду, пьют из лужи, идет дождь.
Воспитатель:
- Дети, а кто нам прочтет стихотворение о пользе дождя?
Ребенок читает стихотворение А. Босева «Дождь»
- Теплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил:
Вымыл крышу у скворешни,
Вымыл ягоды черешни…
Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко.
Воспитатель:
- Да, ребята, вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям.
А давайте с вами посмотрим, какая же она, вода?
Дети подходят к столам и садятся.
Посмотрите, у вас стоит в стакане молоко. Какого оно цвета?
Дети:
- Молоко белого цвета.
Воспитатель:
- Посмотрите на воду. У нее есть цвет?
Дети:
- Нет, у воды цвета нет.
Воспитатель:
-Значит, вода – бесцветная. Какая вода?
(Повторяют хором и индивидуально).
Предлагаю детям бросить в воду игрушку.
Воспитатель:
- Видна ли вам игрушка? Почему?
Дети:
- Хорошо видна, потому, что вода прозрачная.
Воспитатель:
-Ребята, выпейте глоток воды. Какая она на вкус? ( Если дети затрудняются, задаю вопросы: горькая? Сладкая? Кислая?
У воды нет вкуса. Она безвкусная. Вот какая интересная вода: прозрачная, бесцветная, безвкусная. Вода нужна всему живому.
Физкультурно - психологическая разминка «Цветы».
-Маленькие цветы (дети сидят, наклонив головы) грустят, они давно не пили. Пришел садовник, полил цветы, цветы растут (дети встают, тянут руки вверх) и радуются. Потом пошел дождик, цветы обрадовались еще больше. Дети хором читают потешку:
« Дождик, дождик, припусти,
Дай цветочкам подрасти.
Лей, лей веселей,
Землю матушку полей!»
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что вода еще и волшебница. Давайте проведем опыты и узнаем, что же она может делать? (Лью воду в стакан).
- Что делает вода?
Дети:
-Вода льется.
Воспитатель, выливая воду в тарелку:
- Что происходит с водой?
Дети:
- Вода разливается.
Воспитатель:
- Правильно, дети, вода может литься и разливаться, потому что вода – жидкость.
Ребята, у вас на столах лежат геометрические тела, как они называются?
Дети называют.
Воспитатель:
- Возьмите их в руки. Они изменили форму?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Давайте посмотрим, какую форму имеет вода. Какая форма у воды в бутылке?
Дети:
- Форма бутылки.
Воспитатель:
- Налейте воду из бутылки в стакан. Как изменилась форма воды?
Дети переливают воду:
- Вода имеет форму стакана.
Воспитатель:
- Значит, вода не имеет своей формы, а принимает форму посуды, в которую налита.
Вода может еще и превращаться. Вчера мы с вами поставили воду в морозильную камеру. Посмотрите, что произошло с водой?
Дети:
- Вода замерзла и превратилась в лед.
Воспитатель:
- Вода была жидкой, а лед?
Дети:
-Лед твердый.
Воспитатель:
- Какую форму имеет лед?
Дети:
- Лед похож на кубики и пластинки.
Воспитатель:
- Правильно, форма льда зависит от того, в какие сосуды мы наливали воду. Что вы еще можете сказать о льде?
Дети смотрят через пластинки и отмечают, что лед прозрачный, холодный.
Предлагаю подержать кубики льда в руках. Что происходит со льдом?
Дети:
- Лед тает и превращается в воду.
Ставлю перед детьми тарелки со снегом.
- Какой снег?
Дети:
- Снег белый и пушистый.
Воспитатель:
- Подержите снег в руках. Что случилось со снегом?
Дети:
- Снег растаял, стал водой.
Воспитатель:
- Снег был белый, а вода?
Дети:
- Вода бесцветная.
Воспитатель:
- Во что может превращаться вода?
Дети:
- Вода может превращаться в снег и лед.
Воспитатель:
- Что мы сегодня узнали о воде?
Дети:
- Вода бесцветная, прозрачная, безвкусная.
Воспитатель:
- Вот сколько интересного мы с вами узнали о воде. Без воды никто не сможет жить на Земле. Вода, чистая, прозрачная, без цвета и запаха, нужна людям, животным, рыбам, птицам, растениям. Вода- волшебница. Она может превращаться в снег и лед. Чтобы воды всегда всем хватало, ее надо беречь. Нельзя лить воду просто так на землю, нельзя бросать в реки и озера мусор. Ведь не зря о воде говорят: «Водица- царица, всем помощница».
Список использованной литературы
1. Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 4-5 лет», Москва: «Просвещение», 2010г.
2. Кучерова Л. В., Тащева С.Л. «Играя, учимся», Саратов: ТОО «Водолей», 1997г.
3. Павлова М «Основы здорового образа жизни», Саратов: Научный центр-2003г.
4. Тугушева Т.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санкт-Петербург: «Детство- Пресс», 2008г.