Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста(4-5 лет) «В мире звуков»»
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста(4-5 лет) «В мире звуков»
Программные задачи:
-упражнять детей в чётком произнесении звуков «л» и «р» (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи);
-развивать слуховое восприятие, внимание, память;
-воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи;
-воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию.
Материалы: игрушка Буратино, предметная картинка с изображением индюка, картина «Дикие животные», игрушки - кукла, юла, лодка, реальные предметы - лимон, лук, яблоко, ложка, вилка, половник
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята! К нам в гости пришёл Буратино. Почему-то он очень грустный. Что же с ним случилось?
Буратино: - Здравствуйте, я грустный оттого, что меня не приняли в школу. Сказали, что я неправильно произношу звуки. Что же мне делать, ребята?
В.- Бедный Буратино. Ребята, давайте поможем Буратино, научим его правильно говорить. Вспомните, пожалуйста, какие песенки умеют петь наши язычки?
Дети: - Песенку водички: с- с- с. Песенку комара: з- з- з. Песенку синички: ц- ц-ц. Песенку листьев: ш- ш ш. Песенку жука: ж- ж- ж. Песенку паровозика: ч- ч-ч. В.- Ребята, мой язычок научился сегодня петь новую песню. Он подслушал эту песню у индюка (показывает картинку с изображением индюка). Индюк бегал по двору и сердито бормотал: бл- бл- бл. Как бормотал индюк? (бл- бл- бл).
Чтобы получилась песня индюка, надо надуть щёки и заставить язычок бегать быстро-быстро: бл-бл-бл. Попробуйте: выпустите язычок погреться на солнышке, сделайте его широким, поднимите его кверху и прижмите к верхним зубам. Надуйте щёки и звонко пойте: л-л-л. Отдохните. Послушаем, как эта песня получается у Кати (Называю еще 3-4х детей). У индюка песня сердитая. Когда её поёшь, губы ударяются друг о друга. Проверьте, так ли это (дети повторяют упражнение «Индюк»). Зато у колокольчика песня поётся легко, нежно: ли-ли-ли. Помогайте мне, колокольчики (дети). Сначала девочки, потом мальчики. Сейчас мы будем петь разные песни. Одни похожи на песню индюка, а другие – на песню колокольчика: ла- ла- ла -- ля-ля-ля, лы- лы- лы --ли-ли-ли, лу- лу-лу—лю- лю- лю. А теперь я предлагаю вам поиграть в интересные игры.
Д и «Кто кем был»
Цель: автоматизировать звук «л» во фразовой речи
Воспитатель показывает картину с изображениями диких животных. Дети называют животных. Затем воспитатель просит детей рассказать об изображенных здесь животных - кто кем был, когда был маленьким. (Лиса была лисёнком, лось был лосёнком, волк был волчонком и т.д)
Игра «Что где находится?»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, упражнять в чётком произнесении звука «л» в словах
Воспитатель подводит детей к стеллажу и показывает им предметы, находящиеся на полках: на верхней полке – юла, кукла, лодка; на средней – яблоко, лук, лимон; на нижней – ложка, вилка, половник. Сначала дети называют то, что находится на верхней полке, затем – на нижней, затем – на средней. Затем дети отвечают на следующие вопросы:
-что находится справа от куклы?
-что находится слева от вилки?
-что находится между яблоком и лимоном?
-что находится под лодкой? и т.д.
Физкульминутка В. – А сейчас давайте вспомним, как звонко цокают копыта лошадей на мостовой (Дети цокают). Девочки будут лошадками. Пусть они ходят по всей комнате, высоко поднимая ноги. А мальчики, сидя на стульях, будут звонко цокать. Потом я вместе с мальчиками скажу лошадкам: «Тпру!» Они остановятся и вернутся на свои конюшни. Затем, то же самое проделают мальчики. В. – В слове тпру живет новая песенка. Это песенка р- р- р – песня мотора самолёта. Хотите научиться её петь? (Да). Поднимите кончик языка кверху, за верхние зубы. Тихонько говорите «р- р- р», так, чтобы у вас дрожал кончик языка. Послушаем, как работает мотор Сашиного самолёта, Катиного самолёта(называем ещё 2-3х детей). На песенку мотора очень похоже рычание собаки. Порычите негромко. Пусть Никита порычит, Назар и т.д. Сейчас я возьму со стола тонкую и узкую полоску бумаги и буду произносить «р»( дыхательное упражнение), а полоска будет убегать. ( Показываю, вызываю 2-3 детей, которые произносят звук «р», выдыхая на полоску) А теперь мы поиграем с вами в рифму.
В:- Отгадайте и доскажите последнее слово в стишках. (с) Это лось, его рога Защищают от …(врага). (з) Зайку бросила хозяйка Под дождём остался …(зайка) (ш) Если ты в лесу шумишь, Не увидишь крошку …(мышь) (ж) Жук, жук, пожужжи Где ты прячешься, скажи? -Жу, жу, жу, жу, Я на дереве …(сижу). (ч) Ай, качи- качи- качи, Глянь, баранки…(калачи).
(л) Гам лесной внезапно смолк, На охоту вышел …(волк) (р) Удивительно добры Работящие …(бобры). Затем воспитатель подводит итоги, просит детей назвать звуки, которые мы уже знаем и те, которые сегодня учились правильно произносить. В. – Ну что, Буратино, ты теперь понял, как правильно произносить звуки. Теперь тебя обязательно возьмут в школу. Молодцы, ребята, вы были хорошими учителями.