Цель мероприятия:
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения России;
- воспитание гордости за мужество воинов, которые отдали свои жизни за будущее нашей Отчизны;
- пробудить любовь к родной земле.
Задачи мероприятия:
- посредством знакомства с творчеством и жизнью поэта – героя Мусы Джалиля;
-воспитать гордость за мужество славных сыновей Отечества, любовь и уважение к Родине;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям и обычаям.
Под марш Салиха Сайдашева дети входят в зал, здороваются с гостями.
Ведущая:Сегодня мы приглашаем вас отправиться вместе с нами в страну, имя которой Поэзия. Прославленные поэты- хозяева этой страны - воспевают нашу великую Родину: ёё край, людей, их жизнь, их доблестный труд.
Ребёнок :
Песни в душе я взрастил ваши всходы,
Ныне в отчизне цветите в тепле.
Сколько дано вам огня и свободы,
Столько дано вам прожить на земле.
Вам я поверил своё вдохновенье,
Жаркие чувства и слёз чистоту.
Если умрётё- умру я в забвенье.
Будете жить- я с вами жизнь обрету.
Ведущая:
( Рассказ сопровождается с показом слайдов).
Ребята,мы сегодня поговорим о татарском поэте-герое Мусе Джалиле.Многие его стихи широко известны- они как песня, запоминаются легко и надолго.Иные, может быть, вам ещё не знакомы.
Родился он в начале века 1906 году 15 февраля,в Оренбургской области в деревне Мустафино, многодетной семье,шестым ребёнком.В школу Муса отправился в шесть лет,позавидовав старшему брату.Способный мальчик за первый же год учёбы освоил всю программу начальной школы.Мальчик был трудолюбивым, старательным,музыкальным.С раннего возраста начал писать стихи,которые печатались в детских журналах под псевдонимом “кечкен? Муса”.Но когда началась Великая Отечественная война он ушёл на фронт.В перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия духа и настроения бойцов.Попав в плен Муса Джалиль создаёт антифашисткую группу,которая подпольно ведёт борьбу в плену врага.но в группе оказался предатель.Мусу Джалиля и его 11 соратников казнили.За свой подвиг поэт посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.А бессмертный цикл его стихотворений “Моабитская тетрадь”отмечен Ленинской премией.
Ребёнок :
Герой не гибнет умирая,
Двойная жизнь ему дана,
И эта жизнь его вторая-
Бессмертной славою полна.
Ребёнок :
??лил абый шигырьл?рен
Бик яратып укыйбыз.
Сугыштагы батырлыгын-
?рн?к итеп с?йлибез.
Ребёнок :
Мой пёс.
Я знаю
Что пёс мой
Пока ещё мал.
Ну что же.
Зато он-
И смел, и удал.
Любую команду,
Какую не дай,
Послушно и точно
Исполнит Акбай.
Не зря же - упрямо
И в зной, и в мороз-
Военному делу
Учился мой пёс.
Он может и ползать,
И смирно лежать,
И ров перепрыгнуть,
И голос подать.
Ты ранен - тебе он
Доставит воды,
Он может солдата
Спасти от беды.
А нужно - он важный
Пакет понесёт:
Недаром с портфелем
Ходил он весь год.
Пусть будет скорее
Акбай мой большим-
Служить на границу
Уедим мы с ним;
Хотя и сегодня
Акбай мой готов
Бесстрашно страну
Защищать от врагов.
Ребёнок:
Муса абый,сине ??рчак
Х?терл?рд? сакларбыз.
Курку белм?с, шигъри ?анлы
Син шагыйрь абыебыз!
Син батыр абыебыз!
Инцинирование баллады “Красная ромашка”.
Ведущий:
Луч поляну осветил
И ромашки разбудил;
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.
( девочки-ромашки “просыпаются”, танцуют)
( звучит музыка)
Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой
Свежею росой душистой.
Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.
Эта девлчка была
Не как все цветы бела:
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.
Все- как снег, она одна,
Словно кровь, была красна.
Вся поляна к ней теснилась:
-Почему ты изменилась?
Где взяла ты этот цвет?-
А подружка им в ответ:
Девочка-ромашка:
-Вот какое вышло дело:
Ночью битва здесь кипела.
И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой.
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.
Он их бил, не отступил
Только утром ранен был.
Кровь его из раны заструилась,
Я в крови его умылась.
Он ушёл, его здесь нет-
Мне одной встречать рассвет
И теперь, по нём горюя
Как Чулпан- звезда горю я.
Игра “Звёздный букет”- двоим завязывают глаза, перед ними по 5 звёзд. Команда криками: “Бери! Не бери!” помогает собрать только красные звёзды.
Ребёнок :
Дошман кулында булса да
Баш им?г?н ул а?а
Авырлыкларга да т?зг?н
Тугры калган антына.
Исполняется песня «Часы»
( слова Мусы Джалиля)
Ребёнок :
Родник:
Под горою у болота,
Не смолкая ни на миг,
День и ночь лопочет что-то
Разговорчивый родник.
То ли песенку поёт,
То ли воду пить зовёт,
Что, как будто лёд, студёна
И сладка, как будто мёд.
Вот подъехав к роднику
Соскочил на всём скаку.
И склонился над волною
Всадник с саблей на боку.
А за ним к воде приник
Утомившийся старик,
И ватага ребятишек
Подняла весёлый крик.
А родник тому и рад-
Дарит воду всем подряд,
Словно знает: то, что отдал
То - твое, как говорят.
Ведущая:
Муса с детства любил и оберегал природу. И нам тоже завещал беречь природу.
Ребёнок :
Кукушка:
Тихие сумерки,
Солнце садится.
Слышно,как плачет
Какая-то птица:
-Ку-ку,ку-ку!
Это кукушка
Кричит на суку.
Словно прогнать
Она хочет тоску:
-Ку-ку,ку-ку.
Если б кукушка
Жила не одна.
Так бы весь век
Не кричала она:
-Ку-ку.ку-ку!.
Пела б кукушка
Весёлые песни.
Если б птенцы её
Были с ней вместе:
-Ку-ку,ку-ку.
Ведущая :
Муса Джалиль. Его имя знакомо всем. Поэт, воин, герой Великой отечественной войны.
Он писал:
Я жить хочу, чтоб Родине отдать
Последний сердца движущий толчок.
Чтоб я, и умирая, мог сказать,
Что умираю за отчизну мать.
Игра “Капитаны”-команды- “сесть”,”встать”,”направо”,”налево” выполняются только если сказано: “Капитаны!”
Ребёнок:
Храбрый заяц.
Заяц в сугробе
Продрогший сидит.
Уши обвисли
И хвостик дрожит.
Ну-ка,возьмём его
В школу с собой.
Чтобы в тепле
Отогрелся косой.
Заяц.однако.
Был вовсе не трус.
Глянул сердито:
-Без вас обойдусь!
Прыгнул- и только
Следы на снегу:
-Сам отогреюсь –
В лесу на бегу.
- Где же ты,заяц?
-По лесу бегу.
- Где ты, смельчак?
- Обгоняю пургу!
- Где ты, ау?
- Средь зелёных лугов!
- Где ты, ау?
- Среди жёлтых песков.
Дальнего мы
Не боимся пути
Храброго зайца
Хотим мы найти.
Исполняется песня “Вороватый котёнок”.
( слова М.Джалиля)
Все вместе:
Ни детям, ни взрослым война не нужна!
Пусть с нашей планеты исчезнет она!
II часть: Викторина.
Ведущая:
А сейчас внимание, проводится викторина, которая называется “Кто больше знает?”
1задание: Назовите достопримечательные места, связанные с именем Мусы Джалиля.
2задание: К каким произведениям Мусы Джалиля нарисованы иллюстрации?
3задание: когда день рождение Мусы Джалиля?
4задание: Какие его стихи знаете?
5задание: Отрывок из какого произведения?
Литературно-музыкальная композиция заканчивается подведением итогов викторины.
Список литературы:
1.Дошкольникам о защитниках Отечества // Под редакцией Л.А.Кондрыкинской,-М;ТЦ Сфера, 2006.
2.Дрешина Е.И.Воспитываем любовь к малой Родине // Начальная школа: Ежемесячный научно- методический журнал.- 2004, №5, С.19 – 22.
3.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.- М.; Просвещение,1990.
4.Музыкаьные сказки // Под редакцией Луизы Батыр- Булгари, К, Магариф, 2009.
5.Муса Джалиль Стихотворения.- К.;Магариф, 2010.
6.Радуга \\ Под редакцией Аксёнова А.Г., К., Магариф, 2007.
7.Панкеев И. Народные игры.- М., Пресс, 1998.