kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла – как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Никому не секрет, что сегодняшнее поколение, а тем более сегодняшние дети совсем ничего не знают о настоящей народной игрушке, когда-то здесь образовалась брешь, пустота. С большим сожалением смотришь на современные детские игрушки и видишь, как дети  с ними обращаются, играют и понимаешь, что необходимо детям прививать совсем другие ценности. Направление по русской культуре задала еще давно Наталия Юрьевна Емлютина, но тогда задействованы  в основном были с детьми начальной школы. Школы теперь нет, но традицию решили продолжить. И я организовала в детском саду кружок по приобщению детей  к истокам русской народной культуры «Ладушки»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект мастер-класса на тему «Народная кукла – как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры» »

Еще раз добрый день уважаемые члены жюри, коллеги, гости. Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Народная кукла – как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Никому не секрет, что сегодняшнее поколение, а тем более сегодняшние дети совсем ничего не знают о настоящей народной игрушке, когда-то здесь образовалась брешь, пустота. С большим сожалением смотришь на современные детские игрушки и видишь, как дети с ними обращаются, играют и понимаешь, что необходимо детям прививать совсем другие ценности. Направление по русской культуре задала еще давно Наталия Юрьевна Емлютина, но тогда задействованы в основном были с детьми начальной школы. Школы теперь нет, но традицию решили продолжить. И я организовала в детском саду кружок по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Ладушки»

Цель кружка: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры…

В основе моей работы лежат слова

Свою кружковую работу я разделила на 5 направлений:

  • Устное народное творчество.

  • Народная игрушка.

  • Народный быт.

  • Народные игры.

  • Народные промыслы.

Каждое направление имеет свою цель и задачи.

И сегодня я вам хочу представить одно из самых любимых направлений моих детей «Народная игрушка». Ведь воспитатель не может заставить ребенка любить игрушку, а научить ребенка делать игрушку и играть с ней может, только увлеченный, этим делом педагог.

И так наша сегодняшняя цель занятия: восстановить и передать умение делать русскую народную куклу, пробудить интерес к народным традициям и обрядам, сделать куклу-оберег «Мартиничка».

Мы затронем разные образовательные области – познание, социализация, продуктивная деятельность, труд, безопасность.

Настройтесь на интересную работу, и вы получите огромное удовольствие

Сегодня речь пойдет об игрушке особой – народной. Такими куклами играли дети много лет назад на территории Руси.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символом России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами, их носили при себе как талисманы. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр. Но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребёнка.

По своему назначению русские народные куклы делятся на три большие группы: обереги, игровые и обрядовые.

Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связанно с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь не одушевлённая, а значит недоступная вселения в неё злых сил. В наше время почти утрачено искусство кукло-творчества. И вместе с ними потеряны и традиции и уверенность в том, что в доме всегда будет достаток, мир и покой, потому как нет куклы-оберега.

И сегодня я вам предлагаю изготовить своими руками самую простую куклу-оберег "Мартиничка". Эта рукотворная фигурка выполняет новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Всегда считалось, что хозяйка дома должна быть экономной. Поэтому никогда не выбрасывала старые нитки, кусочки ситца. Из них делала кукол. Есть такая примета: когда в семье дети бережно и долго играют куклами, в семье – прибыль. Если же неаккуратно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она везде рядом с ним: и в играх, и во сне. Особенно поощрялись в народе игры с куклами у девочек. Так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

(Если остается время после занятия)

Кукла "Берегиня". В Древней Руси куколкой Берегиней пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".

О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Рефлексия: А теперь обратите внимание на этот красочный цветок. Отметьте, какое у вас сегодня на занятии было настроение.

Выберите из множества лепестков, лежащих на столе нужный.

(Каждого цвета по 6-8 штук). Педагог отмечает для себя выбор учащихся и делает выводы.

"Я" (как чувствовал себя на уроке, с каким настроением работал)

Фиолетовый лепесток – приподнятое настроение

красный – восторженное настроение

оранжевый – бодрое настроение

жёлтый – приятное настроение

зелёный – спокойное настроение

голубой – грустное настроение

чёрный – унылое настроение

Я рада, что вам было интересно работать.

Педагог: Хочу дать вам совет: научите своих детей делать таких кукол, рассказывайте им о народных традициях русского народа. А можно сделать разных куколок-оберегов и подарить своим близким и друзьям на, приближающейся, праздник Новый год.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Осинцева Марина Руслановна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202364


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства