Конспект интегрированного занятия «В дела ты добрые вложи все лучшее твоей души»
Конспект интегрированного занятия «В дела ты добрые вложи все лучшее твоей души»
В данной работе автор предлагает свои размышления на тему воспитания у дошкольников нравственно-моральных качеств и, прежде всего чувства толерантности. Воспитание толерантности связано с приобщением ребенка к миру общечеловеческих ценностей – отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Данное занятие разработано для детей старшей группы. Вид занятия – интегрированное: развитие речи и ознакомление с художественной литературой. Форма занятия – игра-путешествие. Занятие имеет развивающий, обучающий и воспитывающий характер, направлено на расширение представлений у детей о мире любви и добрых чувств; увеличение объёма словаря, развитие связной речи. Способствует развитию творческих способностей, умению реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия «В дела ты добрые вложи все лучшее твоей души»»
Интегрированное занятие по развитию речи и художественной литературе
Тема: «В дела ты добрые вложи все лучшее твоей души»
Программное содержание: Продолжать совершенствовать активный словарь детей, развивать способность рассказывать отдельные части литературных произведений, делать выводы, обобщать. Расширять представления детей о мире любви и добрых чувств. Развивать творческие способности, воспитывать в детях миролюбие, принятие и понимание других людей, взаимовыручку.
Оборудование: иллюстрации из литературных произведений «Стойкий оловянный солдатик», «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик», «Кэти», «Карлик-Нос», «Колин папа», иллюстрации двух замков, цветок, костюмы жука, соловья, фото людей-инвалидов.
Методы и приемы: беседа, проблемный рассказ, драматизация, наглядность, художественное слово, игры-упражнения, игровая ситуация, элементы дискуссии,
Предварительная работа: чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций, беседы, рисование героев произведений.
Ход занятия:
Приветствие на трех языках.
- Ребята, вы знаете, кто такие волшебники? А как вы думаете, обыкновенный человек может быть волшебником? Может ли простой человек сделать какое-нибудь чудо для другого? Сегодня я предлагаю побывать в Волшебном Замке Души, а для этого мне нужны волшебники. А есть ли такие в нашей группе? Посмотрите, к замку ведут две дороги? Какие это дороги? (Дорога Великодушия и Дорога Равнодушия). Давайте подумаем, какую из них нам выбрать? Как вы думаете, что такое великодушие? Из каких двух частей состоит это слово? (великая душа). Каких людей можно назвать великодушными? А что означает слово равнодушие? Каких людей можно назвать равнодушными? Дорога Равнодушия короткая, а дорога Великодушия длинная? Как вы думаете, почему? Трудно ли идти по дороге великодушия? Почему? Какую дорогу вы выбираете?
По дороге Великодушия шагаем,
Добрые слова называем! (спасибо, добрый день, благодарю, до свидания, здравствуйте, добрый вечер и на казахском языке)
- Вот мы с вами оказались на Поляне Помощи около Замка Души. Мне кажется с замком, что произошло. Какой-то он неприветливый. Как вы думаете, что могло произойти? (он заколдован, в него поселилась злая душа) Давайте расколдуем. В этом нам помогут герои литературных произведений и ваши добрые сердца.
- Вспомним, каким литературным героям помогли добрые поступки и чувства обрести радость в душе?
Трилогия «Кэти» Сьюзен Кулидж
- Кто хочет рассказать, что произошло с девочкой Кэти? Покажите на своем рисунке.
- Какой была Кэти до несчастного случая?
- Как изменилась девочка после несчастного случая?
- Почему её сердцем завладела злоба?
- Как повлияла на Кэти встреча с Хелен?
- Что помогло ей измениться? (дружба)
Рассказ «Колин папа» Т.Горская
- Почему Коля не любил, когда за ним приходил папа?
- Что он чувствовал, когда приходил за сыном?
- Кто помог изменить ситуацию?
- Как стали относиться к Колиному папе после рассказа Нины Михайловны?
- Какой герой еще был непохож на других? (Стойкий оловянный солдатик).
- Как относились к нему окружающие?
- Почему мальчик не выбросил 25 солдатика?
- Отсутствие у оловянного солдатика одной ноги сделало его лучше или хуже других?
- Разучился ли безногий оловянный солдатик дружить, любить, защищать ближнего?
- Смешной или печальной показалась вам эта сказка?
Сказка С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
- Какого героя сказки спасло чувство любви? (чудовище из сказки «Аленький цветочек»)
- Почему он долгое время жил один?
- Как относились к нему окружающие?
- Какое чудо случилось?
Сказка В. Хауфа «Карлик Нос»
- Из какой сказки этот герой? (Карлик Нос)
- Что с ним произошло?
- Как относились люди к карлику на рынке?
- Какие чувства вы испытывает к главному герою сказки?
(Все понятия выставляю на замке)
- А сейчас предлагаю посмотреть еще одну историю, которая имеет отношение к нашему путешествию.
Драматизация рассказа В.Сухомлинского «Пусть будут и соловей, и жук»
В саду пел соловей. Его песня была прекрасна. Он знал, что его песню любят люди, и поэтому смотрел он с гордостью на цветущий сад, на яркое небо, на маленькую Девочку, которая сидела в саду и слушала его песню.
А рядом с Соловьем летал большой рогатый Жук. Он летал и жужжал. Соловей прервал свою песню и говорит с досадой Жуку:
- Прекрати свое жужжание. Ты не даешь мне петь, твое жужжание не нужно никому, и вообще лучше бы, если бы тебя, Жука, вообще не было. Жук с достоинством ответил:
- Нет, Соловей, без меня, Жука, тоже мир невозможен, как и без тебя, Соловья!
- Вот так мудрость! Значит, ты тоже нужен людям? Вот спросим у Девочки, она скажет, кто нужен людям и кто не нужен.
Полетели Соловей и Жук к Девочке и спрашивают:
- Скажи, Девочка, кого нужно оставить в мире – Соловья или Жука?
- Пусть будут и Соловей, и Жук! – ответила Девочка. И, подумав, добавила: - Как же можно без Жука?
Если бы вы были на месте Девочки, что бы вы ответили Соловью и Жуку? Какое отношение этот рассказ имеет ко всем нашим героям. (Все имеют равные права жить на свете)
- Пока мы с вами беседовали, на поляне расцвел волшебный Цветок Добра.
Волшебный цветок добра (релаксация). Звучит музыка.
Сядьте на ковер, закройте глаза. Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и взяли это с собой.
Откройте глаза.
- Все эти герои сказок, рассказов были необычные, каждый со своей непохожестью, странностью. Не все окружающие люди с пониманием относились к ним. А вокруг нас, в обычной жизни, встречаются ли непохожие на нас люди, люди с ограниченными возможностями? Как их называют? (инвалиды) Чем они отличаются от нас? (картинки) При каких обстоятельствах эти люди могли стать инвалидами? (человек болеет и болезнь остается с ним на долгие годы и даже на всю жизнь; может родиться инвалидом; стать инвалидом из-за травмы, несчастного случая)
- А сейчас давайте постараемся справиться с некоторыми заданиями.
Упражнение «Через стекло».
Сейчас мы будем учиться говорить без слов. Каждая пара по очереди попробует перед нами сказать что-то без слов. Представьте, что между вами стекло, через которое не проникают звуки, и вам нужно объясниться с помощью движений рук, жестов.
«Выходи на улицу гулять, поиграем в футбол» - «Я сейчас поем и выйду»
«Принеси мне стакан воды, я хочу пить» - «Я не знаю где стакан»
«Надень шапку, на улице холодно» - «Я не буду надевать шапку, я не замерзну»
Какие трудности вы испытывали при передачи сообщения? Легко ли было понять сообщение? Как вы думаете, что испытывает человек, который ничего не слышит? Что было бы, если бы мир был без звуков?
Упражнение «Закрой глаза».
Предлагаю завязать глаза и выполнить определенные задания.
- взять игрушку со стола и отдать её другу
- посмотреть в окно и рассказать, что происходит вокруг
- нарисовать свой портрет
Упражнение «Связанные руки».
Предлагаю связать руки и выполнить некоторые задания.
- расстегнуть пуговицы
- застегнуть сандалии
- нарисовать что-либо
Что мешало выполнению заданий?
- Ребята, мы с вами только на какое-то время были ограничены в движениях и поняли, как хорошо быть здоровым. А как же быть тем, кто живет со своей непохожестью всю жизнь?
- Как нужно себя вести, если вы увидели человека-инвалида? (не нужно показывать на него пальцем, смеяться, убегать от него, бояться его, жалеть и т.д.)
- Как вы думаете, что чувствуют инвалиды, когда их жалеют?
- Что нужно невидящим для того, чтобы быть с нами на равных? (очки, специальные книги, собака-поводырь, трость)
- Что нужно неслышащим для того, чтобы они слышали и понимали нас? (слуховой аппарат, специальные светофоры, знать азбуку жестов)
- Что нужно людям на инвалидных колясках, чтобы они могли жить и работать? (пандус, широкие двери, убрать пороги, хорошие коляски, специально оборудованные автобусы)
- А самое главное, что же им нужно? (Любовь, забота близких людей и доброе отношение, великодушие окружающих) Показываю на замок.
Посмотрите, мы наполнили сказочный Замок дружбой, любовью, добротой, великодушием и расколдовали его. Какая душа в нем теперь живет?
Человек великодушный – добрый и не равнодушный,
Боль чужая для него – ближе и важней всего.
Он на помощь прибегает, все дела свои бросает,
Исчезает вдруг беда очень быстро, навсегда.
Человек великодушный – благородный и радушный.
Он как самый прочный щит, от несчастий защитит.
Он обнимет, улыбнется и с тобою рассмеется,
Скажет: «Горе не беда, ты зови меня всегда». М.Скребцова
Наше путешествие подошло к концу. Я предлагаю теперь построить город, в котором людям с ограниченными возможностями будет удобно жить. Возьмите конструктор.
Список используемой литературы:
1. Г.Х. Андерсен «Сказки»
2.В.П.Катаев «Цветик-семицветик»
3. Сьюзен Кулидж «Кэти»
4.С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
5.В. Хауф «Карлик Нос»
6. Журнал «Современное дошкольное образование» 2011 г., № 2,3,4
7. З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго…» М., 2003г.
8. Е.А. Алябьева «Читаем детям 3-7 лет» М., 2009г.