Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Зимушка-зима"»
Конспект занятия по развитию речи
«Зимушка - зима. Снежные слова»
Для детей старшего дошкольного возраста
ЦЕЛЬ
Практическое усвоение понятия «родственные слова».
ЗАДАЧИ
Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений со словом, силу и направленность воздушной струи.
Актуализировать семантическое поле слова «снег». Автоматизировать звука [л] изолированно, в слогах, словах через развитие двигательной сферы ребенка.
Воспитывать коммуникативные навыки, умение коллективно работать, помогать друг другу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в музыкальный зал под бодрую музыку.
Л о г о п е д. Здравствуйте, ребята!
Давайте поздороваемся с колокольчиками.
Дети (под музыку – звенят ритмично колокольчиками).
Колокольчик нам поет,
На занятие зовёт.
Слышен звон со всех сторон -
Динь-дон! Динь-дон!
Л о г о п е д.
- Какое сейчас время года? (Зима.)
- Как вы узнали о там, что наступила зима? (Ответы детей.) Конечно, ребята, снег – это главная примета наступившей зимы. Вы любите снег?
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Расскажите, какой снег (Белый, холодный, чистый, легкий, блестящий.)
Я тоже очень люблю снежок.
А еще снег очень любит СНЕГУРОЧКА.
Снегурочка и снег – родственники, они – одна семья. Такие слова называются родственными.
Но у слова «снег» есть и другие родственные слова. Все эти слова хранятся в снежном сундучке. Как только мы с вами его откроем, так они сразу и появятся.
Звучит музыка, открываем сундучок. Он пустой…
А где же все снежные слова? Куда они пропали? Наверное, потерялись? Теперь ЗИМА обидится, и Новый год может не наступить. Осталось только два снежных слова. Давайте скажем вместе: СНЕГ, СНЕГУРОЧКА.
Ну что же… Нам нужно отыскать и другие снежные слова. Только как же это сделать? (ответы детей)
Л о г о п е д. Помните, в русских народных сказках герою путь указывает клубок. У меня тоже есть клубок… Только он не волшебный, а самый обыкновенный. Поможете мне сделать так, чтобы он стал волшебным?
- Для этого скажите, какой первый звук в слове «снег». Расскажите про этот звук. Какой он?
А теперь для того, чтобы наши язычки были крепкими, ловкими и умелыми, мы сделаем гимнастику. Присядьте, пожалуйста, на стулья.
- «Качели»
- «Сладкое варенье»
- «Чистим зубы»
- «Парус»
- «Язычок на прогулке»
- Вспомните, какой звук мы с вами учимся правильно произносить на занятиях. –Л-. Давайте погудим, как самолетики… -лллллл-. А теперь покажите, как мячики отскакивают от заборчика… -л, л, л-.
Вот теперь клубочек стал волшебным, и мы можем отправляться в путь…
- Мы пришли на полянку. Клубочек привел нас к новому снежному слову. Какое это слово? (снежинка)
- Какая снежинка, расскажите.
(Почему снег под ногами скрипит) – информация.
А если их много, то мы как про них скажем? (Снежинки)
Давайте посмотрим, как они летают. Положите снежинку на правую ладонь. Вдох носом – выдох через рот. Положите снежинку на левую ладонь. Вдох носом – выдох через «трубочку».
Как красиво снежинки летят.
Получился у нас … (СНЕГОПАД)
Давайте положим снежные слова в сундучок и повторим их вместе (снежинка, снегопад).
А чтобы наш клубок сохранил свою волшебную силу, нам нужно повторить волшебные слова.
Ла-ла-ла-ла – снежная зима пришла.
Ло-ло-ло-ло – снегом землю замело.
Лу-лу-лу-лу – мы возьмём с тобой метлу.
Лы-лы-лы-лы –чисто выметем углы.
- Веди нас, волшебный клубочек, за новыми снежными словами.
- Клубочек привёл нас на снежную поляну. А здесь новое снежное слово. Какое? (Снежки)
- Здесь кто-то ведро и морковку потерял. Как вы думаете, кто же это? (Снеговик)
- Ребята, расскажите, какой снеговик.
Давайте поможем снеговику собрать снежки.
Игра «Попади в цель». Под музыку.
Дети стоят в кругу. В середине ведро, которое оставил снеговик. У детей в руках по одному снежку.
- Я буду идти по кругу и касаться вашего плеча. Как только вы почувствуете мою руку, бросайте снежок в ведро. Если попали, кричите: «Ура!»
- Молодцы! Собрали все снежки. А теперь складываем слова «снеговик» и «снежки» в сундучок.
Для того, чтобы клубок указал нам дорогу дальше, повторим волшебные слова:
Ал-ал-ал-ал – Новый год уже настал.
Ол-ол-ол-ол – дед Мороз уже пришёл.
Ул-ул-ул-ул – он на ёлочку подул.
Ыл-ыл-ыл-ыл – ветер северный завыл.
- А мы идём туда, куда ведёт нас клубок. Он ведет нас по сугробам. Идём, высоко поднимая ноги, перешагиваем сугробы.
- Волшебные слова для клубка:
Лал-лол-лул
Лол-лул-лыл
Лул-лыл-лал
Лыл-лал-лол
- Молодцы, ребята. Вот мы и снова в нашем зале. Давайте откроем наш волшебный сундучок. Какие снежные слова мы в него положили? (Снег, Снегурочка, снежинка, снегопад, снеговик, снежок.)
Почему все эти слова родственные? (Есть общая часть – СНЕГ).
- Давайте посчитаем, сколько родственных слов мы с вами нашли. (Считают хором).
- Составим предложения со словами.
- Думаю, что теперь Зима на нас не обидится и останется с нами до самой весны.
- Нам пришла пора возвращаться в группу. Попрощаемся с колокольчиком.