kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию (обучение грамоте) на тему «Звук и буква Ё» в соответствии с ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересное занятие по обучение грамоте в старшей группе. Доступный и запоминающийся материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию (обучение грамоте) на тему «Звук и буква Ё» в соответствии с ФГОС ДО»

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте.

Воспитатель Бадретдинова Л.А.

Тема: «Звук и буква Ё»

Цель: Способствовать чтению слогов и слов с буквой [Ё]. стр.42

Задачи: Познакомить с буквой [Ё]. Учить писать печатную букву [Ё]. Продолжать знакомить с согласными МЬ,ЛЬ,РЬ,НЬ и их условными обозначениями- зелёный квадрат. Учить соотносить звук и букву. Учить читать слоги и слова.

Оборудование и материалы: картинки с изображением предметов, в названии которых есть Ё; карточка «Буква Ё вперемешку с другими буквами»; рабочая тетрадь; прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, квадраты красного, синего и зеленого цвета; листочки с картинками, в названии которых есть буква ё и под картинкой схема;

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

Проверь, дружок,
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!

Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Отгадайте загадку!

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток - ни одной.

- Кто же это? (Ёжик).


Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

Воспитатель демонстрирует игрушку ёжика.


В: Ёжик принес нам картинки, посмотрите на доску. Что изображено на этих картинках? (Ёж, лёд, ёлка, ёрш). Какой звук есть во всех этих словах? Правильно – Ё! Сегодня мы будем работать с этим звуком, а также узнаем, какой буквой он обозначается.

Характеристика звука:

В: Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные). Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем? (красным) Давайте с вами проверим, какой же у нас звук [ё]. Как мы его произносим – долго или коротко? – Долго. – Произнесем «Ёёёёёёёёё», есть ли преграда на пути? – Нет. – Значит, какой это звук – гласный или согласный? – Гласный. – Правильно. Каким цветом мы его будем обозначать? (Красным).

Игра «Кто внимательный?»

- Запомните как можно больше слов со звуком «Ё», которые встретятся в сказке.

                                               Ёжик и ёршик.

         Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим... Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

        Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

- Какие слова с Ё вы запомнили?

Садимся за столы.

Определение позиции звука в слове:

На доске прикреплена карточка – прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, обозначающих начало, середину и конец слова. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Воспитатель произносит слова со звуком Ё в разных позициях, уточняет у детей местоположение звука и передвигает красный квадрат по карточке – в ее начало или конец. Это все дублируется на экране.

Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка.

Воспитатель вызвать несколько детей к доске, что бы они сами определили позицию звука «ё».

В: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием!

В: Послушайте меня! Одинаково ли произносятся согласные звуки в этих слогах?

ЛО – ЛЁ МО – МЁ НО – НЁ РО – РЁ (нет)

Объясните почему нет. Ответы детей.

В слогах ЛО МО НО РО согласные произносятся твердо Л М Н Р

А в слогах ЛЁ МЁ НЁ РЁ согласные произносятся мягко ЛЬ МЬ НЬ РЬ

От чего у нас зависит произношение согласных?

От того, какая гласная написана после них: если О, то согласный произносится твердо и обозначается синем цветом, если Ё, то согласный произносится мягко и обозначается зеленым цветом.

В: Давайте с Вами сыграем в игру «Узнай звук». У вас на столах листочки с картинками. Под каждой картинкой схема квадратов. Вам нужно правильно раскрасить схемы этих картинок. Первую картинку я помогу, а дальше вы сами. Что изображено на картинке? (лён) первый квадрат у нас какого цвета? (зеленый) Почему? Второй квадрат – красный, третий – синий. Далее работаем молча, работаем самостоятельно, работаем внимательно!!!

ЛЁН ЛУК МЕЛ

Знакомство с буквой Ё. Различение понятий «звук» и «буква»

В: Ребята, до этого мы с вами говорили о звуке [ё], а теперь поговорим о букве Ё. Каждый звук обозначается своей буквой. Будьте внимательны и запомните, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

В: Посмотрите, какая важная буква к нам пришла (воспитатель пишет на доске прописную букву Ё). На какую букву похожа Ё? Правильно, на Е.

       Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Воспитатель: Послушайте сказку, как появилась буква Ё.

Однажды буква Е убежала в лес. Тут подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Но от ветра ель тоже начала качаться, и на букву Е упали  шишки, от которых у Е на голове образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.

В: Ребята, я произношу «Ё-ё-ё-ё-ё», что это – звук или буква? – Звук. – Верно, потому что мы ее произносим и слышим. А вот это что (логопед указывает на написанную на доске букву)? – Это буква. – А почему? – Потому что мы ее видим и пишем. – Всё правильно.

«Пишем правильно»

В: Посмотрите, как я пишу букву Ё на доске. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом, начиная с верхней, три коротких палочки слева направо. И наконец, ставлю над буквой две точки.

А теперь вы напишите букву Ё в воздухе.


У вас на столах лежат фишки. Изобразите с помощью них ту букву, с которой мы сегодня с Вами познакомились. (Имя ребёнка) какую букву ты изобразил? Прочти её.

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика:

-Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке,
Будут буквы писать.


В: Теперь открываем тетради и пишем букву Ё. Будьте внимательны и аккуратны! (Воспитатель контролирует правильность положения детей, держания ручки, написания). (Выполняем задание 2 из рабочей тетради)

Задание на внимательность:

В: У вас на столах лежит карточка с буквами. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой букву, которую мы сегодня учили.

Выходим на ковер.

Преобразование слов: игра с мячом.

В: Сделайте «один» из «много»:

   Ерши – ёрш, ежи – ёж, ели – ёлка, ели - ёлочки

В: Предлагаю Вам сыграть еще в одну игру «Добавь звук». Я буду называть части слов, а вы должны в них добавить звук «Ё»:

…жик,

бель…,

тво…,

…лка,

мо…,

е…,

…рш,

чь….

…мкость

…лочка

Садимся за столы.

Игра «4 лишний». На экране.

Итог занятия:

- С какими буквой мы сегодня познакомились?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?


Рефлексия  Детям раздается раскраски ёлки и ёжика.

В: Если вам понравилось занятие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бадретдинова Людмила Анатольевна

Дата: 22.01.2020

Номер свидетельства: 536884


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства