Конспект занятия в старшей группе по формированию целосной картины мира (познавательное развитие) на тему «Я ребенок, я имею право» в соответствии с ФГОС ДО
Конспект занятия в старшей группе по формированию целосной картины мира (познавательное развитие) на тему «Я ребенок, я имею право» в соответствии с ФГОС ДО
Конспект занятия по фцкм. Здесь мы знакомим детей с их правами, проигрывая каждое право.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по формированию целосной картины мира (познавательное развитие) на тему «Я ребенок, я имею право» в соответствии с ФГОС ДО»
Организация игровой ситуации «Я имею право» в старшей группе №1 «СКАЗКА»
Воспитатель: Бадретдинова Л.А.
Цель: Развивать у детей основы правового сознания и правовой культуры
Задачи по образовательным областям:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Познакомить детей с основным документом по защите прав ребенка- «Конвенциейо правах ребенка».
-Формировать представление о праве ребёнка на отдых, на медицинское обслуживание, семью, жильё, имя, образование.
- Способствовать развитию правового сознания и нравственных проявлений.
-Развивать умение рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать чувство уважения к окружающим, чувство самоуважения, доброту, отзывчивость.
Образовательная область «Речевое развитие»
-Развивать интерес к художественной литературе, помогая понять поведения героев сказок.
-Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о правах ребёнка.
- Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Материал: «Конвенция о правах ребёнка», цветок- «Цветик-семицветик», колокольчик, иллюстрации с правами ребёнка.
Ход занятия
Дети заходят в группу, где их встречает воспитатель.
В: Здравствуйте ребята!
Д: Здравствуйте!
В: Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Д: Здравствуйте!
Воспитатель предлагает детям присесть на ковер в круг.
В: Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились главные вопросы: что могут люди делать и что не могут делать? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя, а заботясь о детях написали другую книгу – «Конвенцию о правах детей». (показываю) Конвенция о правах ребенка – это международный свод правил, определяющий защиту детей, их развитие и свободу. 20 ноября 1989 года (30 лет назад) Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. И сегодня мы с вами поговорим о ваших правах и познакомимся с некоторыми из них.
Воспитатель вносит магнитную доску с цветком, лепестки у цветка обозначены цифрами от 1 до 8.
В: Из какой сказки этот цветок?
Д: "Цветик - семицветик".
В: Давайте вспомним с вами эту сказку. Каким волшебством обладал цветок
Д: Исполнял желания девочки Жени.
В: А наш «Цветик -семицветик», поможет нам вспомнить какими же правами обладают дети. Ребята, вы готовы вспоминать свои права?!
Д: Да!
В: Тогда в путь! Сейчас я попрошу одного из вас взять лепесток с цифрой «1».
Выходит ребенок, берет лепесток «1».
В: Посмотри, что с обратной стороны изображено?
Р: Здесь изображена мама с ребёнком.
Параллельно на экране эта же картинка.
В: Правильно! А какое право обозначает эта картинка?
Д: это право на жизнь!
В: Важнейшее право, которое имеют все дети на Земле – это право на жизнь. Ребята, в народе говорят, что «Жизнь дана на добрые дела» Что значат эти слова? Подумайте и скажите, какие поступки и дела можно назвать добрыми?
Ответы детей.
В: т. е в жизни человек должен совершать только хорошие поступки. А сейчас мы с Вами поиграем в игру, которая называется «Добрые дела». Вот правила этой игры: возьмите в руки сердечки и расскажите, какое доброе дело вы сегодня сделали, или хотите сделать. И прикрепите свое сердечко на наше «дерево добрых дел». Посмотрите как много хороших дел и поступков можно сделать дома, в детском саду и на улице. Молодцы!
В: А вот еще одна игра, которая поможет нам с вами закрепить первое право – право на жизнь, это игра «Спасатели». Вы ребята сейчас будите выполнять роль спасателей. А что делают спасатели?
Д: Спасают людей из горящего дома, из воды, с льдины и т.д.
В: Правильно! А вы будите спасать сегодня игрушки! Наши игрушки оказались на острове и не могут оттуда выбраться. Их нужно спасти! Вам нужно встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «острова», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад. Все готовы?! Тогда игра началась!
Дети парами по – очереди спасают игрушки.
В: Молодцы! Всех спасли! Напомните мне, какое право вы сейчас реализовывали?
Д: Право на жизнь!
В: Совершенно верно! Право на жизнь! Запомните это право!
В: Посмотрим на второй лепесток!
Прошу другого ребенка взять лепесток с цифрой «2».
В: Что там изображено?!
На экране дублируется картинка с лепестка.
Р: Здесь изображена книжка.
В: А кто знает, что это за книжка?
Д: Свидетельство о рождении.
В: Что записывают в эту книжку?
Д: Фамилию, Имя, Отчество ребенка, и ФИО его родителей.
В: А какое право означает эта картинка?
Д: Право на имя.
В: Совершенно верно!Имя позволяет каждому из нас ощущать свою индивидуальность, непохожесть на других.Предлагаю вам поиграть в игру «Шляпа знакомств», которая поможет нам запомнить это право – право на имя. Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою имя, фамилию и отчество.
Проводится игра «Шляпа знакомств».
В: Молодцы! Повторите пожалуйста второе право ребенка, с которым мы познакомились?
Д: Право на имя.
В: Хорошо. Молодцы!
В: Предлагаю посмотреть лепесток «3».
Прошу следующего ребенка подойти.
В: Что там изображено?
На экране появляется дублирующая картинка «Семья»
Р: Это семья.
В: Какое право означает эта картинка?
Д: Право на семью.
В: Совершенно верно! Кто мне скажет, что такое семья?
Ответы детей.
В: Совершенно верно! Семья – это люди которые живут вместе и являются родственниками. А сейчас я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка, Это пальчик – бабушка, Это пальчик- папочка, Это пальчик – мамочка, Это пальчик – это я Вот и вся моя семья.
В: Предлагаю вспомнить как зовут ваших родителей. Игра «Моих родителей зовут…»
Проводится игра «Моих родителей зовут…» с мячом по кругу. Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
В: Вот молодцы! Повторите право которое мы с вами узнали?
Д: Право на семью.
Прошу следующего ребенка подойти и посмотреть лепесток «4».
В: Что там изображено?
На экране появляется дублирующая картинка «Дети разных национальностей»
Р: Это дети в национальных костюмах.
В: Какое право означает эта картинка?
Д: Право на пользование родным языком.
В: Совершенно верно! Кто мне скажет, что такое семья?
На каком языке мы рассказали стихотворение про семью? На русском. Камилла, а в твоей семье на каком еще языке говорят?
Р: на татарском.
В: И мы с вами в садике изучаем татарский язык и знаем это стихотворение на татарском языке! Давайте повторим его на татарском.
Пальчиковая гимнастика “Семья” на татарском языке.
Бу бармак – бабай
Бу бармак – эби
Бу бармак – эти
Бу бармак – эни
Бу бармак – мин (кыз, малай)
В: Молодцы! Предлагаю посмотреть следующий лепесток!
Прошу следующего ребенка подойти и взять лепесток «5».
В: Что там изображено?
На экране дублируется картинка «Учебник».
Р: Это книга!
В: А кто может предположить, что за право может быть связано с учебником?
Д: Это право на образование.
В: Конечно! Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.
Как вы думаете ребята, зачем дети ходят в школу? (ответы детей)
Как называют детей, которые ходят в школу? (ответы детей)
Но учатся не только в школе, но и в саду. Вы ведь о многом узнаёте на занятиях.
Сейчас я проверю, как вы знаете геометрические фигуры!
Загадывание загадок о геометрических фигура
(после того как дети отгадали загадку, на экране появляется изображение нужной фигуры)
Нет углов у меня И похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня …КРУГ
Три вершины, Три угла, Три сторонки – Кто же я? ТРЕУГОЛЬНИК
Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. А зовут его…КВАДРАТ
Он похожий на яйцо Или на твое лицо. Вот такая есть окружность - Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг…ОВАЛ
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат…ПРЯМОУГОЛЬНИК
В: Молодцы! Справились с моими загадками! Вижу, что все вы используете свое право на образование! А сейчас предлагаю поиграть в игру «Собери портфель».
Проводится игра «Собери портфель». Дети делятся на две команды. Каждая должна собрать в портфель школьные принадлежности. После того, как дети закончат собирать проверяем вместе.
В: Молодцы ребята! Вы справились с заданием и отлично реализовали свое право на образование!
В: Повторим, какое право мы только что реализовывали?
Д: Право на образование.
В: Совершенно верно! Предлагаю продолжить знакомится с правами для детей.
Предлагаю следующему ребенку подойти и взять лепесток «6».
В: Что там изображено?
На экране дублируется картинка «Доктор Айболит».
Р: Это Доктор Айболит!
В: А какое право может быть связано с доктором?
Д: Право на медицинскую помощь.
В: Конечно! Это право ребенка на медицинскую помощь или уход.
В: Чтобы быть здоровым, нужно каждое утро делать зарядку. Приглашаю вас на зарядку.
Руки вверх, руки вниз,
На носках приподнимись,
Вправо, влево наклонись,
Повтори наклон раз пять,
А потом, дружок, присядь!
В: И чтобы запомнить это право предлагаю поиграть в игру «Собери чемодан для Айболита».
Проводится игра «Собери чемодан для Айболита».
В: Давайте повторим право с которым мы сейчас познакомились – Право на медицинскую помощь.
В: Предлагаю продолжить и посмотреть следующее право, лепесток «7».
Приглашаю следующего ребенка.
В: Что изображено на лепестке?
Картинка «Дом» дублируется на экране.
Р: здесь изображен дом.
В: Правильно! А право это называется – право на жилье. И чтобы закрепить это право мы с вами поиграем в игру «Кому какой дом».
Проводится играс мячом «Кому, какой дом». Все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.
В: Замечательно! А вот еще одна игра, называется «Я живу на….». Сейчас мы с вами вспомним ваши домашние адреса, название улицы, номер дома и номер квартиры в которой вы живете.
Проводится игра «Я живу на….» все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на …, ребёнок продолжает, называя свой домашний адрес и возвращает мяч воспитателю. Аналогично с каждым ребенком.
В: Замечательно! Вот мы с вами и вспомнили ваши домашние адреса и запомнили какое право ребенка?
Д: право на жилье!
В: Правильно! Продолжим знакомится с правами детей и посмотрим на серединку цветка.
Приглашаю следующего ребенка.
В: Что изображено?
Картинка «Отдых» дублируется на экране.
Р: Это право на отдых и развлечения.
В: Совершенно верно! Это право на отдых и развлечение! Это пожалуй самое важное право, которое придумали для Вас.
В: Предлагаю вам ребята поиграть! Игра «Прогулка по ручью».
Проводится игра «Прогулка по ручью». На полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.
Рефлексия
Закончить стихотворение и найти соответствующий символ
1) Я люблю свою семью: Маму, папу я люблю, Люблю деда и бабусю, И щенка, и кошку Мусю! Все, кого я так люблю Имеют право на…( семью!)