Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в русскую избу»
Цель: формирование духовно-нравственных качеств детей через приобщение к русской народной культуре посредством ознакомления с русским бытом.
Задачи:
Продолжать закреплять первоначальные представления детей о жилище русского человека — избе.
Познакомить воспитанников с многообразием предметов домашнего обихода людей, живших в старину, пояснить их назначение.
Развивать познавательный интерес к истории русского народа.
Развивать художественно-эстетические способности детей.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.
Развивать мелкую моторику детей.
Предварительная работа: беседы о семье, России, городе Изобильном. Чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок. Знакомство с предметами русского быта, обычаями и традициями. Рассматривание иллюстраций с предметами старины и костюмов.
Материал и оборудование: экспонаты музея «Русская изба», соленое тесто, стеки, зерна, семена подсолнечника, клеенка, влажные салфетки,
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
- Здравствуйте.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
(воспитатель вместе с детьми встают в круг.)
Ребенок: На широком просторе
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края.
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья! (А. Прокофьев)
Воспитатель: о чём говорится в стихотворении?
Дети: о Родине.
Воспитатель: как называется наша Родина?
Дети: Россия!
Воспитатель: раньше, в старые времена, Россию называли Русь. Люди на Руси жили не так, как мы сейчас. У них были другие дома, другие предметы быта. Вам было бы интересно увидеть, как жили ваши прапрадедушки и прапрабабушки? Предлагаю отправиться в прошлое на машине времени. Закрываем глаза.
Машина времени, друзья
Всех нас несет через года…
Мы глазки тихо закрываем,
И в Русь святую попадаем.
2. Поисковый этап.
Звучит волшебная музыка, на экране появляются слады с русскими домами, деревенской улицей, далее русская изба.
Воспитатель: Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Воспитатель: мы с вами оказались в Древней Руси. А это- русская изба. Изба– дом, в котором люди жили в старину Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались (избами).
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, построенный из бревен.
Как уютно в избе! Как вы думаете, из чего строили избы? (дерево). Рубили ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить). Избы строили, не используя гвозди. Затем прорубали окна и крыли крышу.
Ребята посмотрите какая красивая изба. Вот она, старина, какая, сердцу нашему дорогая! Давайте рассмотрим ее поближе. Посмотрите дети на окна, какие они красивые, а какие резные ставни на окнах. - Если открыты ставни – значит хозяева дома, уже встали, а закрыты – значит, ещё спят, или куда-то ушли. Как вы думаете, зачем и ставни, и наличники, украшали резьбой? Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки:
Толстая Федора наедается не скоро.
Но зато, когда сыта-от Федоры теплота. (печь)
Дети: Печь.
Воспитатель: в каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
Стоит толстячок,
Подбоченившись бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
Черный конь
Скачет в огонь. (Кочерга.)
Правильно, это инструмент для выгребания углей и перемещения дров, чтобы они лучше горели, в печке. Показ слайда. То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
«Что хозяйка в печку ставит,
кто из вас, ребята, знает?» (чугунок).
Из русской печи
Кашу тащит, калачи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил … (ухват).
Воспитатель: рядом с печкой стоит сват — злой да рогатый ухват! (показывает).
Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Чтобы не обжечь руки, люди использовали ухват в качестве дополнительного инструмента, которым можно достать горячий чугунок из печи. В печи готовили много вкусных блюд, но главным, конечно, был хлеб. Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни.
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
Ящик с приданым готов, Женихи ходят кругом. Как услышишь в двери стук, Выноси скорей … .(сундук)
Правильно - сундук. В давние времена там хранились одежда для всей семьи (рассматривают).
Воспитатель предлагает игру «Что было-что стало?»
1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
5. Раньше был самовар, а теперь… (чайник)
6. Раньше был чугунок, а теперь (кастрюля)
3. Практический этап.
Воспитатель: ребята, давай с вами немного отдохнем, повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Это пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик толстячок.
Ну а вместе-кулачок.
Самостоятельная работа.
(Форма работы совместно – индивидуальная)
Взрослые в старину трудились и детей приучали к труду. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки (показывает) и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать.
Воспитатель: а что ещё вы видите при входе в дом?
Дети:
- на двери висит подкова.
- А для чего же она здесь расположена?
Дети:
- Для защиты от бед и несчастий. Чтобы дома всегда было спокойно, уютно, а беды и несчастья обходили стороной.
- Подкова это оберег семейного благополучия. Если подкова отрывалась у лошади с копыт, то ее тут же подбирали, потому что подкова считалась одним из самых известных талисманов удачи, успеха и богатства. Отсюда и поверье «Найти у дороги подкову и забрать ее домой – к счастью».
- Это прекрасный сувенир для дома. Посмотрите какие подковы выполнили ребята на занятиях по лепке, а вы хотите сделать счастливыми ваших близких и ваш дом и изготовить подкову – оберег для вашего дома?
Воспитатель: люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом. Именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом подкова напоминает чашу, и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома. В эту примету верят и сейчас. Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и сделать подкову-оберег, которую вы сможете повесить на счастье в своём доме!
(Дети проходят в «Мастерскую», садятся за столы).
Воспитатель: для того, чтобы у нас получилась подкова, сначала надо из теста скатать колобок. Затем колобок превращаем в толстую колбаску(брусочек), сворачиваем в дугу и сплющиваем пальцами. Вот и получилась подкова (показывает). Палочкой на концах подковы делаем отверстие для шнурка. Чтобы наша подкова была красивой, её надо украсить. Украшать будем зернами и семечками. Зерна символизируют богатство и изобилие в доме, семечки подсолнуха — семейное счастье и гостеприимство. Можете приступать к творчеству.
(Дети приступают к работе, воспитатель оказывает индивидуальную помощь).
Воспитатель: молодцы! Очень красивые обереги у вас получились.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: сегодня мы с вами побывали в гостях. Но, как говорили люди раньше «Делу время, а потехе час». И нам с вами пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза.
Машина времени, друзья
Всех нас несет через года…
Мы глазки тихо закрываем,
И в детский сад свой попадаем.
Воспитатель: вот мы и вернулись в наш детский сад. Сегодня мы с вами побывали в прошлом, узнали много нового и интересного. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе каждого из вас. А подковы, которые вы сделали, обязательно принесут счастье и радость в ваш дом.