Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в подготовительной группе «Гостеприимство – старинная дагестанская традиция»»
Конспект занятия
«Гостеприимство –старинная дагестанская традиция»
в подготовительной группе
Цель.
Расширять представления детей о традициях гостеприимства дагестанского народа.
Формирование интереса к истории родного края.
Задачи.
Образовательные:
закрепить знания о родном селе Хив, районе, его достопримечательностях;
расширять кругозор детей за счёт усвоения представлений об окружающем мире;
Развивающие:
развивать знания детей о некоторых национальных традициях приема гостей; продолжать приобщать детей к дагестанской национальной культуре.
развивать умение слушать, воспринимать и понимать звучащую речь на родном (литературном) языке.
развивать умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях общения на родном (литературном) языке.
развивать память, мышление и воображение детей.
Воспитательные:
воспитывать интерес к традициям дагестанского народа, любовь к малой родине, чувство гордости за свой народ;
воспитывать у детей стремление к познаниям.
Предварительная работа. Сюжетно – ролевые игры «Гости», «Дагестанская семья»; словесная игра «Назови дагестанские блюда», беседы на родном (литературном) языке «Друзья у меня в гостях», «Что мы знаем о вежливости»; разучивание стихов, пословиц и поговорок на родном (литературном) языке.
Методы и приемы: наглядный, словесный (вопросы к детям), дидактическая игра.
Материалы и оборудование. Письмо в конверте, видеокамера, проектор (слайды), карточки (гостиной комнаты).
Ход занятия
Воспитатель. Ас-саламуалейкум, дорогие дети! Бараката и счастья я вам всем желаю. Пусть каждый день у всех начинается с таких прекрасных слов.
Воспитатель. Ребята, мы все жители одного села. Как называется наше село?
Дети. Наше селение Хив.
Воспитатель. Правильно, молодцы! А как называется наша республика?
Дети. Наша республика называется Дагестан.
Воспитатель. Правильно, наша республика называется Дагестан. А кто расскажет нам стихотворение про Дагестан?
Ребенок. (Читает стихотворение про Дагестан на табасаранском языке).
Воспитатель. Дагестан – это наша малая родина, а мы все живем в нашей большой стране, которая называется, как?
Дети. Наша страна Россия.
Воспитатель. Наша родина Россия – самое большое государство в мире. И живут в ней много разных народов – без малого, двести национальностей. У каждого народа свой родной язык, свое искусство, национальный костюм, своя культура.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете столицу нашей России?
Дети. Столица нашей родины – это Москва.
Воспитатель. Молодцы, ребята. В наш детский сад «Солнышко» пришло письмо от ваших сверстников из города Москвы. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! Мы с нашей группой любим совершать виртуальные путешествия по родной стране России и знакомиться с традициями и обычаями дагестанского народа. У нас есть фотографии, картинки с изображением сцен гостеприимства из жизни дагестанского народа, но без ваших рассказов об этой традиции мы, к сожалению, не все понимаем. Помогите, пожалуйста, нам познакомиться с традицией гостеприимства». Ребята, как можно помочь нашим друзьям?
Дети. Мы можем снять и отправить видеофильм, а можем пригласить их к нам в гости Республику Дагестан и в наш Хивский район.
Воспитатель. Я очень рада, что вы хотите помочь нашим друзьям. Приехать могут не все, а снять видеофильм и наши рассказы мы можем. А чтобы наш видеофильм получился полным и интересным, я предлагаю вспомнить все, что вы знаете о традициях гостеприимства разных народов, населяющих нашу республику. Итак, начинаем снимать видеофильм. А начнем мы его с традиции дружбы народов, которой мы по праву гордимся. Республика Дагестан многонациональная. В ней проживают люди разных национальностей. Люди каких национальностей живут у нас в Дагестане?
Дети. Это даргинцы, аварцы, кумыки, табасаранцы, азербайджанцы, русские, лезгины и другие.
Воспитатель. У дагестанского народа есть особое приветствие, которое используется при встрече гостя. Давайте все вместе его произнесем:
Дети. Салам аллейкум.
Воспитатель. Это приветствие у всех дагестанских народов. А как приветствуют табасаранцы?
Дети. Хайрар ишри!
Воспитатель. Гостеприимство – древнейшая традиция у всех дагестанцев, сохранившаяся до сих пор. Любой гость пользуется уважением хозяина, его вниманием и заботой. Нарушение закона гостеприимства считается позором для хозяина и его рода. Недаром надпись на двери гласит:
«Стучите ночью и средь бело дня,
Стук гостя - это песня для меня».
Воспитатель. Когда человек приходил в селение, где не было знакомых, то он шел на годекан - «гим» и здоровался с сидящими. Что такое годекан?
Дети. Это место, где собираются сельчане, для обсуждения и решения разных вопросов.
Воспитатель. О чем спрашивали сельчане гостя?
Дети. Они спрашивали его имя, из какого он селения, чем он занимается, о причине его приезда, и о кунаке.
Воспитатель. А кто такой кунак?
Дети. Кунак – это друг.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Гость мог появиться на пороге дома в любое время дня и ночи. На случай прихода гостя хозяйка дома всегда оставляла еду. Гостя встречали всегда в гостевой комнате – «хяларин хал» и сразу же зажигали в ней камин – «гам». Ребята посмотрите на экран. Как устроена гостевая комната горцев?
Слайд 2
Дети. На полу стелили красивые ковры и паласы, на них – мягкие подушки, расшитые красивыми узорами. На стенах развешивали ковры, шкуры зверей, нарядную сбрую, дорогое оружие, бурки. По нишам и полам расставлялась красивая посуда. В кунацкой комнате устраивали очаг или камин, возле которого хранилось топливо.
Воспитатель. Когда приходил гость, хозяин выходил на встречу и принимал у него коня. Подойдя поближе, хозяин обязательно первым подавал руку для рукопожатия. Гостя провожали в кунацкую комнату. Его усаживали на почетное место. Мужчины садились рядом. Женщины приходили поздороваться и уходили готовить еду. Для почетного гостя устраивали ужин. Какие угощенья готовила хозяйка к столу?
Дети. Хозяйка готовила лучшие блюда. Это хинкал с мясом, пироги – «афрар» с начинкой из мяса, съедобных трав, творога, курзе мясные, творожные, яичные. Часто готовили жидкую мучную кашу – «берччем». Подавали фрукты, сыр, масло, чай, воду. Из напитков табасаранцы во все времена любили кислое молоко – «мас», молоко – «никк», разведённое родниковой водой кислое молоко – айран.
Давайте, ребята, покажем, как мы можем печь.
Пальчиковая гимнастика «Тортик»
Тесто pучками помнем (сжимаем-pазжимаем пальчики) Сладкий тоpтик испечем (как будто мнем тесто) Сеpединку смажем джемом (кpуговые движения ладошками) А веpхушку сладким кpемом (по плоскости стола) И кокосовою кpошкой Мы пpисыплем тоpт немножко...("сыплем кpошку" пальчиками обеих pук) А потом заваpим чай, В гости дpуга пpиглашай.
Воспитатель. Хозяева дома следили, чтобы гость съел как можно больше и отведал все блюда, приготовленные хозяйкой дома. А какие благопожелания говорились перед приемом пищи?
Дети. «О благодать, да насытишь ты нас!», «Пусть баракат, ты всегда будешь в достатке и изобилии».
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что обычаи гостеприимства дагестанского народа нашли отражение в их пословицах и поговорках. Давайте вспомним и назовем их.
Дети. (Называют пословицы и поговорки на табасаранском языке).
Воспитатель. А как вы понимаете смысл этих пословиц? Какие благопожелание высказал гость в конце трапезы? Какими словами он благодарил хозяев дома?
Дети. Пусть Аллах даст Вам жить в довольствии! Да умножится Ваша пища! Да будет благодать на все, что едим!
Воспитатель. Да, ребята, дагестанцы очень дружный народ, гостеприимный народ. Дружба дагестанцев скрепляется добром, заботой, умением жить с соседом.
Воспитатель. Давайте, мы с вами немножко отдохнем и поиграем в кумыкскую народную игру- «Гусь».
Содержание игры: Где ладошка? Тут? Тут. На ладошке пруд? Пруд. Палец большой – это гусь молодой. Указательный поймал, Средний гуся ощипал. Этот палец суп сварил. Самый меньший – печь топил. Полетел гусь в рот, А оттуда в живот. Вот. Игра проводится стоя или сидя. Руки у детей за спиной. На вопрос воспитателя: Где ладошка? Тут? – ребята протягивают руку вперед ладонями вверх. Далее дети, произносят текст вместе с ведущим, загибают пальцы в порядке, указанном в стихотворении. На последние 3 строки свободно встряхивая кистями рук, разводят руки в стороны и со словом «Вот» поднимают их вверх, хлопая над головой. С окончанием стихотворения ребята роняют руки вниз.
Правила игры: При разучивании движения выполняется одной рукой (правой), потом (левой). Последние три строки рекомендуется произносить с некоторым повышением интонации и в более быстром темпе.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот мы и рассказали нашим друзьям о традициях гостеприимства нашего табасаранского народа.
Воспитатель. Ребята, флеш – карту с записью ваших рассказов мы отправим нашим друзьям. Как вы думаете, помогли мы друзьям познакомиться с традициями гостеприимства? Давайте пригласим их к нам в гости.
Все. Приезжайте в Дагестан, в Хивский район, дорогие ребята! Мы будем очень рады встретить вас по – дагестански, с радушием и гостеприимством.