Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в группе компенсирующей направленности с детьми 5-6 лет на тему «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях»»
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности
с детьми 5-6 лет на тему
«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей чётко и правильно произносить звук Ш в слогах, словах, предложениях;
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия;
- координация речи с движением;
- упражнять в подборе прилагательных к существительным, в
употреблении антонимов и слов с уменьшительно-ласкательными
Развивающий (подбор прилагательных к существительным, подбор антонимов и слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, составление предложений по опорным словам).
Проблемный (способы преодоления препятствий).
Творческий (выполнение заданий).
Ход занятия
1. Оргмомент.
Миогимнастика.
Логопед:
Ребята! Доброе утро!
Посмотрите, пожалуйста, на эти лица.
Показ пиктограмм.
Какие они разные!
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, печальный, сердитый.
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Мы должны найти красивую лесную полянку и понаблюдать за птицами.
Перед дальней дорогой нам надо потренироваться. Давайте покажем, какой у нас сильный и ловкий язычок.
2. Выполнение артикуляционной гимнастики по картинкам-символам:
«Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Парус» - рот широко открыть, узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд.
«Оближем губки» - рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, а потом нижнюю губу по кругу.
Логопед:
Разминказакончена. Мы отправляемся в путешествие.
А в дорогу с собой мы возьмём звук…
О звуке вы узнаете, если загадку отгадаете:
«Сижу верхом,
Сама не знаю на ком»
Дети: Это шапка.
Логопед:
Вы правы. Выделите, пожалуйста, первый звук в слове.
Дети:
Это звук [ш].
3. Развитие фонематического восприятия.
Логопед:
Мы пойдем по дорожке. Шаг будем делать только в том случае, если услышим слово со звуком [ш].
Для обозначения шагов используйте фишки-квадраты.
Чтение стихотворения:
Наша Маша маленькая.
У неё шубка аленькая.
Шапочка бобровая,
Маша чернобровая.
4. Автоматизация звука [ш] в обратных слогах.
Логопед:
Ребята! У нас появилось препятствие: я вижу впереди кочки и речку.
Как вы думаете, что нам нужно сделать в первую очередь?
Дети: Нам надо преодолеть кочки.
Дети имитируют пальчиками прыжки по кочкам-кружочкам и при этом произносят:
Ашва, Ашка, Ашта, Амша, Анша.
Логопед: Устали? Давайте подойдём к дереву, сядем на травку и немножко отдохнём. Потом продолжим путь.
- Как вы думаете, откуда появилось дерево?
Дети:
- Дерево появилось из семечка.
Логопед:
Представьте себе, что вы маленькое семечко, которое постепенно превращается в дерево.
Выполнение упражнения «Дерево»:
Логопед:
Сядьте, пожалуйста, на корточки. Наклоните голову к коленям и обхватите их руками. Медленно поднимитесь на ноги, распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и выпрямитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
А теперь выполним движения и назовём слова с противоположным значением.
5. Координация речи с движением.
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем,
Влево шаг – вправо шаг,
Шаг вперёд – шаг…(назад).
Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги дружно поднимаем.
Шаг немножко замедляем,
Постепенно …(ускоряем).
Сейчас мы быстро пойдём,
Затем …(медленно идём).
Руки вверх мы поднимаем,
Потом …(вниз) их …(опускаем).
Мы шагаем, мы шагаем,
И антонимы мы знаем.
После отдыха логопед предлагает детям продолжить путешествие.
6. Игровое упражнение «Разведчики».
Логопед:
Подошли мы к речке, а моста нет.
- Что нам делать?
- Можем ли мы переплыть речку?
Дети:
Не все умеют плавать.
Вода холодная и мы можем простудиться.
Логопед:
- Как же нам попасть на другой берег?
- Что для этого нужно?
Дети: Нам нужны лодка или плот.
Логопед:
- А из чего можно сделать лодку или плот?
Дети:
- Их можно сделать из деревьев.
Логопед:
К сожалению, для постройки плота потребуется много деревьев, а вырубка леса строго запрещена.
Нам надо искать другой материал.
На берегу возвышаются какие-то «доски» (предметные картинки).
Подойдём поближе и рассмотрим их.
Дети подходят к столу, на котором лежат картинки («доски»).
Логопед:
Какие интересные доски! На них рисунки!
- Диана! Назови, пожалуйста, предметы, которые ты увидела на рисунках.
Ребёнок: Я увидела лошадь, пушку, кормушку, шкаф, шарф, малыша, шубу.
Логопед:
- Какой звук вы услышали во всех словах?
Дети:
- Во всех словах мы услышали звук [ш].
У доски остаются трое ребят.
Логопед:
Люда! Ты находишь картинки, в названии которых звук [ш] занимает начальную позицию.
Тимур! Ты берёшь картинки, в названии которых звук [ш] находится в середине.
Полина! Ты находишь картинки, в названии которых звук [ш] занимает конечную позицию.
7. Работа у доски.
Логопед:
- Ребята! Как вы думаете, нам нужны доски?
- Что можно построить из них?
Дети:
- Из досок можно построить мост.
К доске выходит ребёнок и «строит» мост из картинок.
Логопед: Какой красивый мост! Какие яркие рисунки!
Предлагаю поиграть,
слово нужное назвать.
Игровое упражнение: «Подбери признак».
Лошадь какая? (быстрая).
Пушка…(военная).
Кормушка…(деревянная).
Шкаф…(книжный).
Шарф…(шерстяной).
Малыш…(забавный).
Шуба…(тёплая).
Логопед запоминает слова, которые называют дети, а потом переворачивает картинки изображением вниз.
7. Сюрпризный момент (встреча с гномом Мишей).
Логопед:
Мост перешли…
Куда же идти дальше?
Незаметно достаёт игрушку (гном) и говорит:
- Миша! Помоги, пожалуйста, нам.
- Ребята! Гном Миша хоть и маленький, но удаленький.
У Миши не рубашка, а…рубашечка (произносят дети).
У Миши не шапка, а… (шапочка).
У Миши не шорты, а…(шортики).
У Миши не шар, а… (шарик).
У Миши не уши, а… (ушки).
Гном предлагает вам закрыть глазки и произнести волшебные слова:
«Через левое плечико повернись,
На полянке очутись!»
Логопед:
А вот и лесная полянка! Тихо так...
- Ребята! А где же птицы?
- Почему не слышно их голосов?
Дети: Птицы улетели.
Логопед:
Не переживайте! Я знаю, как вернуть пернатых.
Надо выполнить задание: составить правильно предложения о гноме Мише.
а) Гном Миша, ездить, машина.
б) Рубашка, купить, жёлтая, гном Миша.
г) Гном Миша, положить, в, книга, шкаф.
д) Гном Миша, собирать, в, лес, ландыши.
8. Пальчиковая гимнастика.
Логопед:
Вы правильно составили предложения и к нам прилетели наши друзья
(показ дерева, на котором сидят птицы).
Давайте их поприветствуем!
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Здравствуй, воробышек!
Здравствуй, воронушка!
Здравствуй, соловушка!
Здравствуй, совушка!
- Какой звук появился в словах?
Дети: Во всех словах мы услышали звук Ш.
Логопед:
А сейчас мы сфотографируем птичек. Они все такие разные…. Вам надо запомнить не только их названия, но и внешний вид.
9. Итог занятия.
Логопед:
Вот и закончилось наше путешествие.
Пора возвращаться домой.
Чтобы вновь пройти по мостику, надо выполнить задание.
- О каком предмете вы говорили «деревянная»?
- О каком предмете вы говорили «тёплая»? и т.д.
(Если ребёнок ответил правильно, картинка переворачивается для проверки ответа)
- Ребята! Вам понравилось наше путешествие?
- Какой звук сопровождал вас в этом путешествии?
Дети: Мы путешествовали со звуком [ш].
Литература
1.А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
2. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.
3. Г.А.Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»
Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2008г.
4.Н.В.Новоторцева «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду»