Воспитательная: воспитывать уважение к членам своей семьи, эстетический вкус; воспитывать любовь и уважение к окружающим, чувство сплоченности, желание заботиться о близких людях, дорожить ими.
Коммуникативные
Умение выражать свои мысли .
Ход урока
1. Орг.момент
– Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
2. Мотивация к учебной деятельности
-Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Я предлагаю вам послушать одну очень интересную сказку. Она – то и подскажет вам тему нашего сегодняшнего урока.
Давным-давно на далёком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик, очень старый и очень мудрый. «Куда ты идёшь?» - спросил старик. «Я иду искать место, где мне не будет так одиноко», - ответил мальчик. «Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной», предложил старик. Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. «Посмотри! – сказал старик.
– Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами». Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по – настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
- У каждого из вас, ребята есть люди самые близкие и любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (мама, папа, бабушка, дедушка)
- Назовите их одним словом. (Семья.)
- Так о чем мы сегодня на уроке будем говорить? ( о семье)
-На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Как живет семья?)
- Мы можем сразу дать ответ? (Не можем) Конечно, мы много знаем о семье, какая семья, но что-то вы наверняка еще не знаете.
- Каковы цели нашего занятия?
- Давайте откроем учебники на 56 странице, и проверим свои предположения. ( Учащиеся читают тему урока)
3. Сообщение новых знаний
Сегодня на занятии мы поговорим о семье.
- Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)
В словаре говорится, что семья – группа живущих вместе близких родственников, а также объединение людей, сплочённых общими интересами.
А это значит, что семья – это не только люди, которые живут вместе, это ещё и люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
-А кто является членами семьи? ( ответы детей)
-Каждый член семьи имеет Имя, Фамилию, Отчество.
Имя – это личное название человека, которое ему дают при рождении.
Отчество на Руси появилось ни сразу, его разрешали иметь только людям, заслуживающим доверие царя. Сейчас отчество имеет каждый и даётся оно по личному имени отца. Если твой папа Алексей, то ты – Алексеевич или Алексеевна.
Фамилии долгое время были привилегией людей с положением, а для простых людей фамилия была « недоступной роскошью». Фамилия человека – это наследуемое семейное наименование.
Работа в учебнике
- Ребята, назовите теперь мне полностью, свою фамилию, имя и отчество.
Расскажите (по желанию) о членах семьи по плану, используя рисунок.
1) Назвать члена семьи.
2) Имя.
3) Чем занимается.
4) Что любит и умеет делать.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: - А сейчас, чтобы узнать поближе о ваших родственниках, мы поиграем с вами. Ваша задача правильно выполнять действия, и знать членов своей семьи.
У кого есть младшая сестра - потопайте, у кого есть бабушка - покружитесь,
у кого есть младший братик поморгайте глазами,
у кого есть старшая сестра? попрыгайте как зайчик
у кого есть дедушка присели и встали
кто любит всех своих родных повращаем плечами, встанем на носочки, потянемся вверх. Садимся.
5. Работа по слайдам (отгадываем загадки) и называем имена и отчества родных
6. Подведение итогов
- Итак, о чем же мы сегодня говорили?
- Что такое семья?
-Что объединяет все семьи?
Ребята, наш класс – это тоже одна дружная, большая семья. И оттого, как мы будем работать на уроках, вести себя друг с другом зависит, как будет называться наша семья. Будет ли она дружной.
7. Рефлексия
- А теперь я хочу, чтобы вы оценили сегодняшний урок. Если вам понравилось, у вас хорошее настроение и хочется еще узнавать и узнавать, то поднимите 2 руки, а если вам неинтересно, то не поднимайте. Если же вам было немного интересно, то поднимите одну руку.
-А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились.