Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Тайны земли Дагестанской»»
Конспект занятия
«Тайны земли Дагестанской»
Воспитатель:
Герейханова Севиль Низамиддиновна
Цель: Познакомить детей с разнообразием растительного мира Дагестана.
Образовательные:
расширять представление детей о многообразии и значении растений лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях;
обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них;
формировать у детей представления о лекарственных растениях;
выяснить, какие растения являются лекарственными;
закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к природе родного края.
Материал: глобус, карта Дагестана, картинки с изображением круп: рис, пшено, семечки, масло подсолнечное; травы: одуванчик, крапива, лопух, сироп подорожника, гербарий, иллюстрации с изображением растений, занесенных в красную книгу.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите на глобус. Какой огромный наш общий дом - планета Земля! Сколько разных стран, которые кажутся нам таинственными и заманчивыми. Но самая таинственная и удивительная, оказывается наша родина. Необъятны её просторы. Посмотрите на карту. Вот наша Родина Дагестан, а вот район, в котором мы с вами живем – Дербентский. Давайте полюбуемся красотой Дагестанского края. Посмотрите на картину, что мы видим: горы, лес. Может быть, прогуляемся по этой тропинке? Представим себя идущими в мир природы.
Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите, что это?
Дети: Это растения, которые растут в Дагестане.
Воспитатель: Вы уже много знаете о растениях. Как вы думаете, зачем нам нужны растения?
Дети: Растения помогают дышать, лечиться от болезней. Без растений жизнь на земле не существовала бы.
Воспитатель: А как называются эти растения на картинках?
Дети: Подсолнух, кукуруза, просо, ячмень, овес.
Воспитатель: Ребята - это все полевые культуры, они делятся на семейства. Кукуруза, просо, ячмень и овес - семейство злаковые, подсолнечник - семейство астровые. Зерна кукурузы, проса, ячменя употребляют в пищу, в них содержится много белка, крахмала, жиров. Семечки подсолнуха содержат 50% масла, которое используют в пищу.
Физминутка:
Качает травку ветерок
Давайте разомнемся.
Дрожат, дрожат травинки
Прогнулись наши спинки.
Прижми к груди колени
Руками обхвати.
Наклоны влево-вправо
И два шага вперед
И быстрый поворот.
Назад два шага снова
Вернулись на места.
Так будем все здоровы
Хотя бы лет до ста.
Воспитатель: Мы много узнали и о полевых культурах. Без них жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, как вы уже сказали, они также они помогают лечиться от болезней. Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров - лекарства от всех болезней. И также лекарственные растения растут у нас в Дербентском районе. Про какое лекарственное растение эта загадка:
Не пустили в огород -
Оттого она и жжет.
Дети: Крапива.
Воспитатель: Правильно это крапива. Найдите её в нашей коллекции. Почему крапиву назвали крапивой?
Дети: Она обжигает, оставляя на коже красные крапины. Ее называют еще жгучка.
Воспитатель:Чем же полезна крапива?
Дети: В ее листьях содержится много витаминов.
Крапивой лечат простуду, боли в суставах.
Ее используют в уходе за волосами. Волосы блестят, лучше растут.
Из крапивы делают лекарства, останавливающие кровь, заживляющие раны, лечат язвы.
Воспитатель: Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из крапивы можно приготовить щи, салат или чуду. - А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки.
На земле лежат листки,
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
Дети:Подорожник.
Воспитатель: Правильно отгадали. Найдем его. Кто догадался, почему это
растение так называется?
Дети: Потому что он растет около дорог.
Воспитатель: Подорожник используют с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простуде. А как он выглядит?
Дети: У него тонкий стебель, листики лежат на дорожке.
Воспитатель: Это растение всем знакомо, оно есть в нашей коллекции.
Выпускает он листы
Широченной широты
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких
Если их не оберешь
На себе их всех найдешь.
Дети: Лопух, он лечит почки и печень.
Воспитатель: А это, что за растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Дети: Одуванчик, он служит для улучшения аппетита.
Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем
в мире лекарств, самая лучшая аптека - это Природа. Давайте поиграем в игру, я буду называть разные болезни, а вы ребята,лекарственные травы, которые помогут от этого недуга.
Воспитатель: Дети:
плохой аппетит корень одуванчика
рана на руке подорожник
пятна на коже чистотел
ангина мать и мачех
простуда душица
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете лекарственные растения. Помните, что самая лучшая аптека-это Природа!
Вот и закончилось наше путешествие. Теперь вы знаете, что наша природа не только красива, но и играет огромную роль в жизни человека. Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь её!