Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» на тему «Тайны портретной живописи»
Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» на тему «Тайны портретной живописи»
Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» на тему «Тайны портретной живописи»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» на тему «Тайны портретной живописи»»
Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» на тему «Тайны портретной живописи»
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к изобразительному искусству через включение в образовательный процесс современных информационных технологий и готовых электронных образовательных ресурсов.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать обучать детей работе с интерактивной доской: составлять портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению.
2. Продолжать приобщать дошкольников к шедеврам изобразительного искусства, закрепить понятия о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, портрет через электронную картинную галерею.
3. Продолжать знакомить детей с разными видами портретной живописи, её признаках и особенностях изображения: одиночный (мужской и женский, детский) портрет, семейный, автопортрет.
4. Продолжать обучать рисовать человека, передавая его половые и возрастные особенности, обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой.
Закрепить умения детей в составлении светлых тонов.
Продолжать закреплять технические навыки работы с гуашью, восковыми карандашами, угольками.
Речевые:
Ввести в активный словарь детей слова: портретная живопись, автопортрет, художник-портретист.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям портретной живописи.
ЭОР: интерактивная образовательная программа «Фантазёры. Волшебный конструктор»- Программно-методический комплекс - ООО «Новый диск», М. 2008 г., интерактивная образовательная программа «Учимся понимать живопись. Практический курс»- ООО «Кирилл и Мефодий», М. 2011 г., электронная картинная галерея;
Раздаточный материал: бумага для черчения разного фона, зеркала для детей.
Электронная картинная галерея:
Женский портрет: И.Е.Репин «На солнце», «Портрет Екатерины 2», «Женский портрет» И.Н.Крамской, А.Г.Венецианов «Крестьянка за вышивкой»
Мужской портрет: И.Н.Крамской «Александр 3», «Портрет князя Оболенского» Брюллов К.П., И.Н.Крамской «Художник Шишкин», И.Н.Крамской «Портрет старого крестьянина»
Семейный портрет: Корнелис де Вас «Семейный портрет»; «Портрет дочерей художника Александры и Фелициты» А.Венецианов; «Портрет детей Жербиных» П.Федотов; «Портрет Е.И.Новосильцевой с детьми» К.Барду; Славянский Ф.М. «Семейный портрет»; «Портрет сыновей художника» И.Гладышев, К. Брюллов «Портрет сестер Шишмаревых»
Детский портрет: В.А.Серов «Девочка с персиками»; В.А.Серов «Мика Морозов»; В.Тропинин «Голова мальчика»; В.Максимов «Девочка»; «Девочка с куклой» В.Тропинин; «Мальчик с жалейкой» В.Тропинин; И.Е.Репин «Стрекоза»; «Портрет Ольги, дочери художника» В.А.Серов; «Девочка с венком из мака» О.Кипренский; «Мальчик с мёртвым щеглёнком» В.Тропинин.
Музыкальный ряд: «Песня о картинах», музыка В. Гладкова-Югина, слова А. Кушнира. muzofon.com›search/ГладковГригорий
Непосредственно образовательная деятельность:
Дети входят в картинную галерею детского сада.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть. Ребята, мы с вами находимся в удивительном месте, здесь вы не в первый раз. Скажите, пожалуйста, нашим гостям: где мы.
Дети: Мы - в картинной галерее.
Воспитатель: Правильно, мы в картинной галерее. Пройдёмся по ней. Посмотрим, как много здесь картин и полюбуемся (дети обходят картины).
Воспитатель: Какие из представленных картин вам знакомы?
Дети: (Дети называют картины: название, художника и показывают их).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, картины какого жанра вы видите? (пейзаж, натюрморт, портрет).
-Покажите, на каких картинах изображены натюрморты? А как вы узнали, что это натюрморты?
-А к какому жанру относятся эти картины? (пейзаж)
-А как вы узнали, что это пейзаж? (нарисована природа)
-А к какому жанру относятся эти картины? (портрет)
-А как вы узнали, что это портрет? (нарисован человек)
Значит, портрет – это ……
Дети: (Дети самостоятельно дают определение портрета). Портрет – это изображение или описание человека или группы людей.
Воспитатель: «Когда-то давным-давно стали развиваться города, появились цеха ремесленников, богатые горожане стали заказывать портреты своих близких. Именно тогда особенно расцвел жанр портрет. Каждый художник был первооткрывателем мира, в котором он жил» [1, с. 9] А кто знает, как называют художника который пишет портреты? (художник-портретист). Художник, который пишет портреты, называется художник-портретист. Ребята, скажем все вместе: художник-портретист. Художник, который пишет портреты, называется художник-портретист. Художники-портретисты в основном писали портреты только людей.
- А сейчас, ребята, предлагаю присесть на пуфики, посмотреть на экран телевизора.
Работа с электронной картинной галереей (по длительности составляет 10 минут).
Что вы видите на экране телевизора? Подскажите, почему на экране только женские лица? (На экране показаны женские портреты)
-Чем же эти женские портреты отличаются друг от друга? (ответы детей)
-Посмотрите на этот женский портрет, и на другой чем же они отличаются? (Из богатой и бедной семьи, старая и молодая женщина). Посмотрите, как важно и чинно изображены женщины и девушки на картине. Девочки, я вам предлагаю изобразить одну картину, которая вам понравилась. (Девочки имитируют позу женщин на картинах, воспитатель подставляет импровизированную раму.)
- Переходим к следующим картинам. Как вы думаете, чьи портреты изображены? (мужские портреты)
-А чем отличаются эти портреты? (военные, знатные, простые) Андрей, как ты думаешь кто по профессии этот мужчина? А ты как думаешь Ксюша? Мальчики, я вам предлагаю изобразить одну картину, которая вам понравилась. (Мальчики имитируют позу мужчин на картинах, а воспитатель подставляет импровизированную раму.)
- А если присмотреться к следующим картинам, то видно, что на этих картинах изображены… кто, как вы думаете? (целая семья) Значит, этот вид портрета называется……….
Дети: – семейный портрет.
Воспитатель: А как вы думаете, кого можно изображать в семейных портретах? (ответы детей)
- Верно, ребята, в семейном портрете художники изображали своих близких родственников, особенно детей. Семейные портреты бывают групповые, где изображена вся семья; парные, где нарисованы только сёстры или братья, мама с ребёнком.
- Ребята, посмотрим следующие картины. Как вы думаете, как называется этот вид портрета? Почему?
Дети: Это детский портрет. На этих картинах изображен только один ребёнок.
Воспитатель: Детские портреты художники делали с особой любовью, так как именно в этих работах они могли показать своё отношение к семье, семейному счастью, радости жизни, красоте и духовному миру близких им людей.
-Вы заметили, ребята, что все персонажи, изображённые на картинах, нарисованы не в одном положении. Так, есть картины нарисованные по грудь, сидя, в полный рост, они так и называются: погрудной, поясной, поколенный (сидя), во весь рост (стоя).
- Ребята, а теперь пройдём в картинную галерею, посмотрите на этот портрет. Как легко и непринуждённо написано это полотно. Его написал художник В.А.Серов. Моделью для картины послужила девочка Верочка Мамонтова. Что можно рассказать о картине? Присмотритесь внимательно и расскажите, что вы видите на картине. (Девочка сидит за столом. На столе лежат персики. Из окна падает свет от солнца.) Верно, кажется, что эта девочка только забежала в светлую столовую, присела на минутку за стол, где в беспорядке лежат персики.
Если бы вы были художником автором этой картины, как бы вы ее назвали?
Дети:(Дети дают свои названия.)
Воспитатель: Художник В.А.Серов назвал свою картину «Девочка с персиками».
А как вы думаете, какое выражение лица у девочки? (спокойное, ровное, ласковое, сдержанное, выразительное)
-Ребята, вы знаете, что картина может передать настроение человека.
-А кто ответит, какое настроение у девочки? (спокойное, немного задумчивое). С помощью каких художественных (изобразительных) средств художник смог передать настроение девочки?
Дети: (света, краски светлых тонов)
Воспитатель: Верно, я с вами согласна.
-А вот перед вами портрет мальчика. Какое имя вы бы дали этому мальчику? (ответы детей) Его зовут Мика Морозов. Написал портрет В.А.Серов. Посмотрите на выражение его лица. Какое оно? (встревоженное, удивлённое). Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что мальчик привстал на кресле. Что-то увидел, замер. Курчавый, вихрастый, черноглазый. Приоткрыл пухлые розовые губки, у него румяные щёчки.
-Как вы думаете, что он хочет узнать? Что же такого неожиданного, таинственного, интересного увидел мальчик. (ответы детей)
-Какое настроение написано на его лице? (хмурое, холодное, сосредоточенное, грустное, прохладное). Верно, мы посмотрели картины, они много рассказали нам об изображенных на них людях, рассказали какое настроение у девочки и мальчика.
Сегодня мы с вами рассмотрели много портретов, разные виды портретов, портретную живопись. Скажем все вместе - портретная живопись.
(хоровые и индивидуальные ответы детей).
А теперь предлагаю поиграть в игру «Зеркало».
Проводится физкультминутка «Зеркало» vashpsixolog.ru›Коррекционная работа психолога›…-sfery-rebenka…
Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы.
Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь “передразнивает” его как можно точнее и передает дальше - своему соседу. “Гримаса” передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику. Так же “ передается” еще несколько эмоций.
- Ребята, а сейчас я приглашаю вас в мастерскую Весёлого Карандаша. В мастерской на интерактивной доске мы составим портрет. (Все вместе идут в мастерскую Весёлого Карандаша).
Воспитатель: Ребята, а сейчас, с помощью интерактивной доски, я вам предлагаю создать портрет некого человека.
Работа с интерактивной доской (занимает не более 15 минут.)
(Показ воспитателя выполнения работы, самостоятельная деятельность детей)
Гимнастика для глаз(повторяется 3 раза) debotaniki.ru›2011/02…gimnastika-dlya-glaz/
Ночь наступит
Глазки спят
Утром как они проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня просмотрели много видов портрета. Но среди большого количества разных портретов следует отметить автопортрет. Портрет мы знаем – это картина, на котором изображён человек. Кто же может ответить мне, что такое автопортрет? (ответы детей)
Дети: (Автопортрет – это когда художник изображает самого себя)
Воспитатель: Ребята, скажем все вместе - автопортрет. Саша, повтори, пожалуйста, и т.д.
Каждый художник в своё время создавал свой собственный портрет. Этот вид портрета очень интересен: он может много рассказать не только о художнике, но и о том времени, когда он жил и творил.
Воспитатель: А как же можно нарисовать самого себя?
Дети: Взять зеркало, поставить его возле себя и рисовать.
Воспитатель: Ребята, «первый в мире автопортрет нарисовал немец-Альбрехт Дюрер. Произошло это очень давно, в 1484 году, и возможно это стало благодаря зеркалу. Стоит уточнить, что на момент создания автопортрета гениальному художнику было всего 13 лет». [1, с. 10]
Воспитатель: На что важно обратить внимание при создании автопортрета?
Дети: Важно передать настроение человека, его характер.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете: какие изобразительные материалы можно использовать для написания автопортрета?
Дети: Можно использовать краски акварельные, гуашь, карандаши, …..
Воспитатель: А восковыми карандашами, угольками можно нарисовать автопортрет? Можно.
Воспитатель: Ребята, можно при написании автопортрета использовать разные изобразительные средства, например: и краски, и карандаши? Можно.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, если рисовать портрет радостного человека, какие бы изобразительные средства вы использовали при изображении глаз, губ? Почему? (Яркие краски, т.к. у радостного человека глаза ярко светятся).
Воспитатель: А если, ребята, рисовать портрет грустного человека, какие бы изобразительные материалы вы использовали при изображении глаз и почему?
(Карандаши, мелки, тени, т.к. у грустного человека глаза тусклые, лицо унылое бледного цвета)
Воспитатель: Верно. А сейчас я вам предлагаю нарисовать свой автопортрет.
Но прежде чем вы начнете хорошо подумайте:
- какой вы по характеру человек, какое у вас настроение;
- с помощью, каких изобразительных средств вы сможете точнее передать свой образ.
Мы должны будем по вашему автопортрету узнать ваше настроение и особенности вашего характера.
Поразмышляем все 1 минутку над этим.
- А сейчас, кто уже решил, каким он будет изображать себя на автопортрете, может взять нужное оборудование и материалы, зеркало и приступать.
Идет самостоятельная творческая работа детей. Для поддержания эмоционального настроя включается музыка Una furtive lakrima. Далее проводится выставка детских работ и их самопрезентация детьми. Выслушиваются дети, желающие сказать свои впечатления о работе товарища: каким он увидел товарища на портрете.
Воспитатель: (Поощрения, похвала педагога.) Молодец, ….., как точно он (она) отобразила свое настроение. Об этом нам сказали ее глаза на автопортрете.
Умница, как удачно ….. выбрал изобразительные средства (гуашь ярких, сочных тонов), тем самым передал свое яркое настроение. И т.п.
Воспитатель: Все ребята постарались, молодцы! Скажите ребята, что мы с вами сегодня рисовали? – Автопортрет. Скажем еще раз все вместе: мы рисовали автопортрет.
- Мне очень хотелось бы узнать, какие впечатления вам оставила наша сегодняшняя встреча?
Дети высказывают свои впечатления, что им понравилось.
Воспитатель:(выстраивание перспективы)
Я рада, что вам понравилась наша сегодняшняя встреча и хочу вам предложить в следующий раз быть ведущими такой же подобной встречи с ребятами другой группы. И для этого предлагаю каждому из вас подготовить небольшую презентацию вместе с родителями о том, что нового вы сегодня узнали, что интересного запомнили, может быть, вас что-то серьезно заинтересовало. Все ваши презентации мы объединим в одну, и у нас получится интересная большая презентация «Загадки портретной живописи».
Используемая литература:
«От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010;
«Истоки гармонии» выпуск 1, Ульяновск - 1999 г.;
«Теория и методика развития детского изобразительного творчества» Казакова Т.Г., М.: гуманитар. изд. центр «Владос», 2006 г.;
Ж. «Цветной мир» №3/2011 г.;
«Азбука живописи», Чебоксары – 2011 г.;
сайт для работников дошкольного образования «Всё для детского сада»;
Образовательная электронная программа «Учимся понимать живопись»- ЗАО «Новый диск», М. 2011 г.;
Интерактивная образовательная программа «Весёлый фантазёр»- ЗАО «Новый диск», М. 2011 г.
Творческая лаборатория «Детский взгляд», детская художественная галерея «ИЗО-ПАРК» - ООО «Директ Медиа Паблишинг», М. 2007 г.