Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Путешествие в дивный мир лекарственных растений»»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Путешествие в дивный мир лекарственных растений»
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знания детей о лекарственных растениях, которые растут в Дагестане.
Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветка.
Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Развивающие:
Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
Развивать экологическое мышление на основе представлений о царстве лекарственных растений.
Воспитательные:
Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес
Развивающая среда: слайды с растениями(мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, мята, ромашка, крапива)
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько нас сегодня. Давайте поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.
Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель: Ребята я не вижу Гусейна, где он?
Дети: Он простудился и кашляет.
Воспитатель: Очень жаль, а как же нам уберечься и защититься от болезней?
Дети: Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу, ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав.
Воспитатель:
Есть много разных травок у тропинок, у канавок
и красивых, и пушистых разноцветных и душистых! Я предлагаю вам отправиться в царство растений.
Лес как сказочное царство
там кругом растут лекарства
в каждой травке, в каждой ветке
и микстура, и таблетки
ну а чем и как лечить
я смогу вас научить.
Воспитатель: Давайте больше узнаем о лекарственных растениях. Как вы думаете, почему они называются лекарственными?
Дети: Их используют для лечения болезней.
Воспитатель: Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Послушайте загадку:
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Правильно, ребята. Это сорняк. Он растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи, можно даже заквашивать крапиву как капусту. А что еще можно готовить из крапивы?
Дети: Он растет около дороги, он есть у нас на участке.
Воспитатель: У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.
А теперь я предлагаю провести физминутку.
Фиминутка «Говорит цветку цветок»
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок» (дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой (дети шагают на месте
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай (вращение головой)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся (встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе (руки через стороны вверх – вдох, руки вниз – выдох)
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку.
Стоят в поле сестрички -
желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
Как вы догадались?
Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.
В жвачке, в пасте и в конфетах
Вы найдёте травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт. (Мята)
Растет мята на лугах. Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.
Вот послушайте рассказ:
Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.
– Что случилось? – перепугалась жена.
– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.
Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:
- Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.
– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.
Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:
– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.
Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.
Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.
Воспитатель: Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы?
Дети: Их можно купить в аптеке или собрать.
Воспитатель: Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. А мы можем их собрать, растут они у нас в Дагестане.
Дети: Растут, мы их видели.
Воспитатель: Правильно, ребята. Все эти лекарственные травы, о которых мы сегодня говорим, растут в нашем Буйнакском районе. Но для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?
1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори!»
Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.
Воспитатель: Что такое лекарственное растение?
Дети: Растения, которые лечат разные болезни.
Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения?
Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.
Воспитатель: В какую погоду собирают лекарственные растения?
Дети: В сухую, солнечную погоду.
Воспитатель: Почему подорожник так назвали?
Дети: Потому что он растет вдоль дорог.
Воспитатель: Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?
Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.
Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения?
Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.
Воспитатель: Почему растение мать – и – мачеха так назвали?
Дети: Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.
Воспитатель: Что делают из лекарственных трав?
Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.
Воспитатель: Сейчас я хочу вам предложить взять ромашку с изображением эмоции, которую вы испытали сегодня и объяснить свой выбор.
Дети берут ромашку, в серединке которых нарисованы эмоции (радость или грусть) и описывают, что вызвало такие эмоции на занятии.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. На этом наше занятие заканчивается.