Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Путешествие по Махачкале» в старшей группе»
Занятие по ознакомлению с окружающим
старших дошкольников
«Путешествие по Махачкале»
Подготовила:
Гасаналиева Сакинат Сулеймановна
МБДОУ «ЦРР-ДС № 86»
г.Махачкала
Цель: Закрепить знания детей о родном городе; его прошлом и настоящем. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к Махачкале.
Задачи:
Образовательные
Уточнить и обобщить представления детей о городе.
Систематизировать знания детей о достопримечательностях Махачкалы.
Расширять словарный запас детей, активизировать в речи прилагательные, обозначающие признаки, качества предмета.
Развивающие
Формировать умение ориентироваться по карте-схеме города.
Развивать умение рассуждать и делать выводы.
Воспитательные
Воспитывать чувство гордости за свой город, желание сохранять и приумножать его красоту.
Учить проявлять заботу об окружающей природе, людях.
Материал: карта Махачкалы; фотографии гербов и флагов разных городов, в том числе и Махачкалы; иллюстрации и фотографии объектов и достопримечательностей Махачкалы; аудиозапись песен о Махачкале.
Предварительная работа с детьми: чтение художественной и познавательной литературы о Махачкале, беседы, экскурсии в библиотеку, целевые прогулки по прилегающим к детскому саду улицам и дворам.
Ход занятия:
(Стук в дверь. Входит фотокорреспондент.)
Гостья: Здравствуйте, дети! Меня зовут Саманта. Я фотокорреспондент из Австралии. В Интернете нашла сообщение, что дети группы детского сада № 86 города Махачкалы очень хорошо знают свой город и могут рассказать о нем гостям. Я правильно пришла? Вы именно те дети?
Дети: Да!
Гостья: Мне нужен материал о Махачкале для статьи в нашей американской газете. Вы мне поможете?
Воспитатель: Конечно, поможем. Присоединяйтесь к нам. Мы собираемся отправиться в путешествие по Махачкале. Дети! Расскажите Саманте, какая наша Махачкала.
Дети: предполагаемые ответы («Наш город очень красивый, зеленый, светлый, нарядный, знаменитый, большой. Это старинный город. В этом году ему 165 лет. Но Махачкала еще и молодой город, потому что он продолжает строиться. Много новых высоких и красивых домов появилось в Махачкале за последние годы»).
Воспитатель: Махачкала – красивейший город, раскинувшийся на Каспийском море. Давайте послушаем стихотворение о Махачкале, которое прочитает Вазипат.
Дети садятся на стульчики.
Стихотворение «Махачкала»
Махачкала - мой славный южный город,
Ты процветаешь на глазах у всех
И сердцу дагестанцев очень дорог,
Нас радует огромный твой успех.
Обласкан ты каспийскими ветрами,
Прекрасен берег пляжный, золотой
Крик чаек над солеными волнами
И песни моря дарит нам прибой
Красивые проспекты и фасады,
Но главное достоинство в ином.
Гостям столицы от души мы рады,
Для вас открыт в любое время дом.
Махачкала- столица дружбы, спорта!
Живут здесь дружно, как одна семья.
Морская гавань, корабли у порта,
Махачкала- любовь и жизнь моя.
Расул Макашарипов.
Воспитатель: У каждого города есть свои символы: герб и флаг. Перед вами изображение гербов разных городов. Найдите среди них герб Махачкалы.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: А кто из вас расскажет, что означают элементы герба нашего города?
1 ребенок: В названии города Махачкалы слово «кала» переводится как крепость. Поэтому мы видим, что одним из основных элементов герба является белая крепость.
2 ребенок: Огни над башнями символизируют маяк - символ правильности выбора направления. Также они символизируют сигнальные, сторожевые башни. Эти башни сохранились в Дагестане по сей день.
3 ребенок: Солнце на гербе – источник тепла и света – оно символизирует плодородие, благоденствие и благополучие (баракат), добро и развитие, изобилие и богатство.
4 ребенок: Бегущие волны указывают, что Махачкала расположена на берегу моря.
Воспитатель: Следующий символ города – это флаг. А вот его вам надо будет сделать. Для этого давайте, подойдем к столам. Перед вами находятся заготовки флага. Вам надо разложить заготовки так, как они изображены на флаге Махачкалы.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Теперь можно отправиться в путешествие по нашему городу.
Первая наша остановка «Площадь Ленина». Давайте найдем на карте этот объект.
(Дети отмечают на карте флажком-маркером).
Садитесь на стульчики, «поедем» на площадь Ленина.
(Дети садятся на стульчики друг за другом. Звучит музыка).
Мы на площади Ленина. Что находится на этой площади?
(Дети находят нужные иллюстрации и рассказывают о памятнике, о Доме правительства, городской Администрации).
А что находится на площади зимой?
Дети: Зимой на площади устанавливают елку, карусели и качели.
Воспитатель: Да, там можно покататься на каруселях, погулять или просто поиграть. Пора и нам поиграть.
Проводится игра «Карусель»
Воспитатель: Ну что, поедем дальше? Мы отправимся в парк Ленинского комсомола.
Дети садятся на стульчики. Звучит музыка.
Воспитатель: Вот мы и приехали в парк. Давайте найдем на карте этот объект.
(Дети отмечают на карте флажком-маркером).
Воспитатель: Что находится в этом парке?
Дети: Памятник Воину-освободителю и Вечный огонь, музей боевой славы, Аллея славы с портретами участников Великой Отечественной войны — Героев Советского Союза. Еще есть фонтан, места для развлечения детей, верёвочный парк, кафе.
Воспитатель: Вот как много объектов в этом парке, поэтому его любят жители города.А теперь мы отправимся к железнодорожному вокзалу.
Дети садятся на стульчики. Звучит музыка.
Воспитатель: Мы приехали на вокзал. В центре привокзальной площади находится памятник. А кому здесь установлен памятник?
Дети: Это памятник Махачу Дахадаеву. Он наш национальный герой. В честь него назван наш город - Махачкала.
Воспитатель: Все верно, ребята!Давайте найдем на карте этот объект.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Не успели мы отойти от вокзала, как слышим шум моря.
Слышим чаек крик
Давайте поторопимся
И спросим все у них.
Чайки, чайки, не спешите,
Подождите, не летите.
Мы хотим спросить у вас
Как зовется море? (слайд или фото моря)
Дети: Каспийское море. Наше море - крупнейший на земле замкнутый водоем.
Воспитатель: Да, Каспийское море – это уникальное озеро, которое, как и
все озера не связано с Мировым океаном. Однако его размеры так велики
(400 тыс. км 2), что позволяют называть его морем. Ребята, а вы любите море?
Дети: Конечно, любим.
Воспитатель: А за что вы любите море?
Дети: На море можно купаться, загорать, играть, отдыхать.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение про Каспийское море.
Прошли года, и я увидел Каспий, –
Мне чудный мир открылся, как во сне.
Какая широта, какие краски
Слились в его небесной глубине!
Воспитатель: Как красиво описал наше море поэт. А теперь я предлагаю вам пройтись по улицам города.
Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем(маршируют,
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют,
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.
Воспитатель: Мы с вами пришли на улицу Р.Гамзатова. В честь кого она названа?
Дети: В честь поэта Расула Гамзатова. Это один из великих людей, который прославил Дагестан.
Воспитатель: Да, мы находимся у памятника Р. Гамзатову. Как раз стихотворение о Каспийском море написал Расул Гамзатов. А что еще находится на этой улице рядом?
Дети: Русский драматический театр, а недалеко от него – театр кукол.
Воспитатель: Давайте найдем иллюстрации этих театров и отметим на карте.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: В театрах можно посмотреть спектакль или кукольное представление. А еще можно посмотреть концерт, послушать песни. Я предлагаю посмотреть выступление наших артистов – наших девочек.
Девочки исполняют песню «Махачкала»
Воспитатель: А теперь поедем дальше. Ой. Куда же мы попали?
Реб.Когда-то здесь был пустырь, а теперь находится парк. В этом парке есть музей истории города Махачкалы. Над музеем находится памятник «Русской учительнице»(слайд)
Воспитатель: Как прекрасен наш город, какой он большой. Как можно сказать про наш город?
Воспитатель: Да, вот такой наш любимый город, но, к сожалению, наше путешествие подходит к концу. Мы хорошо погуляли по нашему городу, полюбовались красотой Махачкалы. Уважаемая Саманта, я надеюсь, что мы Вам помогли в сборе материала для статьи?
Гостья: Да, я вижу, как много вы знаете о своем городе и есть, что показать.Вы мне подарите фотографии всех достопримечательностей вашего города, чтобы я могла познакомить своих читателей?
Воспитатель: Конечно, Саманта, с удовольствием.
Фотокорреспондент благодарит детей и уходит.
Воспитатель: К сожалению, мы не смогли показать Саманте другие красивые места в нашем городе. Он у нас большой и обойти все места сразу очень трудно. А чтобы наш родной городразвивался и процветал, мы должны беречь его и держать в чистоте.
О каких местах города вы хотели рассказать дома родителям, соседям?