Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности у детей 6-7 лет с ОНР "КВН по сказкам"»
Конспект занятия по развитию связной речи
в группе компенсирующей направленности у детей 6-7 лет с ОНР
"КВН по сказкам"
Цель: учить сочинять сказку с опорой на карты Проппа.
Задачи:
Образовательные
- закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях; - совершенствовать умение пользоваться картами Проппа.
Развивающие:
- развивать связную речь; - развивать память, внимание, мышление; - развивать творчество и фантазию детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к сказкам; - воспитывать умение дружно, согласованно работать в команде.
Предварительная работа:
чтение детям русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, знакомство с картами Проппа, фантазийные рисунки детей, изготовление вместе с детьми папок-раскладушек к сочиненным сказкам.
Оборудование: сундучок, письмо, звезды, отрывки из сказок, карты Проппа.
Ход занятия
- Дорогие дети, уважаемые взрослые. Мы сегодня собрались, чтобы провести игру: «Клуб веселых и находчивых». Наши дети очень умные, веселые, находчивые. Вот только в чем мы будем соревноваться? Кто это стучится к нам в дверь? (Вношу сундучок и письмо).
- Дети, Елена Премудрая послала свою очередную хитрость - волшебный сундучок. Что-то не могу его открыть. Письмо, я думаю с подсказкой. Зачитываю письмо.
«Сундучок откроется в том случае, когда услышит интересные сказки. И вас, ребята, в сундучке ждет сюрприз» Елена Премудрая.
- Вы хотите открыть сундучок и узнать, что там? Для этого вы готовы сочинить и рассказать сказки? Сочинять сказки мы будем двумя командами. Одна называется «Фантазеры», другая «Знайки». За правильные ответы команды будут получать звездочки. Игра началась!
1. Конкурс «Разминка». - Скажите, какие сказки знаете? - Чем отличаются сказки от рассказов? (У всех сказок есть начало и конец. (В рассказах герои реально существуют, в сказках вымышленные, фантастические, которые в жизни не встречаются, животные в сказках одеваются, разговаривают как люди, в сказках есть волшебство, волшебные предметы и т.д.) - Молодцы, каждая команда получает по звездочке.
2. Конкурс «Вопросы и ответы».
- А вы знаете как начинаются все сказки? (Жили-были... В некотором царстве... В стародавние годы... В некотором королевстве... За тридевять земель...)
- А какие концовки сказок бывают? Стали жить-поживать, да добра наживать... И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало... Мирком, пирком, да за свадебку... И зажили припеваючи... Жили долго и счастливо... Сказочке конец, а кто слушал, молодец. - Молодцы! Получаете звезду.
3. Конкурс «Волшебные помощники».
- Во многих сказках есть волшебные предметы. Нужно по очереди каждой команде назвать волшебный предмет, который помогает добрым героям.
(Ковер-самолет, сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, волшебная палочка, меч-кладенец, шапка-невидимка, гребешок, полотенце, волшебный клубочек, скатерть-самобранка). - Команды получают по звезде.
4. конкурс «Сказочный салат»
- Я буду зачитывать отрывки из сказок, а вы должны угадать, из какой сказки) • «Прибежал конь и стал как вкопанный. Перерядился опять Иван и поскакал на площадь». • «Девочка сидит ни жива ни мертва. Плачет. А мышка ей говорит: не дожидайся, бери братца, а я за тебя попряду.». • «Петушок сидит в колодце, пьет воду да приговаривает: Носик, носик, пей воду! Носик, носик, пей воду!».
Сказки: «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Петушок-Золотой гребешок и чудо - меленка».
• «Пошла она плясать, махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым - поплыли по озеру белые лебеди». • «Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице» • «Подъезжают к самой реке Смородине, к каменному мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, все повыжжено, поломано...»
Сказки: «Царевна - лягушка», «По щучьему велению», «Иван - крестьянский сын и Чудо - юдо». -Молодцы. Справились с заданием.
5. конкурс. Конкурс капитанов.
- А теперь задание для капитанов: капитаны команд должны назвать любимого сказочного героя, из какой он сказки, какое добро сделал, чем понравиться. (ответы детей) - Капитаны получают по одной звезде. А теперь отдохнем.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Дети выполняют движения под музыку за логопедом.
6. Конкурс «Домашнее задание».
- В «Клубе Веселых и Находчивых» каждая команда показывает домашнее задание. Сказки, которые вы придумали и нарисовали к ним иллюстрации. - Первая рассказывает сказку-диафильм. - Вторая команда рассказывает сказку и показывает книжку–раскладушку. - Молодцы. Каждая из команд получает свою звезду.
7 конкурс «Сочинение сказок»
- А теперь самое сложное задание – вам необходимо придумать и рассказать свою сказку. В помощь вам будут карточки-схемы (карты Проппа). Вспомним, что обозначает каждая. - Поставим карточки вот в таком порядке, попробуйте придумать сказку по этой схеме.
Для 1 команды:
(Для 2 команды меняется порядок карт Проппа)
Для 1 команды:
- Очень интересные сказки получились у команд, мы обязательно нарисуем к ним иллюстрации.
Подведение итогов.
- Подсчет звезд. В «Клубе веселых и находчивых» самое главное- это умные ответы, веселые рассказы, хорошее настроение. Я думаю, что сегодня наша игра прошла удачно. Поднимите руки, кому понравилась наша игра, а кому было сложно?
- Мальчики и девочки показали, что они знают много сказок, умеют придумывать новые и создали себе и всем гостям хорошее настроение.
- Сейчас проверим, согласна ли с нами Елена Премудрая и откроется ли её сундучок. 1.2,3 - открываем. - Открылся! А вот и сюрприз - конфеты «радости и доброты». Наша игра закончена. Всем огромное спасибо!