Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Чудо дерево"»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№10» Изобильненского городского округа Ставропольского края (МКДОУ «Детский сад №10» ИГОСК)_
356140, РФ, Ставропольский край, Изобильненский городской округ, г. Изобильный, ул. Л.Толстого,1 Телефон/факс 8 8(86545) 2-76-17; E-mail: [email protected]
\
Конспект открытого занятия
по развитию речевой деятельности и обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
«Чудо дерево»
2023-2024 учебный год
Воспитатель:
Г. Г. Кавыршина
г. Изобильный
2023 г
Тема: «Чудо дерево»
Цель: систематизация и актуализация ранее полученных знаний, умений и применение навыков по развитию речи и обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей о звукобуквенном анализе,
- совершенствовать умение детей выделять слоги в слове,
- воспитывать у детей чувство сопереживания, доброты, взаимовыручки, отзывчивости, чувство товарищества.
- воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.
Здоровьесберегающие задачи:
- предупреждать утомляемость детей (проведение динамической паузы);
- продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе, а также ситуацию успеха для каждого ребенка.
Оборудование: Деревья - декорации, яблоки в буквами, атрибуты, буквы, картинки для показа, подарки для поощрения.
Методические приемы:
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение),
- игровой (использование сюрпризных моментов),
- практический (звуковая схема слова, работа в группах),
наглядный (чтение рассказа с картинками, игра (Инсценировка стихотворения), проблемная ситуация.
Планируемый результат: Дети обобщают полученные ранее знания о звукобуквенном анализе, совершенствуют умение составлять предложения, закрепляют навык составления слов из букв, передают характеры героев с помощью жестов, мимики, интонации, закрепляют знания о подборе антонимов. Дети учатся работать в коллективе и сопереживать, следовать правилам игры.
Раздаточный материал: фишки для разбора звуков, ручки, карандаши цветные.
Предварительная работа:
- Составление схемы предложения; составление звуковой схемы слова, дидактические игры по речевому развитию.
- Составление предложений; составление небольших рассказов.
Индивидуальная работа: помощь затрудняющимся детям в составлении звуковой схемы слова.
Формы организации: групповая.
Количество детей: 8 человека.
Место проведения: групповая комната.
Ход занятия
Воспитатель звонит в колокольчик:
Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева - друг и справа - друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
Улыбнёмся и нашим гостям.
Воспитатель: Добрый день мои умники и умницы!
Ребята, нас ждет увлекательное занятие, а хотите узнать, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (да) Тогда идём за мной и проговариваем волшебные слова:
Ой-ой-ой - повторяйте все за мной Ва-ва-ва - высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги). Па-па-па - узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни). Ес-ес-ес - мы пришли в лес. (Шагают, руки на поясе). Су-су-су - хорошо бродить в лесу! Та-та-та - ах, какая красота! Ой- ой-ой - не хотим идти домой!
Дети вместе с воспитателем подходят к высокому дереву, на нём яблоки с буквами:АОКЛШ.
Как у наших у ворот Чудо-дерево растёт Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Чудо-яблоки на нём, Да румяные, Чудо-яблоки на нём, Да мудрёные! Воспитатель: Ребята, мы попали в волшебный лес где растут яблоки. Яблоки созревают в какое время года?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Сколько месяцев длиться осень?
Дети: Три месяца.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Воспитатель:Назовите характерные признаки осени?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята смотрите под яблоней стоит чей то портфель, давайте посмотрим. Воспитатель достает из портфеля школьные принадлежности. Дети называют. Ребята здесь еще письмо, Письмо от Знайки.
Знайка: Здравствуйте, ребята, я вам прислал портфель со своим сообщением. У меня случилась беда. Я заболел. И мои ученики остались без учителя. Я слышал, что вы ответственные ребята. Я хочу вас попросить, помощь моим ученикам выполнить задания, которые им оставил. Ученики будут ждать вашей помощи. А задания будут на яблоках волшебного дерева.
Воспитатель: Правильно. А вот здесь яблоки необычные… Что в них загадочного? (на них написаны буквы).
Воспитатель: Ребята, случилась беда. Наш друг Знайка заболел. Выручим Знайку? Поможем его ученикам справиться со сложными заданиями? Какая буква первая в алфавите? Есть она на нашем дереве? Сорвём это яблочко? (срывают) А оно-то непростое!!! Вопросами мудрыми налитое.
Яблоко с буквой А. (Звук А гласный) (дети садятся за столы)
(На букве написано с обратной стороны)
Воспитатель: Сейчас поговорим о звуках – Ведь звуки - целая наука!
Говорят, они все разные, Трудные, ужасные...
Объясните поскорей, Чтобы стали все умней!
Воспитатель: На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Дети: (На гласные и согласные)
Воспитатель: Сколько гласных звуков мы с вами знаем?
Дети: А, О, У, И, Ы, Э
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки
Дети: (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
Воспитатель: А знаете ли вы буквы алфавита и звуки, которые они обозначают? (Воспитатель показывает букву, а ребенок называет букву и звуки, которые она обозначает.
Воспитатель: А где больше всего букв, где они живут? Дети: (в книгах) Звуковая схема (модель) слова книга: Звуковая (цветовая) схема слова книга:
Воспитатель: А мы сможем составить схему слова «КНИГА»? Сколько слогов в этом слове? (2) Сколько звуков? (5): Букв (5) Давайте проверим. (Воспитатель или кто-то из детей произносит слово по звукам, дети считают) Первый звук в слове «Книга» звук «к», твердый согласный звук и обозначается синий фишкой. Второй звук в слове «н» согласный мягкий, звонкий и обозначим зеленой фишкой, третий звук «и», гласный звук и обозначается красной фишкой. Четвертый звук в слове «Книга» звук «г», твердый согласный звук и обозначается синий фишкой. Пятый звук в слове «Книга» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.
Воспитатель: Выложите звуковой анализ слова «книга». Какой звук первый? Как обозначим? и т.д. И прежде, чем мы начнём, давайте уточним… У нас групповая комната, а в школе эта комната будет называться - класс. У нас - столы, а в школе - парты. В детском саду - воспитатель, а в школе - учитель. В детском саду - занятие, а в школе - урок. В детском саду оценки не ставят, а в школе - ставят.
Воспитатель: А какие самые хорошие оценки в школе? Каким должен быть ученик в школе? (любознательным, прилежным, вежливым).
Молодцы! Вы уже взрослые и знаете, что звуки в словах нужно произносить правильно, чтобы не случилось никаких курьёзных ситуаций, как у наших героев жука Матвея и осы Саши.
(Инсценировка стихотворения)
Воспитатель: Встретил жук в одном лесу Симпатичную осу. - Ах, какая модница! Пожвольте пожнакомиться. -Увазаемый прохозый, Ну на сто это похозе! Вы не представляете, Как вы сепелявите!
И красавица оса улетела в небеса.
- Штранная гражданка, наверно, иноштранка. Жук с досады кренделями По поляне носится. –
Это ж надо было так Опроштоволоситься!
Воспитатель: Какие звуки заменили наши герои?
Дети: Неправильные звуки в слове (пожвольте, прохозый, похозе, Сепелявите, заменить на звуки З, Ж, Ш,) и звуки (штранная, иноштранка, опроштоволоситься, заменить на звук С).
Воспитатель: Что значит «кренделями», «опростоволоситься»? (оказаться в смешном, глупом, неприятном положении)
Воспитатель: Посмотрите на наше чудо-дерево, есть на нём ещё гласные буквы? Яблоко с буквой О. Какой это звук? Из веревочки сделать букву О. На Бархатной бумаге дети выкладывают букву О.
Молодцы! С этим заданием вы справились.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Здорово справились. Скажите, как называется время отдыха в школе между уроками?
Дети: (Перемена).
Воспитатель. А давайте мы устроим перемену и поиграем в игру. А начнем с разминки «Делай так» (Видео ролик).
Воспитатель. Слушайте следующую. В лесу построили новый дом, но жители никак не могут понять, кто на каком этаже должен жить. Помогите расселить жителей леса по этажам. Заселить можно столько жильцов, сколько окон в доме.
Зверь лохматый, косолапый, Он сосёт в берлоге лапу. (Медведь)
Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, Кто скажите это…(Волк)
Размером она с небольшую собаку, Но может, как волк, она броситься в драку. Стоячие уши и хищные зубы. Из меха пушистого рыжая шуба. Полевки лесные - объект ее пищи. Плоды, насекомых в лесу она ищет… Боится ее вся домашняя птица. Как имя же рыжей плутовки? (Лисица)
Называют все косой, Только он ведь не такой, Да, трусишка, не отнять, Морковку любит он жевать. Капусту он еще грызет, Кто его мне назовет… (заяц)
Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поет. Только мышь его боится… Угадали? Это - … (Кот)
Дети отгадывают загадки и расселяют зверей по этажам в зависимости от того, сколько слогов в слове. Почему «коту» не досталось жилья? (Кот - домашнее животное).
Лого ритмическое упражнение «В школу»
Осенним днем лесной тропой? Дети идут по кругу друг за другом Звери в школу шли гурьбой. За мамой-лосихой топал …(лосенок). Идут, громко топая. За мамой-лисицей крался… (лисенок). Идут крадучись. За мамой-ежихой катился… (ежонок). Передвигаются в глубоком приседе. За мамой-медведицей шел…(медвежонок). Идут вперевалку. За мамою-белкой скакали…(бельчата). Скачут на носочках, согнув руки перед грудью. За мамой-зайчихой - косые…(зайчата). Скачут, сделав «ушки» из ладоней. Волчица вела за собою…(волчат). Идут на четвереньках. Все мамы и дети учиться хотят. Останавливаются.
Яблоко с буквой К.
Воспитатель. Следующее задание. Составьте предложение с помощью схемы?
Дети:
Яблоко с буквой Л. «Поразмышляйка» с мячом
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Моя школа далеко, а твоя близко Моя линейка длинная, а твоя короткая Моя кисточка широкая, а твоя узкая Мой автобус приехал, а твой уехал Моя книга толстая, а твоя тонкая Мои ножницы острые, а твои тупые
Игра «Какой, какая, какие?»
- Звонок из металла, какой? (Металлический).
- Ластик из резины, какой? (Резиновый)
- Портфель из кожи, какой? (Кожаный- - Тетрадь из бумаги, - какая? (Бумажная)
- Карандаш из дерева, какой? (Деревянный)
- Пенал из пластмассы, какой? (Пластмассовый)
- Ручка с цветными пастами, какая? (Цветная)
«Составь слова по аналогии»
- окунь - рыба, а ромашка - … цветок
- морковь - огород, а грибы - … лес
- часы - время, а градусник - … температура
- глаз - зрение, а уши - … слух
- добро - зло, а день - … ночь
- утюг - гладить, а телефон - … звонить
- голубь - птица, а василек - … цветок
- заяц - животное, а щука - … рыба
- школа - учитель, а больница - … врач, доктор
- книга - читать, а музыка - … петь, играть, слушать
- радио - слух, а телевидение - … зрение
Яблоко с буквой Ш.
Итог. А кто догадался, какое слово получится из букв на яблочках? Что за слово у нас получилось, прочитайте его?
Дети. Школа.
Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа.
Воспитатель. Какой первый звук в слове «Школа»?
Дети. Звук [ш].
Воспитатель: Звук Ш гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Но вы у меня настоящие знайки и умейки. Как вы думаете, мы помогли Знайкиным ученикам справиться с заданиями? Ответы детей.
Воспитатель. Что больше всего вам понравилось?
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы, нарисовать на этих кружочках ваше настроение. Давайте присядем за столы. Дети рисуют. А еще у вас есть кружочки, которые мы вырезали раньше и предлагаю вам нарисовать настроение наших гостей и подарить им. Итог занятия. Вот и подошло к концу занятие. Вы «Молодцы!», показали, что вы готовы к школе. Я надеюсь, что вы будете прилежными, усидчивыми и исполнительными учениками. Как хорошо уметь читать! Взять книгу в руки и узнать, Что в мире было до меня И для чего родился я. К каким галактикам слетать, Что посмотреть, кем быть, кем стать Мне книга может рассказать, Ведь только ей дано все знать.