Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы «Во горнице во светлице… »»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 «Теремок» с. Преградное.
Конспектзанятия по познавательному развитию для детей средней группы
«Во горнице во светлице…»
Воспитатель:
Горошинская Лариса Викторовна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 «Теремок» с. Преградное.
Воспитатель: Горошинская Л.В.
Конспект занятия «Во горнице во светлице…»
(средняя группа)
Конспект организованной образовательной деятельности в мини – музее «Живая старина»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Расширять представление о русских народных семейных обычаях. - Развивать внимание, память, образное мышление.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Обогащать словарный запас (горница ,светлица, оберег, именины, колыбель, чугунок, сундук) . - Развивать диалогическую и монологическую речь, через исполнение колыбельных песен, потешек, отгадывание загадок. - Воспитывать интерес к народному творчеству, быту и традициям русского народа.
Предварительная работа:
- Беседы «Я и моё имя», «Предметы русской старины».
- Посещение мини - музея «Живая старина».
- Изготовление тряпичных кукол. Выставка «Мамины руки не для скуки»
- Чтение русских народных сказок, потешек, слушание песен, колыбельных.
- Проведение народных игр и хороводов.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 «Теремок» с. Преградное.
Воспитатель: Горошинская Л.В.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Дети входят в мини-музей «Живая старина», их встречает Хозяйка.
Хозяйка :
- Здравствуйте, гости дорогие, проходите: красному - гостю красное место
-Я вас ждала и наряды припасла.
Открывайте сундучок, доставайте наряды.
(дети достают из сундука р.н. головные уборы)
-Теперь вы стали добрыми молодцами и красными девицами.
Покажитесь, назовитесь.
Дети: (поочерёдно) Я - красная девица Анна. Я - добрый молодец Марк.
- Не стесняйтесь, удобно располагайтесь.
Всем места хватило?
Эх, в тесноте да не в обиде, где потеснее там веселее.
А я сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки, кто смышлёней погляжу.
- Загадки мои будут о предметах русского быта.
Частыми гостями вы у меня были вот и хочу узнать, всё ли вы у меня приметили?
И так, слушайте внимательно:
Кипит, шипит, всем чай пить велит. (Самовар)
Дети: Самовар, в нём кипятили чай.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 «Теремок» с. Преградное.
Воспитатель: Горошинская Л.В.
Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице?
Хозяйка : да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната (или еще могли называть светлица) , и почти половину ее занимала русская печка. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь была самой главной вещью в доме. Хозяйка : Для чего же нужна была печь в избе? (ответы детей) В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать. Давайте рассмотрим печь. Как устроена печь? (Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.) Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить. В какой посуде готовили русские хозяйки? ( в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)
Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо? Ухватом. Правильно. ( предлагаю ребенку показать ухват , все рассматривают) Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом. Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.
Черный конь Скачет в огонь (кочерга)
- Кочерга – это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи .
-А давайте-ка мы с вами поставим тесто и испечем калачи!
(Пальчиковая гимнастика «Месим, месим тесто »)
Месим, месим тесто Есть в печи место . Будут , будут их печи Вкусные калачи
(Звучит аудио запись плача ребёнка)
Кто тут плачет, слёзы льёт? (Достаю из колыбели куклу) Да это малец, удалец. Сегодня родился, да вдруг рассердился. А как вы думаете, почему он плачет?
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 «Теремок» с. Преградное.
Воспитатель: Горошинская Л.В.
С давних времён так повелось, когда ребёнок рождается, его именем нарекали. Давайте, придумаем этому младенцу имя да не модное заграничное, а старинное русское. Какие вы знаете старинные имена? (Дети называют старинные имена. Выбирают для ребёнка имя Егорушка).
Человек растёт и имя его растет. Пока он кроха, его все, все будут называть ласково Егорушкой. Подрастет, будут Егором звать.
Пора нашего Егорушку спать уложить. А где спал младенец? В колыбели, люльке. Что бы Егорушка заснул быстро и спал сладко, споём ему колыбельную.
Дети: (Поют вместе).
Баю - баюшки - баю,
Я тебе покой дарю.
Ветер за окном свистит
Снег по улице кружит.
В небе звёздочка горит
Спи, сыночек, - говорит.
Баю – баю – баю - бай,
Спи, Егорка засыпай!
Хозяйка: Пока мы с вами качали Егорку, вот уж и тесто подошло, давайте и мы с приготовим что-то вкусненькое к чаю. Хотите, я вас научу калачи печь?
(Дети подходят к столам )
Хозяйка
Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и калачи лепить начнем. Скатаем жгутики и свернем калачиком и прищепнем.
(Воспитатель приговаривает во время работы детей)
.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 «Теремок» с. Преградное
Воспитатель: Горошинская л.В.
Замесила хозяюшка
Ни булку, ни оладушки
Доставала из печи
Свеженькие калачи!
Птичке невеличке,
Зайчику, лисичке,
Кошке и матрешке!Всем дала понемножку!
(Готовые работы выкладываются на поднос.)
Хозяйка Готовые калачи выкладывайте на противень и в печку!
В нем солнышко, да водичка, да пшеничная мучичка.
Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово!