kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Мое Отечество - Россия" в подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Мое Отечество - Россия" в подготовительной группе»

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11, Электронная почта:

[email protected]









Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением

«Мое Отечество – Россия»

в подготовительной группе

















Выполнила: воспитатель Боброва Е. И.











Выкса, 2023

Задачи:

- расширять представления детей о национальной одежде, традициях, устном народном творчестве, символах России;

- развивать внимание, память;

- воспитывать чувство принадлежности к культуре своего народа, уважение к культуре других народов.

Материал: портрет М. Пляцковского, карта России, аудиозапись «Звон колоколов», презентация «Народы Поволжья», презентация «Официальные и неофициальные символы России»; цифры для голосования.

Предварительная работа: беседы с детьми и родителями, какие страны они знают, где путешествовали; чтение художественного произведения «Родное» М. Исаковского, «Москва» Л. Кассиля; заучивание стихотворений Е. Трутневой «Родина»; Т. Боковой «Родина»; слушание песен о Родине; беседы о символах России; знакомство с пословицами и поговорками разных народов России (заучивание некоторых из них); чтение легенд, сказок русского, татарского, мордовского, чувашского народов; разучивание народных подвижных игр народов Поволжья; рассматривание иллюстраций о Волге.































Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро- улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

Звучит звон колоколов (аудиозапись).

Дети встают в круг.

Воспитатель читает стихотворение М. Пляцковского «Родина»:

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя.

Видишь звездочки Кремля?

Это – Родина твоя.

Школа, где твои друзья,

Это – Родина твоя.

Руки матери твоей,

Звон дождей и шум ветвей,

И в лесу смородина –

Это тоже Родина.

Воспитатель беседует с детьми по прочитанному стихотворению: «О чем говорится в стихотворении? Родина – это…? (Песенка ручья, голос соловья, звездочки Кремля, руки матери и т. д.) Какие вы знаете стихи о Родине?»

Чтение стихотворения Т. Боковой «Родина»

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Что Родиной моей зовется?»

Воспитатель: Мы живем в стране, которая носит удивительно красивое имя – Россия. Много замечательных стран на Земле, везде живут люди, но для нас Родина – это… (Это мама и папа. Это лес и горы. Это реки и моря. Это люди, которые живут вокруг нас. Это дом, где мы родились.)

Воспитатель предлагает детям пройти на стульчики.

Слайд 1

Презентация «Народы Поволжья»



Воспитатель:

Что мы родиной зовем?


Дом, в котором мы растем,


И березки, вдоль которых,


Взявшись за руки, идем.


Что мы родиной зовем?


Край, где мы с тобой живем,


И рубиновые звезды,


Звезды мира над кремлем!


У меня вопрос серьезный,


Поскорей ответ мне дай,


Одним словом, как назвать мне


Наш любимый всеми край?

Дети:

Поволжье.

Воспитатель:

Почему, теперь ответьте,


Он так называется?

Дети:

Потому что вдоль по Волге


Край наш простирается.

Воспитатель:

Чем издавна был славен край?


Своим гостеприимством!


Множество народов в нём


Живёт в тесном единстве.


У каждой из народностей


Традиции свои.


Из года в год, из века в век


Культуру берегли.


Слайд 2


Воспитатель: Расскажите, ребята какие народы живут у нас в Поволжье? (русские, татары, башкиры, мордва, марийцы, удмурты, чуваши). У каждого народа есть свои национальный костюм. Национальная одежда – достояние народа, воплощение его культуры и традиций, отображение мировоззрения и способа жизни. А культуру и традиции своего региона нужно знать и уважать. И сейчас мы с вами, ребята, рассмотрим национальную одежду некоторых народов Поволжья.

Слайд 3

Русский народный костюм.

Воспитатель: Посмотрите на слайд. Может кто-то сможет назвать национальность этого народа по национальному костюму? (ответы детей)

Воспитатель: Главная часть русского костюма – рубаха. Мужская рубаха носилась поверх штанов и называлась косовороткой, названная так из-за разреза на левой стороне. Самый распространенный мужской головной убор – это картуз. Пояс – это обязательный элемент мужского русского костюма. Основная деталь женского народного костюма – сарафан. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении равнозначны. Женская рубаха носилась внизу сарафана. Основа женского головного убора – кокошник.

Слайд 4

Татарский народный костюм.

Основу костюма у мужчин и женщин составляли длинные широкие туникообразные рубахи (кулмек) и штаны (ыштан). Женская рубаха отличалась от мужской своей длиной – она доходила почти до щиколоток и украшалась воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой. Под рубаху татарки надевали нагрудник. Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани, женщины носили однотонные. Поверх рубахи мужчины и женщины носили камзол. Камзолы моги быть длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. В качестве праздничной обуви мужчины носили черные сапоги с отворотами (ичиги), женщины – более короткие сапожки без отворотов, они украшались аппликацией и вышивкой. Самым популярным девичьим головным убором считается калфак. Мужчины носили тюбетейки с вышивками ярких цветов.

Слайд 5.

Башкирский народный костюм.

Мужская повседневная одежда башкир состояла из ситцевой рубахи, холщовых штанов с широким шагом и легкого халата, чаще всего черного, который назывался елян. Края рукавов и ворот мужских рубах украшались вышивкой. Рубаха была без пояса, но поверх еляна, кафтана или камзола без рукавов мужчины повязывали кушак или надевали украшенный пояс. Повседневной для мужчин была шапочка-тюбетейка. Зимой надевали малахай – убор с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину, его делали из войлока, сукна, подбивали мехом. Основ женского башкирского костюма составляет платье-рубаха кулмек. От татарского оно отличается тем, что на подоле и вокруг нагрудного разреза нашиваются ленты желтого, синего, голубого или зеленого цвета. Под платьем носили шаровары тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый монетами. В качестве верхней одежды башкирки носили легкий темный халат елян, с прямой спинкой, суженный в талии, или цветной чекмень. В состав костюма входили закругленный нагрудник – сакал, украшенный кораллами и звенящими монетами. Плотно охватывающий голову коралловый головной убор кашмау дополнял наряд. Башкирские сапоги были широконосые высота их доходила до колена, швы располагались сзади.

Слайд 6.

Мордовский народной костюм.

Мордовский национальный костюм берет истоки в далекой древности. Долгие годы народ вкладывал в его создание частичку своей культуры и бытности. Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха – панар и штаны – понксст. Панар всегда носили на выпуск и подпоясывали. Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной прякой. Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. На ногах мордва носили лапти, летом – с портянками, а зимой – с онучами. Женская одежда состояла из туникообразной рубахи без воротника панар. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. Поверх рубахи женщины надевали сарафан. Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. Повседневной обувью были лапти. В праздники надевали сапоги. Особое место играли украшения – бусы, браслеты, перстни, кольца.

Слайд 7.

Марийский народный костюм.

Мужской костюм состоял из рубахи немного ниже колен, пояса, кафтана, холщовых штанов и лаптей. Кафтаны составляли неотъемлемую часть гардероба. Как правило, они были черного и белого цветов. Примечательно, что вырез на нательной рубахе обвязывался специальным орнаментом, который оберегал мужчину от нечистой силы и дурного глаза. Неотъемлемой частью костюма был головной убор – зимой это была валяная шапка или шапка-ушанка, летом – белая (праздничная) и черная (повседневная)шляпа, которую позже вытесняла фуражка. Женский костюм, в отличие от мужского, отличался большим разнообразием и неповторимой красотой украшений и орнаментов. Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Женская туника украшалась бисером, пуговицами и разноцветными лентами – чем больше украшений было на рубахе, тем больше женщина могла гордиться своим рукодельным умением. Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером. На пояс прикреплялись кошельки, платочки, специальные карманы, разноцветные полотенца, железные кольца и сережки и многое другое. Что касается обуви, то у женщин она была такой же как у мужчин – это лапти летом и валенки зимой.

Слайд 9.

Удмуртский народный костюм.

Мужчины одевались скромно. Традиционный костюм состоял из рубахи-косоворотки, полосатых штанов и пояса. Головной убор представлял колпак из сукна или шапку из вяленой овчины или шерсти (изьы). Обувь носили плетеную из лыка – лапти, позднее их сменили сапоги, а зимой спасали валенки. Женская одежда выделялась пестрыми тканями. Основой костюма была длинная туникоподобная рубаха – дэрем, поверх нее одевался нагрудник с национальной вышивкой - кабачи, халат шортдэрем и передник без верха, крепящийся на поясе. Головной убор сочитал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Традиционной обувью у женщин также считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, аа позднее их заменили праздничные башмаки. Зимой надевали валенки.

Слайд 10.

Чувашский народный костюм.

Чувашский национальный костюм отличается красотой вышивки и украшений. В зависимости от пола и возраста традиционный костюм имеет свои отличия.Обычный мужской костюм состоял из холстяной рубахи туникообрразной формы с косой застежкой воротника, длиной несколько выше колен, нешироких штанов и однотонной безрукавки с прямой спиной. Особо богато расшивалась рубаха у старших мужчин излюбленными красно-бордовыми узорами с черным контуром. Одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар – халат из белого холста. Главным элементом женского костюма была рубаха. Ее обычно шили из белого холста и украшали вышивкой, цветными лентами и другими узорными деталями. Поверх рубахи женщины носили передник (с нагрудной частью или без), богато украшенный вышивкой и кружевами. В повседневности чуваши обувались в лапти с онучами. Головные уборы женщин отличались разнообразием и изяществом. Праздничным головным убором замужней женщины была нарядная шапочка хушпу. А головным убором девушки была тухья - шлемовидная шапочка. Чувашская народная традиция в одежде – это настоящая сокровищница богатейшей духовной и материальной культуры далеких веков.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в народную игру «Ворон».

Физкультминутка.

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная!

Воспитатель:

Известно нам всем: имеет каждый народ


Пословиц и поговорок большой набор.


Они – воплощение народной мудрости,


Хвала труду, осуждение глупости.


Благодаря им можно решить,


Как в сложной ситуации надо поступить.


Какие пословицы и поговорки народов Поволжья вы знаете?



Дети:


Татарские:


- Добром за добро платит каждый, добром за зло – настоящий человек.


- Соседская курица индюком кажется.


- Чужая душа – бездонное море.


- Хочешь яблоко – ухаживай за яблоней.


Чувашские:


- Красота на время, доброта навеки.


- Мать – святыня, с ней не спорят.


- Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.


Мордовские:


- В гостях хорошо, а дома лучше.


- Слово не мел, скажешь – не сотрешь.


- Не прыгнув в воду, не научишься плавать.


- Плохому человеку – все плохие.


Русские:


- Старый друг лучше новых двух.


- Труд человека кормит, а лень портит.


- Окончил дело, гуляй смело.


- Делу – время, потехе – час.


Воспитатель: В старину в каждой деревне Поволжья, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками и загадками. Ребята, попробуем отгадать загадки разных народов?


Дети: Да!


Воспитатель:

Русские:


Сто одежек и все без застежек. (Капуста).


Сам алый, сахарный,


Кафтан зеленый бархатный. (Арбуз).


Сидит девица в темнице,


А коса на улице. (Морковь).


Мордовские:


Семь братьев есть: возраст их один, а имена разные. (Неделя).


Старик в земле,


А борода наружу. (Свекла).


Чувашские:


Под низким небом снег идет. (Сеют муку).


Меня ждут не дождутся,


А как увидят – разбегутся. (Дождь).


Татарские:


Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет (Мороз).


Полна печь ватрушек,


В середине один калач. (Небо, звезды, месяц.)





Вед.: Живут в России разные народы с давних пор.



Одним- тайга по нраву, другим – степной простор.



У каждого народа язык свои и наряд.



Один – черкеску носит, другой надел халат.



Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.



Один – кумыс готовит, другой – готовит мед.



Одним милее осень, другим милей весна.



А Родина Россия у нас у всех - одна!

Воспитатель: Все мы – жители одной огромной страны Россия! Наша Родина – Россия, большое и красивое государство! А у любого государства есть отличительные знаки – символы. Есть официальные и неофицальные символы. И сейчас нам с вами предстоит проголосовать, и выбрать неофициальные символы нашей родины – России.

И сейчас с помощью голосования я предлагаю выбрать неофициальные символы России и объяснить свой выбор.

Презентация.

Слайд 1.

Воспитатель: Выберите правильный символ России и поднимите соответствующую карточку.

Как называется этот символ?

Каким он является официальным или неофициальным?

Флаг РФ трехцветный и состоит из трех полос: сверху – белая, снизу – красная, а посередине – синяя. Белый цвет – особый, божественный. Синий – это, конечно, цвет неба. Если небо ясное, значит в природе все спокойно. Чем больше погожих дней с синим небом, тем лучше для земледельцев. А земледелие было главным занятием наших предков.

Наши далекие предки очень любили свою землю и ласково называли ее «красной» - красивой. Красный в их понимании был цветом красоты, всего прекрасного. Недаром главная площадь в нашей древней столице Москве издавна зовется Красной.

Уже давно в России белый цвет означает благородство, чистоту, синий – честность, красный – смелость и великодушие.

Слайд 2.

Какой музыкальный инструмент является символом нашей Родины?

Балалайка – это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью) музыкальным символом России.

Слайд 3.

Что изображено на следующем слайде?

Герб – эмблема государства. Герб России представляет собой изображение золотого двухглавого орла на красном щите. Орел – царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство. Наша страна – самая большая в мире. Ее территория превышает 17 млн кв км. Ей нет равных по территории. Орел широко распростер свои крылья на гербе России. Одна голова его обращена на запад, другая – на восток. Это очень символично. Ведь Россия расположена в двух частях света: большая часть ее находится в Азии, меньшая – в Европе.

Слайд 4.

Какое дерево является отличительным знаком нашей Родины?

Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.

Русь моя, люблю твои березы,

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез!

(Николай Рубцов)

Слайд 5.

Какое животное является символом России?

Как правило, в народном сознании медведь — величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих — к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города Ярославль, Новгород и др .), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.

Слайд 6.

Какая игрушка является символом, знаком отличия нашей Родины?

Матрешки — неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка — сложное изделие. При росписи (расписывают гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.

Слайд 7.

Какой предмет посуды является символом России?

Самовар является символом единения людей, собирающихся за чаем, и создает правильную атмосферу для дружеской беседы.

О каком официальном символе мы с вами сегодня не говорили? (Гимн)

Гимн – торжественная песня, славящая Родину, Отчизну, Отечество. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству – земле наших отцов, дедов и прадедов.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу.

Дети встают в круг.

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?

Понравилось ли вам занятие? Если да, то чем, если нет, то почему?

Воспитатель: Ребята, когда вы вырастите, может быть, прославите Россию своими именами. Но, если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами, артистами, а будете обычными врачами, учителями, рабочими, инженерами, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия гордится вами, вашими делами и поступками!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Боброва Екатерина Игоревна

Дата: 27.04.2023

Номер свидетельства: 630495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства