Конспект занятия по организованной образовательной деятельности на тему: «Пернатые друзья» в старшей группе
Конспект занятия по организованной образовательной деятельности на тему: «Пернатые друзья» в старшей группе
Цель: уточнить и расширить представления о зимующих и перелетных птицах, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия;
- продолжать учить соблюдать правила композиции, аккуратно работать с материалом и клеем.
Развивающие:
- активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;
- продолжать развивать эстетический вкус, цветовосприятие, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
Воспитатель: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?
Дети: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.
Воспитатель: Все верно. Но самое главное чудо –это послушайте загадку:
«Снится ночью пауку чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это….(птица)»
Стук в дверь, почтальон принес конвертики.
Воспитатель: Ребята, смотрите, конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (проверяют)
Воспитатель: Оказывается, птицыпредлагают нам интересные задания. Выполним их (Да).(читаю письмо).
Воспитатель: Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.
1. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей) Слайд 1
2. Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Кар-кар». (Ворона)Слайд 2
3. Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка ) Слайд 3
4. На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по организованной образовательной деятельности на тему: «Пернатые друзья» в старшей группе»
Цель: уточнить и расширить представления о зимующих и перелетных птицах, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия;
- продолжать учить соблюдать правила композиции, аккуратно работать с материалом и клеем.
Развивающие:
- активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;
- продолжать развивать эстетический вкус, цветовосприятие, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
Воспитатель: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?
Дети: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.
Воспитатель: Все верно. Но самое главное чудо –это послушайте загадку:
«Снится ночью пауку чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это….(птица)»
Стук в дверь, почтальон принес конвертики.
Воспитатель: Ребята, смотрите, конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (проверяют)
Воспитатель: Оказывается, птицыпредлагают нам интересные задания. Выполним их (Да).(читаю письмо).
Воспитатель: Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.
1. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей) Слайд 1
2. Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Кар-кар». (Ворона)Слайд 2
3. Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка ) Слайд 3
4. На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев - (Снегирей) Слайд 4
5. Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая. (сорока). Слайд 5
6. Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель
Трудится весёлый (дятел)). Слайд 6
-Молодцы отгадали все загадки.
-А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши и топайте ногами.
Игра «Четвертый лишний»Слайд 7
«Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.
Воспитатель: А как можно назвать этих птиц одним словом?
Дети: Зимующие
Воспитатель: А почему их называют зимующими?
Дети: Потому что они не улетают в теплые края, а зимуют у нас в Дагестане.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а это какие птицы! Вы узнали их?
Дети: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.
Воспитатель: А как можно назвать этих птиц одним словом?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А почему их называют перелетными.
Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что им страшен голод.
Воспитатель: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»).
Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас пение птиц.
Дети: Радостное, веселое, доброе, нежное.
Воспитатель: А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях (О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.)
- Правильно! Послушайте стихотворение:
Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней!
Воспитатель: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной.
Дети: Построить гнезда.
Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда ?
Дети: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.
Воспитатель: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда.
Дети: На деревьях, на столбах (аист).
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картинки.
Игра «Где чей дом?»Слайд 8
(На наборном полотне расставлены: скворечник, гнездо в камышах, дупло в дереве, гнездо на дереве, гнездо под крышей. Детям раздаются птицы: скворец, утка, ласточка, аист, сова. Задача детей правильно расселить птиц и назвать их птенцов.)
(Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают изображения с гнездами).
Воспитатель: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?
Дети: Можно сделать кормушки и развесить скворечники.
Воспитатель: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.
1. Ласточка гнездо лепит под коньком крыши, носиком глину приминает, в речке ее купает, носиком носит.
2. Гнездо певчего дрозда просто загляденье, снаружи все зеленым мхом украшено, внутри оно как чашечка гладкое: из древесной трухи со слюной.
3. Птичка ремез - пух с ивы собирает, делает себе гнездышко, оно у нее пуховое, мягкое, что варежка, вьет его над водой, на тростинке молодой.
4. Птицакозодой не вьет гнезд, он делает ямку между кочек и высиживает в ямке яйца, в гнезде-ямке три красивых мраморных яйца, сначала вылупились два птенца, сколько еще не вылупилось?
5. Гнездо иволги похоже на корзиночку, она его устраивает на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек.
6. А соловей поселяется в зарослях черемухи, гнездо прямо на земле делает.
Воспитатель: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц? (Вывести птенцов.)
-А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца.
Дети: Мама птичка, самка.
Воспитатель: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца.
Дети:Папа, самец.
Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы!
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!
Вы со мной согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.