Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Путешествие Капельки"»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
«Путешествие Капельки»
в старшей группе №13 "Колобок"
компенсирующей направленности.
Цель занятия: обобщить и уточнить знания детей на данном этапе.
Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное, речевое.
Тип ОД: проверка усвоения знаний.
Интегрируемые образовательные области: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Формы и методы организации совместной деятельности: упражнение, беседа, вопросы и ответы, наблюдение, экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребенка.
Материалы и оборудование: столы, тазики с водой, разноцветные губки, одноразовые стаканы, сок, чайные ложки, красители (красный, желтый, синий, красный цвет).
Группа: старшая.
Количество участников: вся группа.
Время реализации: 20 минут.
Место реализации: групповая комната.
Цель занятия: Закрепить знания детей о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о свойствах воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить детей играть с водой, добывать знания о предмете и исследовать его путём опытной деятельности.
Развивающие: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы на основе практического опыта, расширять активный словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности, к познанию окружающего мира и экспериментированию.
Ход ООД:
Организационный момент (эмоциональный настрой).
Здравствуйте ребята! Скажите, сейчас какое время года? Правильно Зима . Мне очень печально, потому что солнце светит, но не греет, птицы улетели в теплые страны, но мы отправимся в путешествие с Капелькой. Но пока она находится в пути и вот, вот постучится в дверь, мы с вами… Послушайте…что-то шумит. Так это наша подружка уже у нас в гостях (в умывальной включен кран, на нём знак капли).
Но почему Капелька такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь Капельке? А как мы это сделаем? (ответы детей)
Организационно – поисковый этап:
-Из чего состоит капелька и где она живет? (Состоит из воды и живет в воде). А где можно встретить воду? (разные ответы детей)
-Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям). Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Ребята, а вот интересно, откуда берётся лужа? Кто знает? (ответы детей).
Правильно, когда тает снежок и когда идёт дождик. Молодцы! А где у нас прячется дождик? (в тучках). Из тучки капает дождик и появляется много-много луж.
Давайте присядем и покажем Капельке, откуда берутся лужи, откуда идут дожди. Давайте в руки возьмём губки. Губки - это наши тучки. Смотрите, сначала тучки легкие, в них нет воды ни капельки. А в тазике у нас моря, океаны, озёра, речки, из которых тучка набирает воду. Опускаем нашу тучку в воду, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Какая стала тучка? Была легкая, а теперь какая? А теперь из тучки начинает капать дождик. Какие капельки бывают? (холодные и теплые, маленькие и большие). Давайте положим наши губки и вытрем руки.
Сейчас с вами поиграем (проводится физминутка «Капля»).
Раз, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик
Раз - туда, два - сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки к верху все подняли
Раз- два, раз- два
Заниматься нам пора.
Молодцы! Ребята, как вы думаете, что же может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать). А ещё, ребята, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.
Но прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь ими сейчас придётся поработать.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
Дети экспериментируют под руководством воспитателя.
ОПЫТ №1. «Вода жидкая, может течь». Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Предлагаю аккуратно перелить воду с одного стаканчика в другой. Почему вода льётся? Ответить, почему вода льётся? Она жидкая. Предположительные ответы детей: потому что ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь её называют жидкостью.
Вывод: вода – это жидкость.
ОПЫТ №2. «У воды нет запаха»
Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды?
- Чтобы ответить на этот вопрос, проведём второй опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)
- А как вы догадались? (пахнет апельсинами)
- А теперь возьмите стакан с водой.
- Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха)
- Так есть ли запах у воды? (Нет)
Вывод: У воды нет запаха!
ОПЫТ №3 «У воды нет вкуса»
- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)
- А конфета? (Сладкая)
- Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим!
- Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок.
- Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина)
- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте.
- Какая она на вкус? Может быть сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса)
-так есть ли вкус у воды? (Нет)
Вывод: У воды нет вкуса!
ОПЫТ №4. «Вода прозрачная»
А какого цвета ваш сок? (Оранжевый)
- А можно сказать про воду какого она цвета? (Нет)
- А как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей)
Предлагаю поиграть в прятки. У вас есть чайные ложки. Спрячьте ложку в стакане с соком. Получилось спрятать? (Да)
- А другую ложку спрячьте в стакане с водой. Получилось? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы!
Вывод: У воды нет цвета – она прозрачная.
А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно: я беру бутылку с чистой водой, закрываю крышкой и, встряхивая воду, произношу волшебные слова. Что случилось с водой? (Ответы детей.) Почему вода стала зеленой? (Дети высказывают предположения.) Показываю этот фокус еще два раза. Вода во второй бутылке становится красной, в третьей – синей.
Интересно, ребята, но почему вода в бутылках окрасилась в разные цвета: зеленый, красный, синий? (Ответы детей.) А теперь я открою вам тайну.
Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду и окрашивает ее.
Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.
Вы ребята, молодцы, сегодня мы помогли Капельке. Вы много узнали о воде, о её свойствах. А что понравилось больше всего? Что нового узнали? Вам было интересно, весело или грустно? Наше занятие окончено!