kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: Тайны бумаги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: Тайны бумаги.»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: Тайны бумаги.

Цель: Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Задачи:

  • Сформировать представление о свойствах бумаги.

  • Развивать умение обследовать предмет, словесно-логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

  • Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Демонстрационный материал: презентация

Раздаточные материал:

Бумага различная по плотности,(4 вида) ножницы, ёмкость с водой,

Методические приемы:

Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.



Содержание
непосредственно образовательной деятельности

 1. Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: "Доброе утро!" 
"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

 -Вы любите загадки? 

 -Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

- Правильно, это бумага.

А какие свойства бумаги вы уже знаете?

Вспомнить их вам помогут символы.

Дети подходят к столу, на котором разложены различные символы.

- Вам необходимо найти символ, который соответствует одному из свойств бумаги и назвать это свойство. (Поиграли с символами )



Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего?- ответы...

Попробуйте нарисовать линии на камне, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге.

Просмотр презентации о бумаге.

Раньше люди использовали все эти материалы чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве, В наше время бумагу делают машины из разных пород деревьев древесины.

С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журнал, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки.

Воспитатель: Бумага есть в каждом доме. Как вы думаете, в нашей группе есть бумага? Для чего она нам нужна? А что можно изготовить из бумаги? (Ответы детей).

Я предлагаю Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга              Бумажный стул
Бумажный кораблик      Бумажное полотенце
Бумажная обувь             Бумажное пальто
Бумажная газета         Бумажная тетрадь

Бумажный дом

Воспитатель: Хорошо, повторили основные свойства бумаги. Теперь предлагаю выяснить новые свойства бумаги с помощью игр и увлекательных экспериментов!. А как вы считаете, где проводят эксперименты? (Ответы детей). Верно в лаборатории!







Я хочу пригласить вас в мини-лабораторию.

Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории., где мы будем проводить эксперименты с бумагой.

Дети: Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками и т.д.(использовать карточки символы )

Эксперимент «Бумага поёт»

- Ребята, как вы думаете, бумага может издавать звук? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам это проверить и провести эксперимент «Бумага поёт».

вывод



Опыт «Волшебный цветок».

Воспитатель: Переходим к следующему эксперименту для определения свойств бумаги.

- Ребята, посмотрите, есть бумажный цветок. Как вы считаете, он может сам раскрыться? (Ответы детей).

- А я знаю секрет, как цветку помочь. У меня есть волшебная вода! С её помощью бумажный цветок раскроется!

Показ опыта.

Самостоятельное проведение опыта детьми.

- Ребята, как вы считаете, почему бумажный цветок раскрылся? (Ответы детей).

- Это объясняется тем, что при изготовлении бумаги остаются небольшие пространства между волокнами целлюлозы и вода наполняет их. И в итоге мы можем наблюдать за раскрытием цветка.

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: бумага может распрямляться под воздействием воды (влаги).



Физминутка.

- Ребята, труд ученых очень тяжел, и вы, наверное, уже устали! Предлагаю провести физминутку, размять свои мышцы.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки вниз, на пояс, вверх –

Нам сопутствует успех.

Руки в стороны, вперёд –

Нас ещё работа ждёт.

  1. Опыт «Бумага – мост».

Воспитатель: Ребята, мы уже выяснили, что бумага издаёт звуки, бумага под воздействием воды может распрямляться. Предлагаю проверить, а может ли бумага быть жёсткой. Для этого проведем опыт «Бумага – мост».

- Вы знаете, что у нас в городе есть мосты через реку. Они большие, прочные, по ним ходят пешеходы и проезжает много машин. Но прежде чем построить мост, нужно рассчитать конструкцию. Нужно много чего учесть: и силу трения, напряжения,  предел прочности материала, и условия рельефа и много чего еще.

- Я предлагаю сделать мост из листа бумаги. Может ли лист бумаги выдержать яблоко? (Ответы детей).

- Давайте проверим. Нам потребуется два стакана, два листа бумаги и одно яблоко.

Проведение опыта с гладким листом бумаги. Бумага не выдерживает веса яблока. Обсуждение с детьми причины падения яблока.

- Теперь вторая попытка проведения опыта. Но мы изменим условия опыта. На этот раз я предлагаю сделать мост из сложенной гармошкой бумаги.

Дети складывают лист бумаги гармошкой.

Проведение второго опыта. Бумага выдерживает вес яблока.

- Ребята, у вас получилось сделать мост из бумаги. Как вы считаете, почему бумага выдержала вес яблока? (Ответы детей).

- Рёбра жёсткости, которые появились на сгибах, сделали лист бумаги прочным и мост смог выдержать яблоко.

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: бумагу можно сделать прочной, если её сложить так, чтобы получились рёбра жесткости.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.



Танцующее конфетти

Для проведения этого опыта нам понадобится прозрачная пластиковая коробочка с мелко нарезанной разноцветной бумагой. Если у вас есть дырокол, можете воспользоваться им. Цветное конфетти высыпаем в коробку. Теперь берем упаковку от фруктов из вспененного полистирола и вырезаем донышко по размеру чуть больше баночки (удобно делать это канцелярским ножом). Интенсивно трем полистиролом о шерстяную ткань или мех и сразу же накрываем пластиковую коробку. Конфетти начинает подлетать вверх и прилипать к импровизированной крышке. Через короткое время, бумажки начнут опадать.



Укротитель змей

Для этого опыта нам потребуется змея, которую вы легко можете сделать сами, разрезав по спирали круг и украсив его подходящим узором. Не забудьте оформить голову змеи, чтобы ни у кого не осталось сомнения в вашем мастерстве фокусника.









Итак, берем сок лимона или растворяем лимонную кислоту в небольшом количестве воды. Обратной стороной кисточки (или любой другой палочкой) наносим текст или рисунок на бумагу, используя лимонный сок в качестве чернил. Дожидаемся высыхания надписи. Теперь в тарелке делаем слабый раствор йода (другие опыты с йодом можете посмотреть здесь) и помещаем в него тайную записку. Как только бумага намокнет, малыш сможет прочитать скрытый текст или рассмотреть рисунок.



Наносить текст желательно палочкой, так как кисточка излишне смачивает бумагу, текст растекается, и прочитать такую записку потом сложно.



Обратите внимание малыша на то, как изменился цвет бумаги, ведь до помещения ее в раствор йода, лист был абсолютно белым. Все дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют модифицированный крахмал для улучшения ее внешнего вида и печатных свойств (в полиграфии этот процесс называется мелование бумаги), а при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в синий цвет



5. Опыт «Таинственное письмо».

Воспитатель: Ребята, вы все за правильные ответы получали жетоны-предметы. И теперь с их помощью мы попробуем прочитать таинственное письмо. Предлагаю использовать их в той же последовательности, как их вы зарабатывали: ёмкость с водой, йод, ложка, пинцет.

Проведение опыта.

- Опускаем таинственное письмо в полученный раствор.

Как только бумага намокнет, можно прочитать скрытый текст или рассмотреть рисунок. Проявляется символ «молодцы/всё получилось».

Дети объясняют значение символа.

- Ребята, получается, мы прочитали таинственное письмо? Теперь мы пошлем его Незнайке в Солнечный город и расскажем о способе расшифровки тайных писем!

Обратить внимание на то, как изменился цвет бумаги, ведь до помещения ее в раствор йода, лист был абсолютно белым. Все дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют крахмал для улучшения ее внешнего вида и печатных свойств, а при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в синий цвет.

Итог занятия.

Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.

Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.

- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.

- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.

- Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.

Анализ работы детей воспитателем.

- Спасибо за работу!



Рефлексия.

Отношение детей к деятельности.

-Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований- опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется.

3. Бумага можно резать.

4. Бумага намокает.

5. Бумага впитывает масло.

6. При смятии бумага издает звук.

7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

8. Летает.

9. Бумага горит.

10. Из бумаги можно делать поделки.

заключительные выводы:

Давайте ещё раз скажем, что мы увидели во время опытов над бумагой? (ответы детей).

- Бумагу можно использовать для рисования,

- бумага легко мнется, но более плотную бумагу тяжелее смять,

- бумага боится воды. Все бумажные изделия при встрече с водой – портятся, поэтому бумага – не прочный материал,

- при смятии, трении – бумага издаёт звуки.

Поэтому давайте не забывать, как легко её повредить и поэтому к бумаге нужно относится бережно.

Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго.

На этом наше занятие закончилось, но узнавать что-то новое о бумаге мы будем продолжать и дальше.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Чуплакова Галина Алексеевна

Дата: 22.03.2021

Номер свидетельства: 576350


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства