Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Построим дом для трёх поросят с использованием ТИКО конструктора"»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Построим дом для трёх поросят с использованием ТИКО конструктора»
Подготовила: Варсуленко Э.И.
Цель: обучение элементам грамоты старших дошкольников через применение технологии ТИКО- моделирования. Способствовать развитию фонематического слуха у детей.
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить детей различать гласные и согласные звуки. Закреплять навык деления слов на слоги. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в использовании родительного падежа существительных; в умении отгадывать загадки. Закрепить счёт в пределах1 - 4. Расширять и закреплять словарный запас детей; - научить предвидеть последствия предполагаемых действий; увлечь детей активной творческой деятельностью.
Развивающие: - развивать коммуникативные и конструкторские способности детей посредством работы с конструктором «ТИКО»;
Развивать логическое мышление, память; внимание, сообразительность артикуляционную и мелкую моторику.
Воспитательные: - Воспитывать стремление овладеть правильной речью, активность в обучении.
Оборудование: и материалы: демонстрационный: ноутбук, аудиозапись песни из мультфильма «Три поросенка», презентация к занятию; мяч; солома, ветки, камень.
Раздаточный: предметные картинки, картинки с цифрами 1-4, мяч; конструктор для звукового анализа слова «дом»; конструктор «ТИКО» смайлики – весёлые, грустные, задумчивые.
Ход занятия.
Воспитатель: Колокольчик наш волшебный
Все звенит и все поет.
Утром раним нежно-нежно
В круг свой радости зовет.
Встанем рядышком по кругу.
Скажем, здравствуйте друг, другу.
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день,
Если каждый улыбнётся.
Утро доброе начнётся
Доброе утро ребята! (Дети)
Мы с вами снова вместе! Я рада, рады вы!
Приветствуем друг друга Объятьем дружбы мы. Дети обнимаются все вместе в кругу.
Воспитатель: Давайте возьмем с собой в дорогу прекрасное настроение, отличное поведение и главное – внимание!
А теперь с таким прекрасным настроением мы поприветствуем наших гостей.
ПРИВЕТСТВИЕ НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ
Қуанамын мен де,
Қуанасың сен де.
Қуанайық достарым,
Жарқыраған күнге!
Дети: Доброе утро! Қайырлы тан! good morning!
Удивитесь такому событию – У, обрадуйтесь – А, улыбнитесь им – И. постарайтесь больше не отвлекаться, хорошо заниматься, чтобы не огорчать гостей.
(Звучит аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросенка»)
«Нам не страшен Серый волк, Серый волк,
Где ты бродишь, Серый волк, злой и страшный волк?»
Воспитатель: Вы помните, из какой сказки эта песня?
Дети: «Три поросенка»
Воспитатель: Три хорошеньких зверушки
Себе построили избушки,
И от волка убегали…
Отгадайте, как их звали?
Дети: Ниф –Ниф, Нуф – Нуф, Наф – Наф.
Воспитатель: Вы помните, чем закончилась эта сказка? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, поросята стали жить вместе, в домике брата Наф-Нафа. Но вскоре поросята подросли, окрепли, им стало тесно жить в маленьком домике, и решили они построить новый, большой, крепкий, надежный дом. Самим им не справиться, вот они и просят помощи у нас. Вы хотите им помочь?
Дети: Да!
Воспитатель: Кто строит дома?
Дети: Строители
Воспитатель: Вот мы и превратимся сегодня в строителей. Как вы думаете, из каких частей состоит дом?
Дети: Стены, крыша, окна, дверь, крыльцо, труба.
Воспитатель: Еще есть фундамент – это основа, на которой строится дом. Из чего был сделан дом у Ниф - Нифа?
Воспитатель: Чей домик волку удалось разрушить быстрее всего? Почему? Давай те проверим.
Дети дуют на солому, затем на ветки, камень.
Воспитатель: Чей домик волк так и не смог разрушить?
Дети: Домик Наф-Нафа. Оказывается, чем прочнее дом, тем труднее его сломать. Домик НАФ - НАФА какой, опишите его.
Дети: Прочный, крепкий дом!
Воспитатель: Дома бывают из разных материалов. Поиграем в игру с мячом. Я буду называть материал, а тот кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет:
1. – из соломы? – соломенный;
2. – из камня? – каменный
3. – из дерева? – деревянный
4. – из стекла? – стеклянный
5. – из железа? – железный
6. – из резины? – резиновый
7. – из пластмассы? – пластмассовый
8. – из кирпича? – кирпичный
9. – из песка? – песочный.
10. – из золота? - золотой
Воспитатель: Итак, самый хороший, крепкий, теплый, надежный дом – кирпичный дом.
Чтобы построить надёжный, прочный, тёплый дом, поросята Ниф –Ниф, Нуф – Нуф, и Наф – Наф, приготовили для вас задания. Как вы думаете, справитесь вы с ними?
Ответ детей
Воспитатель: Давайте сядем за столы и выполним следующее задание:
Воспитатель: Определите первый звук в именах поросят.
Дети: Н.
Воспитатель: Правильно, теперь вам необходимо определить место звука Н в названии предмета, изображенного на картинке. (Воспитатель показывает картинки, дети определяют место звука «Н» в начале слова, в середине, в конце.) (Носорог, слон, карандаш, конь, банан, нитки, будильник)
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и у нашего дома появились стены. Теперь следующее задание, мы с вами отгадаем загадки и назовем, сколько слогов в словах – отгадках. Игра: « Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель. Ваша задача отгадать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно?
1. Он по лесу бродит, рыщет, И в кустах кого-то ищет. Слышно, он зубами щёлк, Угадай, кто это … (Волк – 1 слог) на каз языке - қасқыр
2. Будто облако резвилось
И на травку опустилось.
Спинка вся в густых колечках
Бродит по траве …. (овечка – 3 слога) на каз языке - қой
3. Просто так в дом не войти, Есть преграда на пути. А в преграде той глазок, Ручка и большой замок. Не войдет ни враг, ни зверь В прочную входную … (дверь – 1слог). на каз языке - есік
4. Носик – круглым пятачком
Хвостик - маленьким крючком.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи. (Поросята – 4 слога) на каз языке - тоғайлар
Воспитатель: Молодцы ребята, мы справились с заданием, и у нас появилась крыша. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Динь-дон, динь-дон.
(наклоны из стороны в сторону, руки на поясе).
Братцы строят новый дом.
(стучим кулаком об кулак).
Красят стены, крышу, пол
(руками «красим» сбоку, вверху, внизу).
Прибираются кругом.
(«метем» метлой).
Мы к ним в гости все придем.
(шаги на месте).
И подарки принесем.
(руки вперед, ладонями вверх).
Воспитатель: Продолжим строить дом. Предлагаю Вам вспомнить сказку. Всё лето три поросенка, НИФ - НИФ, НУФ - НУФ и НАФ – НАФ веселились, бегали и играли. Давайте представим себе веселое лето, где они радуются солнцу, бабочкам, цветам!
Звучит музыка П.Чайковского «Осень».
Воспитатель: Ребята, о каком времени года рассказала нам музыка?
Кто догадался? Какими словами мы можем сказать об осени? Какая она?
( на экране картинка – ранняя осень)
Дети: Золотая, красивая, разноцветная, дождливая.
( на экране картинка – поздняя осень )
Воспитатель: А здесь на картине, какая осень изображена?
Воспитатель: На смену лету пришла осень, поросятам стало холодно. Давайте покажем, как им было холодно! Замечательно. Чтобы согреться они стали резвиться. Что значит слово резвиться?
Дети: Бегать, прыгать, скакать…
Воспитатель: Кого разбудили поросята?
Дети: Волка.
Воспитатель: Конечно, волка! А волк, какой?
Дети: Злой, страшный, голодный.
Воспитатель: Давайте покажем злого, страшного, голодного, опасного волка! Он громко рычит, клацает зубами, хмурит брови. А теперь давайте покажем, как испугались поросята. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят. Давайте подразним волка!
Чистоговорка:
Ри-ри-ри - уходи ты от двери!
Ра-ра-ра - целый день кричим ура!
Ру-ру-ру - мы придумали игру!
Ра-ра-ра - уходить тебе пора!
Рёд-рёд-рёд - побежали мы вперёд!
Рок-рок-рок - дует свежий ветерок!
Ру-ру-ру - будем бегать по двору!
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и с этим заданием справились и у нас появилось окно
Воспитатель: Давайте сядем за столы и выполним следующее задание:
Воспитатель: Ребята скажите из чего состоит наша речь?
Дети: Из слов.
Воспитатель: А слова из чего состоят?
Дети: Из звуков.
Воспитатель: Ветер любит играть в дразнилки. А вы хотите поиграть?
Дети: Да!
Воспитатель: Я буду произносить звуки беззвучно, а вы их будете называть все вместе.
Ветер с листьями играет - У-У-У-У
Листья с веток срывает - И-И-И-И
Листья желтые летят - О-О-О-О
Прямо под ноги ребят - А-А-А-А
А,О,У, И – это что за звуки?
Дети: Гласные.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Они легко, тянутся, поются.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным.
Воспитатель: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?
Дети: Согласные.
Воспитатель: Каким цветом мы их обозначаем?
Дети: Синим и зелёным.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте – ка, ребятки
Интересную загадку.
Загадка. Друг на дружке ровно в ряд,
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет Дом – 1 слог на каз.яз - үй
Дети: Дом ( на экране картинка – дом)
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Молодцы! Вы отгадали загадку и у нас появились клеточки.
Скажите, что это за клеточки под картинкой?
Дети: Сколько клеточек, столько звуков.
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько клеточек?
(вызывает ребенка к доске)
Воспитатель: Значит, сколько звуков в слове дом?
Какой звук первый? (выделяет голосом)
(ребенок выполняет у доски, дети у себя на столах с помощью деталей конструктора ТИКО)
Давайте обозначим этот звук синей фишкой.
Какой второй? (выделяет голосом)
Что мы можем сделать с этим звуком?
Дети: пропеть.
Воспитатель: Как называется этот звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначим гласный звук?
Дети: Красным.
Воспитатель: Какой третий? (выделяет голосом)
Каким цветом обозначим этот звук?
Дети: Синим.
Воспитатель: Сколько звуков в слове дом?
Назовите первый звук. (Д)
Назовите второй звук. (О)
Назовите третий звук (М)
Воспитатель: Сколько слогов в слове «дом»
Уберите звук - О
Звук - Д
Звук - М
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Осталось нам только приложить все усилия и старания, чтобы построить дом, для наших весёлых поросят из ТИКО конструктора.
- Давайте посмотрим, какие детали вам понадобятся из конструктора.
- Какие геометрические фигуры вам будут нужны?
Предлагаю отобрать необходимые детали для постройки ДОМА. Дети достают из наборов детали нужные для конструирования.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе мы с вами разомнем наши руки и пальцы, для того, чтобы с легкостью соединять детали конструктора.
Пальчиковая гимнастика:
Волк по лесочку петлял,
Дом поросят он искал.
Самостоятельная работа. Сюжетная постройка дома для поросят
Воспитатель: Посмотрите, какой домик появился у трёх поросят! А рядом с домиком вы проложили замечательную дорожку, посадили деревья, цветы. Теперь братья живут дружно, под одной крышей. Пусть солнышко освещает и согревает их. Ребята, какую сказку мы сегодня с вами вспомнили?
Дети: «Три поросёнка»
Воспитатель: Чем вам нравится сказка«Три поросенка»? Что запомнилось вам сегодня на занятии? (ответы детей)
Воспитатель: Вы были очень хорошими помощниками, молодцы. Ребята, вот здесь лежат смайлики, но они разные. Посмотрите, чем они отличаются?
Дети: Настроением: грусть, радость, задумчивость.
Воспитатель: Если вам сегодня было легко и вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого, а если совсем трудно – грустного.