kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Построим дом для трёх поросят с использованием ТИКО конструктора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие учит элементам обучения грамоты старших дошкольников через применение технологии ТИКО-моделирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Построим дом для трёх поросят с использованием ТИКО конструктора"»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Тема: «Построим дом для трёх поросят с использованием ТИКО конструктора»

Подготовила: Варсуленко Э.И.

Цель: обучение элементам грамоты старших дошкольников через применение технологии ТИКО- моделирования. Способствовать развитию фонематического слуха у детей.

Задачи:

Образовательные: Продолжать учить детей различать гласные и согласные звуки. Закреплять навык деления слов на слоги. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в использовании родительного падежа существительных; в умении отгадывать загадки. Закрепить счёт в пределах1 - 4. Расширять и закреплять словарный запас детей; - научить предвидеть последствия предполагаемых действий; увлечь детей активной творческой деятельностью.

Развивающие: - развивать коммуникативные и конструкторские способности детей посредством работы с конструктором «ТИКО»;

Развивать логическое мышление, память; внимание, сообразительность артикуляционную и мелкую моторику.

Воспитательные: - Воспитывать стремление овладеть правильной речью, активность в обучении.

- навыков сотрудничества доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка»; разучивание физминутки.

Оборудование: и материалы: демонстрационный: ноутбук, аудиозапись песни из мультфильма «Три поросенка», презентация к занятию; мяч; солома, ветки, камень.

Раздаточный: предметные картинки, картинки с цифрами 1-4, мяч; конструктор для звукового анализа слова «дом»; конструктор «ТИКО» смайлики – весёлые, грустные, задумчивые.

Ход занятия.

Воспитатель: Колокольчик наш волшебный

Все звенит и все поет.

Утром раним нежно-нежно

В круг свой радости зовет.


Встанем рядышком по кругу.

Скажем, здравствуйте друг, другу.

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день,

Если каждый улыбнётся.

Утро доброе начнётся

Доброе утро ребята! (Дети)

Мы с вами снова вместе! Я рада, рады вы!

Приветствуем друг друга Объятьем дружбы мы. Дети обнимаются все вместе в кругу.

Воспитатель: Давайте возьмем с собой в дорогу прекрасное настроение, отличное поведение и главное – внимание!

А теперь с таким прекрасным настроением мы поприветствуем наших гостей.

ПРИВЕТСТВИЕ НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ

Қуанамын мен де,

Қуанасың сен де.

Қуанайық достарым,

Жарқыраған күнге!

Дети: Доброе утро! Қайырлы тан! good morning!

Удивитесь такому событию – У, обрадуйтесь – А, улыбнитесь им – И. постарайтесь больше не отвлекаться, хорошо заниматься, чтобы не огорчать гостей.

(Звучит аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросенка»)

«Нам не страшен Серый волк, Серый волк,

Где ты бродишь, Серый волк, злой и страшный волк?»

Воспитатель: Вы помните, из какой сказки эта песня?

Дети: «Три поросенка»

Воспитатель: Три хорошеньких зверушки

Себе построили избушки,

И от волка убегали…

Отгадайте, как их звали?

Дети: Ниф –Ниф, Нуф – Нуф, Наф – Наф.

Воспитатель: Вы помните, чем закончилась эта сказка? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, поросята стали жить вместе, в домике брата Наф-Нафа. Но вскоре поросята подросли, окрепли, им стало тесно жить в маленьком домике, и решили они построить новый, большой, крепкий, надежный дом. Самим им не справиться, вот они и просят помощи у нас. Вы хотите им помочь? 

Дети: Да!

Воспитатель: Кто строит дома?

Дети: Строители

Воспитатель: Вот мы и превратимся сегодня в строителей. Как вы думаете, из каких частей состоит дом?

Дети: Стены, крыша, окна, дверь, крыльцо, труба.

Воспитатель: Еще есть фундамент – это основа, на которой строится дом. Из чего был сделан дом у Ниф - Нифа?

Дети: Из соломы.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Легкий, желтый, соломенный, промокаемый, холодный

Воспитатель: Из чего был сделан дом у Нуф - Нуфа? 

Дети: Из веток.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Непрочный, холодный, дырявый.

Воспитатель: Чей домик волку удалось разрушить быстрее всего? Почему? Давай те проверим.

Дети дуют на солому, затем на ветки, камень.

Воспитатель: Чей домик волк так и не смог разрушить?

Дети: Домик Наф-Нафа. Оказывается, чем прочнее дом, тем труднее его сломать. Домик НАФ - НАФА какой, опишите его.

Дети: Прочный, крепкий дом!

Воспитатель: Дома бывают из разных материалов. Поиграем в игру с мячом. Я буду называть материал, а тот кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет:

1. – из соломы? – соломенный;

2. – из камня? – каменный

3. – из дерева? – деревянный

4. – из стекла? – стеклянный

5. – из железа? – железный

6. – из резины? – резиновый

7. – из пластмассы? – пластмассовый

8. – из кирпича? – кирпичный

9. – из песка? – песочный.

10. – из золота? - золотой

Воспитатель: Итак, самый хороший, крепкий, теплый, надежный дом – кирпичный дом.

Чтобы построить надёжный, прочный, тёплый дом, поросята Ниф –Ниф, Нуф – Нуф, и Наф – Наф, приготовили для вас задания. Как вы думаете, справитесь вы с ними?

Ответ детей

Воспитатель: Давайте сядем за столы и выполним следующее задание:

Воспитатель: Определите первый звук в именах поросят.

Дети: Н.

Воспитатель: Правильно, теперь вам необходимо определить место звука Н в названии предмета, изображенного на картинке. (Воспитатель показывает картинки, дети определяют место звука «Н» в начале слова, в середине, в конце.) (Носорог, слон, карандаш, конь, банан, нитки, будильник)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и у нашего дома появились стены. Теперь следующее задание, мы с вами отгадаем загадки и назовем, сколько слогов в словах – отгадках. Игра: « Подели слова на слоги и определи их количество».

Воспитатель. Ваша задача отгадать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно?


1. Он по лесу бродит, рыщет,
И в кустах кого-то ищет.
Слышно, он зубами щёлк,
Угадай, кто это …    (Волк – 1 слог) на каз языке - қасқыр


2. Будто облако резвилось

И на травку опустилось.

Спинка вся в густых колечках

Бродит по траве …. (овечка – 3 слога) на каз языке - қой



3. Просто так в дом не войти,
Есть преграда на пути.
А в преграде той глазок,
Ручка и большой замок.
Не войдет ни враг, ни зверь
В прочную входную … (дверь – 1слог). на каз языке - есік



 4. Носик – круглым пятачком

Хвостик - маленьким крючком.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи. (Поросята – 4 слога) на каз языке - тоғайлар



Воспитатель: Молодцы ребята, мы справились с заданием, и у нас появилась крыша. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Динь-дон, динь-дон.

(наклоны из стороны в сторону, руки на поясе).

Братцы строят новый дом.

(стучим кулаком об кулак).

Красят стены, крышу, пол

(руками «красим» сбоку, вверху, внизу).

Прибираются кругом.

(«метем» метлой).

Мы к ним в гости все придем.

(шаги на месте).

И подарки принесем.

(руки вперед, ладонями вверх).

Воспитатель: Продолжим строить дом. Предлагаю Вам вспомнить сказку. Всё лето три поросенка, НИФ - НИФ, НУФ - НУФ и НАФ – НАФ веселились, бегали и играли. Давайте представим себе веселое лето, где они радуются солнцу, бабочкам, цветам!

Звучит музыка П.Чайковского «Осень».

Воспитатель: Ребята, о каком времени года рассказала нам музыка?

Кто догадался? Какими словами мы можем сказать об осени? Какая она?

( на экране картинка – ранняя осень)

Дети: Золотая, красивая, разноцветная, дождливая.

( на экране картинка – поздняя осень )

Воспитатель: А здесь на картине, какая осень изображена?

Дети: Поздняя, грустная, молчаливая, ненастная, хмурая.

Воспитатель: На смену лету пришла осень, поросятам стало холодно. Давайте покажем, как им было холодно! Замечательно. Чтобы согреться они стали резвиться. Что значит слово резвиться?

Дети: Бегать, прыгать, скакать…

Воспитатель: Кого разбудили поросята?

Дети: Волка.

Воспитатель: Конечно, волка! А волк, какой?

Дети: Злой, страшный, голодный.

Воспитатель: Давайте покажем злого, страшного, голодного, опасного волка! Он громко рычит, клацает зубами, хмурит брови. А теперь давайте покажем, как испугались поросята. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят. Давайте подразним волка!

Чистоговорка:

Ри-ри-ри - уходи ты от двери!

Ра-ра-ра - целый день кричим ура!

Ру-ру-ру - мы придумали игру!

Ра-ра-ра - уходить тебе пора!

Рёд-рёд-рёд - побежали мы вперёд!

Рок-рок-рок - дует свежий ветерок!

Ру-ру-ру - будем бегать по двору!

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и с этим заданием справились и у нас появилось окно

Воспитатель: Давайте сядем за столы и выполним следующее задание:

Воспитатель: Ребята скажите из чего состоит наша речь?

Дети: Из слов.

Воспитатель: А слова из чего состоят?

Дети: Из звуков.

Воспитатель: Ветер любит играть в дразнилки. А вы хотите поиграть?

Дети: Да!

Воспитатель: Я буду произносить звуки беззвучно, а вы их будете называть все вместе.

Ветер с листьями играет - У-У-У-У

Листья с веток срывает - И-И-И-И

Листья желтые летят - О-О-О-О

Прямо под ноги ребят - А-А-А-А

А,О,У, И – это что за звуки?

Дети: Гласные.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Они легко, тянутся, поются.

Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Красным.

Воспитатель: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?

Дети: Согласные.

Воспитатель: Каким цветом мы их обозначаем?

Дети: Синим и зелёным.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте – ка, ребятки

Интересную загадку.


Загадка. Друг на дружке ровно в ряд,

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет Дом – 1 слог на каз.яз - үй

Дети: Дом ( на экране картинка – дом)

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Молодцы! Вы отгадали загадку и у нас появились клеточки.


Скажите, что это за клеточки под картинкой?

Дети: Сколько клеточек, столько звуков.

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько клеточек?

(вызывает ребенка к доске)

Воспитатель: Значит, сколько звуков в слове дом?

Какой звук первый? (выделяет голосом)

(ребенок выполняет у доски, дети у себя на столах с помощью деталей конструктора ТИКО)

Давайте обозначим этот звук синей фишкой.

Какой второй? (выделяет голосом)

Что мы можем сделать с этим звуком?

Дети: пропеть.

Воспитатель: Как называется этот звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель: Каким цветом мы обозначим гласный звук?

Дети: Красным.

Воспитатель: Какой третий? (выделяет голосом)

Каким цветом обозначим этот звук?

Дети: Синим.

Воспитатель: Сколько звуков в слове дом?

Назовите первый звук. (Д)

Назовите второй звук. (О)

Назовите третий звук (М)

Воспитатель: Сколько слогов в слове «дом»

Уберите звук - О

Звук - Д

Звук - М

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Осталось нам только приложить все усилия и старания, чтобы построить дом, для наших весёлых поросят из ТИКО конструктора.

- Давайте посмотрим, какие детали вам понадобятся из конструктора.

- Какие геометрические фигуры вам будут нужны?

Предлагаю отобрать необходимые детали для постройки ДОМА. Дети достают из наборов детали нужные для конструирования.

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе мы с вами разомнем наши руки и пальцы, для того, чтобы с легкостью соединять детали конструктора.

Пальчиковая гимнастика:

Волк по лесочку петлял,

Дом поросят он искал.

Самостоятельная работа. Сюжетная постройка дома для поросят

Воспитатель: Посмотрите, какой домик появился у трёх поросят! А рядом с домиком вы проложили замечательную дорожку, посадили деревья, цветы. Теперь братья живут дружно, под одной крышей. Пусть солнышко освещает и согревает их. Ребята, какую сказку мы сегодня с вами вспомнили?

Дети: «Три поросёнка»

Воспитатель: Чем вам нравится сказка «Три поросенка»? Что запомнилось вам сегодня на занятии? (ответы детей)

Воспитатель: Вы были очень хорошими помощниками, молодцы. Ребята, вот здесь лежат смайлики, но они разные. Посмотрите, чем они отличаются?  

Дети: Настроением: грусть, радость, задумчивость.

Воспитатель: Если вам сегодня было легко и вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого, а если совсем трудно – грустного.


Звучит песня из мультфильма.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Варсуленко Эмма Ивановна

Дата: 09.12.2020

Номер свидетельства: 566175


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства