Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Что происходит осень в лесу?"»
Конспект занятия по экологии в детском саду в старшей группе «Что меняется в лесу осенью
Задачи: Образовательные: - обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе и в жизни животных в лесу; - учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи; Развивающие: - развивать внимание, память, логическое мышление; - расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; - обогатить словарь детей словами и понятиями (тихая охота, прямой фронт или гуськом, мурмурация). Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам). Здоровьесберегающие: создание эмоционального комфорта и психологической безопасности. Материалы и оборудования: полусфера балансировочная массажная – 3-4 шт.(кочки), доска или ребристая доска («бревно»), презентация «Осенний лес», картинки грибов, картинки «Зимующие птицы и птицы города», в красивом конверте раскраски по теме «Осень».
Ход занятия
I. Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Утреннее приветствие Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, легкий ветерок! Здравствуй, ты – мой дружок! Здравствуйте, вы – гости дорогие! Воспитатель: - Ребята, какое настроение у вас сегодня? (хорошее, бодрое). Отлично, желаю, чтобы ваше настроение было таким всегда. Сегодня я предлагаю вам совершить прогулку-экскурсию в лес. А что такое ЛЕС? (Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые) Какие правила поведения в лесу вы знаете? - нельзя шуметь, бегать в лесу; - надо беречь муравейники, муравьи – санитары леса; - не стоит подходить близко к гнездам, разорять гнезда птиц; - нельзя ловить животных и птиц, и уносить их домой; - нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые.
Воспитатель: - Молодцы! Вы знаете правила поведения в лесу, значит можно идти в гости. Я буду ваш экскурсовод.
Двигательное упражнение «Прогулка в лес» В лес отправимся гулять. Будем весело шагать (дети маршируют). По тропиночке пойдем Друг за дружкою, гуськом (идут «змейкой» между кочками). Ноги выше поднимаем Мы на кочки не наступаем (высокий шаг, перешагивают через полусферы - кочки). Руки за спину кладем И по бревнышку идем! (Дети идут по доске) И снова по дорожке Мы весело шагаем (маршируют).
(1 слайд)
Воспитатель: - Вот мы и пришли. Посмотрите, как красиво. В какой лес мы с
вами попали? (в осенний).
Как вы узнали, что это осенний лес? (все деревья и трава пожелтели) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
- Назовите, какие ещё есть признаки осени (холодно, туманы, идут дожди, опадают листья, желтеет трава, исчезают насекомые, животные готовятся к зиме, улетают птицы…). Для чего деревья осенью сбрасывают листья? (если листья не опадут, ветки деревьев могут поломаться от тяжести снега). - Да, деревья так готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
II. Воспитатель: - Как хорошо в лесу! Какой в лесу чистый воздух. Давайте мы с вами подышим этим воздухом (элементы дыхательной гимнастики). - А зачем люди ходят в лес? (подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды, шишки, наслаждаться красотой, понаблюдать за животными). - Давайте и мы с вами соберем грибы, только те, что называются «Съедобными» (дети выбирают по одной картинке со съедобными грибами). - А эти грибы почему не взяли? (они ядовитые). Скажите, пожалуйста, надо ли давить ногами ядовитые грибы?
Пальчиковая гимнастика Мы съедобные грибы Долго собирали, А потом своим друзьям Вот что рассказали: (дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке) В бору вырос боровик, А под дубом дубовик, На пеньке сидят опята – Очень дружные ребята. Вырос подосиновик Под молодой осиною, Крупный подберезовик – Под белою березою. Мухомор не возьмем. Для зверей растет он! Если с нами в лес пойдете, («идут» пальчиками по ладошке) Много вы грибов найдете. (поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)
Воспитатель: - сбор грибов в лесу называют тихой охотой… - Скажите, вы не знаете, почему в лесу стало так тихо? (улетели перелетные птицы). Почему они улетают? (Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают)
Воспитатель: - сначала улетают птицы, насекомоядные – ласточки, стрижи, трясогузки, жаворонки; затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки, прячутся лягушки – это скворцы, грачи, журавли, аисты. В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы, когда вода на водоемах начнет покрываться тонкой корочкой льда - гуси, утки, лебеди. Какие же птицы остаются с нами на зиму? (зимующие). Вы знаете, какие птицы остаются зимовать в лесу?
Предлагаю игру «Найди зимующих птиц леса»(перемешаны картинки с видами городских и лесных птиц, надо их разложить на две группы).
- Как люди могут помочь птицам перезимовать? (развешивать кормушки, подкармливать птиц зернами, семечками). Да, тем птицам, что живут рядом с человеком, мы можем помочь, а те, что живут в лесу, самим приходиться искать пищу. А такая птица, как клест, зимой еще и птенцов выводит. (3й слайд)Дети садятся на стульчики Волшебный экран покажет нам, как птицы улетают в теплые края (прямой фронт или гуськом, птичий клин)
(4й слайд) скученная стая (понятие «Мурмурация»))
- Мы немного засиделись. Давайте разомнемся…
Физминутка Светит солнышко с небес, (руки вверх) Пробудился рано лес. Чтобы всем все успевать, (потянуться) Нужно с солнышком вставать. Все у белок по порядку. (одна рука вверх, другая вниз) Поутру все на зарядку. Помогает тренировка (подскоки) По деревьям прыгать ловко. Длинные мелькают ушки – («ушки») Скачут зайцы на опушке (прыжки на двух ногах) Зайцам завтракать пора – (присесть, «едят травку») Травка вкусная с утра. Медвежонок косолапый («косолапый») Ловит в речке рыбу лапой. (ловит рыбу лапой) Но улов у рыбака Только водоросль пока. Еж торопится, пыхтит – (семенящий шаг на месте) Разыгрался аппетит. (поглаживание животика) К завтраку нашел грибок, (наклониться за грибком), Прицепил себе на бок. (прицепить на бок) Для зверей лес – это дом. (руки домиком) Если в гости к ним идем, Знать должны мы на отлично, Как вести себя прилично: Не ломать деревьям ветки (погрозить пальцем) И не рвать растений редких, Не шуметь, костры не жечь, Лес от мусора береч! (5й слад) Сейчас предлагаю вам понаблюдать, что же звери делают в лесу осенью. Просмотр видео «Жизнь диких животных осенью».
III. (6й слайд)
Воспитатель: - наша прогулка по осеннему лесу заканчивается. Послушайте на прощание, как дятел говорит вам: «До свидания!». Хочу поинтересоваться, что вам понравилось, что вы узнали? Что вам больше всего нравится осенью? Осень вам передала подарок – раскраски.
Спасибо вам, что в лесу вы были внимательными, осторожными и бережными к природе. Нам пора возвращаться в сад: В детский сад мы идем, (дети маршируют). По тропиночке пойдем Друг за дружкою гуськом (идут «змейкой» между кочками). Ноги выше поднимаем Мы на кочки не наступаем (высокий шаг, перешагивают через листочки). Руки за спину кладем И по бревнышку идем! (Дети идут по доске) И снова по дорожке Мы весело шагаем (маршируют).