Конспект занятия по направлению "В стране знаек" тема: "пословицы и поговорки
Конспект занятия по направлению "В стране знаек" тема: "пословицы и поговорки
У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше, чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течение многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по направлению "В стране знаек" тема: "пословицы и поговорки»
государственное казенное учреждение Самарской области
"Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "
Конспект занятия по направлению "В стране знаек"
тема: "пословицы и поговорки"
Архипова Т.М., воспитатель
Г. Чапаевск
2018
Цель: - рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса учащихся;
Задачи:
-развивать кругозор детей;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу Ход деятельности: I Организационный момент
У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше, чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течение многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура народа. Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. Каждое слово в них содержательно и точно. О ценности пословиц и поговорок сказано в них самих. Каждая поговорка- цветочек, пословица – ягодка. Из поговорки слова не выкинешь. Пословица – всем делам помощница. Владимир Иванович Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, писал, что пословица – «это цвет народного ума, это житейская народная правда» Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки.
II Контроль достигнутого уровня знаний
Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки (ответы детей) Молодцы вы много знаете пословиц и поговорок, а чтобы их закрепить и узнать новые я вам предлагаю выполнить следующие задания.
III Основная часть. Игра «Доскажи словечко» А теперь предлагаю вам игру «Доскажи словечко», в которой вам нужно будет отгадать и назвать профессии людей труда – самые разнообразные. Готовы? Тогда слушайте и не зевайте, называйте профессию- отгадку. 1.Через поле и леса Мчатся, мчатся поезда. Семафор, гудок и свист.. Вдаль везёт нас….(машинист) 2.Через синий океан Ведёт судно капитан, Серебристый самолёт В небесах ведёт …. (пилот) 3.Вот шоссейные дороги, И машины там и тут. С грузом есть, а есть без груза, Взад- вперёд они снуют. Повороты, косогоры… За рулём сидят… (шофёры) 4.Он письмо принёс и эту Интересную газету. Угадайте, кто же он? Он, ребята, …(почтальон) 5.Вот закончился антракт- На арене… (акробат) «Путаница» Детям дается лист бумаги, на котором написано необычным способом несколько пословиц или поговорок. Слова в них стоят на своих местах, но буквы внутри каждого сова перепутаны. За определённое время все участники игры должны вернуть буквы на свои места и правильно прочесть поговорку или пословицу. 1-й лист. Комсав ен сузар листасорь. (Москва не сразу строилась) Явось ашно ен ятент. (Своя ноша не тянет.) Сестольм огорад бреете. (Смелость города берёт) 2-й лист. У смие якенн ядит бзе зугал. (У семи нянек дитя без глазу.) Зыяк од векиа дедотев. (Язык до Киева доведёт.) Горадо клажо к дубое. (Дорога ложка к обеду.) 3-й лист. Маыд бзе ногя ен тыбеав.(Дыма без огня не бывает.) Лма нотилозк, ад одрог. (Мал золотник, да дорог.) То обрад рбода ен ущит. (От добра добра не ищут) «Потерянные слова» Я говорю начало пословицы, а вы должны её закончить. Слово – серебро, а молчание - ……(золото) Весна красна цветами, а осень - ….(снопами) Ученье – свет, а неученье - …(тьма) Ученья корень горек, да плод ….(сладок) Волков бояться – в лес ….(не ходить) Не имей сто рублей, а имей сто…..(друзей) «Домино» Дети получают бумажные полоски, на которых написаны начало и конец пословицы. Ваша задача – как можно быстрее восстановить пословицы. Начало пословицы. Если хлеба ни куска, … Хлеб- соль дружбу водит, … Хлеб да вода - ….. Сколько ни думай, а лучше…. Пот на спине, ….. Окончание пословицы. …..хлеба не придумаешь. …..так и хлеб на столе. …..а ссору выводит. ….молодецкая еда. …. так и в тереме тоска. «Вспомни пословицу» Вам необходимо восстановить пословицу по двум словам из неё. 1.Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров.) 2.Дело – мастер (Дело мастера боится) 3.Дело – безделье. (Маленькое дело лучше большого безделья) 4.Дело – потеха. (Делу – время, потехе – час.) 5.Язык – дело.(Не спеши языком, торопись делом) 6.Тише – дальше. (Тише едешь – дальше будешь) «Замени пословицами» Ребятам предлагаются предложения, смысл которых необходимо заменить пословицей или поговоркой.
Учись всю жизнь. (Век живи, век учись) Не болтай. (Держи язык за зубами) Не торопись, делай всё аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь) Держи слово (Не давши слова, крепись, а давши- держись) Не ссорься. (Ссора до добра не доведёт) Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело- гуляй смело.) «Скрытый смысл» Нужно объяснить значение предложенных пословиц и поговорок. 1.Заблудился в трёх соснах (Не суметь разобраться в чём – нибудь простом, несложном; не суметь найти выход из небольшого затруднения.) 2.Обещанного три года ждут. (говорят в шутку, когда не верят в чьи- то обещания или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределённое время) 3.Жить в четырёх стенах. (Жить, не общаясь ни с кем. Пребывая в одиночестве, не выходя из дома) 4.Старый друг лучше новых двух. (Говорят, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга) 5.Одна голова хорошо, а две лучше. (Говорят, когда при решении вопроса обращаются за советом к кому- нибудь, когда решают вопрос вместе) 6.Двум смертям не бывать, а одной не миновать. (Так говорят, когда решают сделать что-либо, связанное с риском, опасностью, и в то же время надеются, что опасности все- таки удастся избежать. Неизбежное всё равно случится, рискуешь ты или нет.) «На разных языках Сравните китайские и русские пословицы, найдите пословицы, выражающие один и тот же смысл. Китайские пословицы. 1.Торопливым людям не хватает мудрости. 2. Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья. 3. Написанное на бумаге и боги не сотрут. 4. Зонт готовь, когда ясная погода. 5.Слабого обижает, а сильного боится. 6. Двумя руками трудно ухватить двух угрей. Русские пословицы. А) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Б) Молодец против овец, а против молодца сам овца. В) Готовь сани летом, а телегу зимой. Г) Что написано пером, того не вырубишь топором. Д) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Е) Поспешишь – людей насмешишь. Ответы: 1-Е, 2-Д, 3-Г, 4- В, 5-Б, 6-А IV итог Молодцы ребята, вы хорошо постарались и каждый из вас получил новые знания о пословицах и поговорках, а значит, стал умнее и смог лучше узнать культуру русского народа.