Оборудование: Изображение разных бабочек; Стихотворения; Карточки со словами; Этапы рисования бабочки.
Ход занятия:
1. Организационные моменты;
2. Сообщение темы и цели занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Отгадайте загадку, и вы узнаете кого мы будем сегодня рисовать:
Спал цветок
И вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Воспитатель: Все вы видели летом красивых бабочек.
- А как вы думаете, на что они похожи? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, они похожи на красивые цветы, а сейчас послушайте сказку про гномиков, которые очень любят бабочек.
Гномики очень любили наблюдать летом за бабочками. Они были такие красивые и напоминали цветы. Но с наступлением осени они пропали. И тогда гномики решили нарисовать бабочек, чтобы долгой зимой они напоминали о лете. Когда работа была закончена, гномики словно очутились в летнем саду. Бабочки с волшебных картинок вспорхнули и кружились над гномами. Лето закончилось, но волшебство летних дней осталось и в морозные дни. Когда гномам было грустно, они доставали свои картинки и долго любовались ими.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы будете рисовать бабочек новым способом – «МОНОТИПИЯ»! Количество оттенков красок может быть любым в монотипии, оттиск отличается от обычного живописного произведения только своей специфической фактурой, мягкими краями пятен, как бы расплывчатостью их очертаний.
Воспитатель: А для того, чтобы нам нарисовать наших бабочек – необходимо вспомнить: Каких бабочек мы знаем? (ответы детей - лимонница, крапивница, капустница).
Воспитатель: Раньше всех вылетает яркая желтая бабочка – ЛИМОННИЦА (карточка 1). Она живёт дольше всех – 10 месяцев: рождается летом, зимует, весной откладывает яички и умирает.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что будет дальше? (ответы детей - появится гусеница, которая превратится в куколку, а из куколки вновь вылетит красивая бабочка).
Воспитатель: А как называется бабочка, которая в середине лета порхает над капустными грядками? (ответ детей - капустница – карточка 2)
Воспитатель: А как вы думаете, какого цвета эта бабочка? (ответ детей - белая).
Воспитатель: Послушайте дети маленькое стихотворение и повторим несколько раз:
Белыми крыльями машет капустница.
Только поднимется – Тут же опустится.
Носиком водит По краю ромашки:
Мѐд или чай В этой беленькой чашке. Г. Глушнев
Воспитатель показывает 3 карточку: А кто знает, что это за бабочка? (ответ детей - крапивница)
Воспитатель: Как вы думаете, чем она отличается от лимонницы и капустницы? (ответы детей - у неё есть узоры на крыльях).
Воспитатель: Да, у бабочки крапивницы красные крылышки с чѐрными и жѐлтыми пятнышками по краям. Бабочки всегда красивы, как – будто собрались на бал.
Воспитатель: Ребята, а кто рисует эти узоры? (ответ детей - природа). Воспитатель: Сколько крыльев у бабочки? (ответ детей - четыре)
Воспитатель: Обратите внимание: два одинаковых больших крылышка вверху и два одинаковых поменьше внизу. Если провести вдоль туловища бабочки границу, то бабочка будет разделена на две одинаковые части (воспитатель показывает вырезанную из бумаги бабочку, проводит границу вдоль туловища).
Воспитатель: Теперь, если наложить одну половину на другую, крылья одной в точности совпадут с крыльями другой половины. Так действует закон симметрии (карточка со словом). Линия, которая делит предмет пополам, называется осью симметрии. Сам предмет будет назван симметричным.
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть. Я вам даю картинку бабочки, а вы по очереди, будете, ласково называть бабочку, не повторяясь: - Яркая, красавица, нежная, пестрая, труженица, красотка, разноцветная и т.д. Воспитатель: А сейчас подвижная игра: Бабочки летают. Предлагаю расправить крылья(крылья – это руки детей) и полетать как бабочки. Дети бегают по кругу, подлетая к цветам, как бы их нюхая. А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы внимательно слушайте и делайте движения по тексту: Утром бабочка проснулась Потянулась, улыбнулась. Раз — росой она умылась, Два — изящно покружилась, Три — нагнулась и присела, На четыре — улетела.
Воспитатель: А сейчас пофантазируйте и нарисуйте бабочку в красивом, ярком, нарядном платье.
3. Творческая работа.
Этапы:
1. Согните лист пополам.
2. На одной половинке сделайте красками разноцветное пятно в форме бабочки акварелью.
3. Быстро сложите лист и прижмите, а когда раскроете, то у вас получится отпечаток. Пятно приобретает выразительную фактуру. Мы с вами на занятии сделаем несколько бабочек в этой технике, а на следующем занятии выберем лучшую бабочку и нарисуем узоры на крыльях.
4. Итог занятия.
Воспитатель: Какая бабочка получилась самой интересной, необычной, аккуратной? Почему?
Обобщение темы занятия:
Воспитатель: Что нового узнали? (ответ детей - познакомились с симметрией). Какие предметы считаются симметричными? Что такое ось симметрии? Какой способ изображения использовали? Что нового узнали о бабочках? Почему бабочку нельзя брать в руки? Кто рисует узоры бабочкам? (ответы детей)
Природа нам дарит много красивых вещей. Нам нужно уметь видеть и беречь эту красоту.