Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по изобразительной деятельности (аппликации) "Праздничный хоровод" в подготовительной к школе группе»
Конспект занятия по аппликации «Праздничный хоровод"
Цель: Учить детей вырезать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой.
Задачи:
-Развивать эстетическое восприятие.
-Воспитывать художественный вкус, любовь к фольклорным традициям.
- закрепить правила безопасного поведения ножницами; воспитывать уверенность в своих силах, аккуратность, усидчивость.
Предварительная работа: беседа, чтение стихов и просмотр иллюстраций о фольклорных традициях, народных играх, праздничных хороводах.
Материалы и оборудование: шаблоны с изображением человечков, салфетки, кисточки, клей, ножницы, иллюстрации, цветная бумага.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята, сегодня наш день будет посвящен танцам и не простым, а хороводным. Сейчас я Вам прочитаю стихотворение про этот танец.
Хоровод, хоровод,
Задушевный хоровод!
Как лебёдушка, по кругу
Дева каждая плывёт,
Словно павы величавы
И сияют красотой -
От мелодии душевной,
Так нетрудно быть такой.
От мелодии душевной
И берёзка поплывёт,
Девы статны, как царевны.
Славься русский Хоровод!
Сейчас я вас познакомлю с таким видом танца как хоровод.
Кто и когда первым на Руси завел хоровод — за давностью лет точно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века
А также карагод, танок, круг, улица. Множество названий любимого народом танца. По словарю Даля — это собрания сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина, самая заводная в округе. Балетмейстер и хоровик по призванию — песни заводила и придумывала новые танцевальные картины.
Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света — один из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст — с 12 лет, а где-то и позже. Главное — количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.
Танцы — занятие праздное, поэтому и хороводы водили в установленные сроки — и по поводу.
Весной заводили игру «Ручеек» — символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов — вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки — символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.
Ну а теперь предлагаю поиграть в хороводную игру под названием «Пузырь» ( правила игры: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь» .Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш).
Слова : Раздувайся пузырь
раздувайся большой
Оставайся такой
Да не лопайся
он летел, летел, летел
Да за веточку задел
ш-ш-ш. лопнул пузырь.
Отлично подвигались, теперь предлагаю потрудиться, присаживайтесь за столы и посмотрите на доску. Что вы на ней видите? (картинки с изображением хоровода на Руси).
Сегодня мы будем с вами вырезать из бумаги хоровод. Что нам для этого понадобится? (лист бумаги, ножницы, клей, кисть)
-Каким образом нужно сложить бумагу, чтобы получился такой хоровод (гармошкой)
-Расскажите и покажите, как сложить бумагу гармошкой. (Один ребенок демонстрирует, другие повторяют).
- теперь вам необходимо на эту гармошку наложить шаблон и обвести его простым карандашом, затем вырезать подол и ноги человечка, а после этого головы и руки.
Напомнить правила пользования ножницами.
Самостоятельная деятельность.
Выполнение работы детьми. Индивидуальная работа с затрудняющимися детьми
Ребята, что мы сегодня сделали на занятии? (беседовали о хороводе, играли в игру «Пузырь», вырезали человечков танцующих хоровод)
-Покажите, чья работа вам понравилась больше всех и почему.