Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «Фрукты».»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детей с ОНР на тему «Фрукты».
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с образованием числа 9 и навыками счёта в пределах 9;
- учить согласовывать существительное с числительным в роде и падеже.
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки счёта;
- развивать умение сравнивать дорожки по длине;
- развивать сравнительную степень прилагательного «самая длинная - короче - самая короткая»;
- развивать глазомер и логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать доброту, взаимопомощь.
Оборудование:наборное полотно;цветные изображения 9 яблок и 9 груш;корзинка; коробка под фрукты; мягкая игрушка – кукла Маша.
Раздаточный материал: карточки с двумя свободными полосками; подносы с цветными изображениями лимонов и апельсинов по 10 штук на каждого ребёнка.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Привлекаю внимание детей и обращаюсь к ним:
-Сегодня, ребята, к нам с минуты на минуту должен зайти гость.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: - Постойте минутку. Пойду, посмотрю, кто же к нам стучится? (Выхожу за дверь и заношу куклу Машу).
Маша: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Меня зовут Маша. К вам я пришла за помощью. Мишка меня прислал за продуктами к празднику «Осени». Вот и записка есть, чего и сколько нужно купить строго по счёту. Только вот беда - считать-то я не умею и не смогу правильно заказ выполнить. Эх, попадёт мне от Мишки!
Воспитатель: - Не переживай, Маша! Наши дети умеют считать и они тебе помогут. Поможем, ребята, Маше продукты купить? Скажите, где продаются продукты? (ответы детей) Тогда давайте отправимся в магазин.
2.Основная часть.
Воспитатель берёт детей за руку и ведёт «змейкой» в «магазин». Сажает за столы.
Воспитатель: Вот мы пришли в магазин. Доставай, Маша, записку. Сколько и чего надо купить?
Маша «достаёт» записку и читает: «Купить: первое - 9 яблок!»
Воспитатель: - А вот на «витрине» и яблоки.
Воспитатель: - Давайте сосчитаем, сколько яблок на прилавке магазина? Иди, Коля, сосчитай. (1,2,3,4,5,6,7,8- всего 8 яблок).
Воспитатель: - А нам нужно 9 яблок. Как же нам сделать так, чтобы было 9 яблок? Подумайте. (Добавить 1 яблоко) Выходи, Оксана, ты будешь продавцом. Где у нас фрукты лежат? Вот они. Бери и добавляй. Сколько нужно добавить, Арсений? (нужно добавить 1 яблоко).
Воспитатель: - Сколько стало яблок? Сколько добавили яблок? Как получилось 9 яблок? Молодцы!
Воспитатель обращается к Маше: А, ну-ка, Маша, давай посмотрим записку, что ещё нужно купить?
Маша «смотрит» в записку.
Воспитатель: - Мишка просил купить груши. А вот и ящик с грушами. Выходи, Оксана, выложи 8 груш. Выложи так, что бы каждая груша находилась под каждым яблоком. (Приглашаю ребёнка, который на наборном полотне выкладывает груши).
Воспитатель: - Сколько ты выложил груш? (ответ) Посмотри, пожалуйста, чего больше: яблок или груш? (ответ ребёнка) На сколько яблок больше, чем груш? (ответ ребёнка) Чего меньше: груш или яблок? (ответ ребёнка) На сколько груш меньше, чем яблок? (ответ ребёнка) Как сделать так, чтобы яблок и груш было поровну? (ответ ребёнка) Но нам нужно, чтобы было 9 груш. Что будем делать, отнимать или прибавлять? (ответ ребёнка)
Добавляем грушу и спрашиваю: - Сколько стало груш? (ответ детей)
Маша: - Ой, надо запомнить, что к 8 прибавить 1 будет 9.
Воспитатель: - Молодцы! Давайте немного отдохнём, а потом будем дальше помогать Маше.
3.Физкультминутка «Фрукты»
Будем мы варить компот. (Маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (Повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (Хлопать в ладоши)
4. Работа с раздаточным материалом.
Маша: - Ой, играете вы хорошо. Помогите мне ещё и апельсины и лимоны купить.
Воспитатель: - Ну-ка, скорее поможем Маше.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: - Ребята, положите перед собой карточку. Проведите указательным пальцем правой руки по верхней полоске. А теперь проведите также по нижней полоске. (Дети выполняют).
Воспитатель: - Теперь слушайте задание: выложите на верхнюю полоску 8 апельсинов. (Дети кладут 8 апельсинов) Сколько, Оксана, поставила апельсинов на верхнюю полоску? (ответ ребёнка) Слушайте дальше: на нижнюю полоску поставьте 9 лимонов. Поставьте так, чтобы каждый лимон был под каждым апельсином. (Дети выполняют)
Воспитатель:- Сколько, Коля, положил лимонов на нижнюю полоску? (ответ ребёнка) Чего больше: апельсинов или лимонов? (ответ ребёнка) Как сделать так, чтобы лимонов и апельсинов стало по 9? (ответ ребёнка)
Дети добавляют 1 апельсин.
Воспитатель: - Сколько стало апельсинов? (ответ детей) Что мы можем сказать про апельсины и лимоны? (ответ детей) Молодцы! (Обращается к Маше) Запомнила, Маша?
Маша: - Конечно! Спасибо, ребята! Теперь Мишка будет доволен. Я привезу с собой 9 яблок, 9 груш, 9 апельсинов и 9 лимонов. Теперь я знаю, как получается число 9. К 8 добавим 1, будет 9.
Воспитатель: - Вот, Маша, твоя корзинка с фруктами.
Маша: - За вашу помощь, ребята, хочу поиграть с вами в игру «Найди нужную дорожку».
5. Игра «Найди нужную дорожку».
Дети выходят на ковёр. Перед ними 3 дорожки разной длины: самая короткая – длиннее – самая длинная. Воспитатель даёт первое задание:
- Коля, встань возле самой короткой дорожки.
Второе задание:
- Оксана, встань возле самой длинной дорожки.
Третье задание:
- Арсений, встань возле дорожки, которая короче самой длинной.
Воспитатель даёт задание всем детям.
Воспитатель: - Молодцы, подойдите ко мне и слушайте следующее задание: нужно посадить Машу на ту дорожку, которую я назову. (Воспитатель даёт детям задание, дети их выполняют)
Маша: - Ну, мне пора. Спасибо вам, ребята. Понесу фрукты я Мишки домой. До свидания! Приходите к нам в гости.
6. Рефлексия.
- Интересное было занятие сегодня? Кто приходил к нам в гости? Сколько нужно прибавить к цифре 8, чтобы получилось 9?