Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группе тема: «На большом воздушном шаре»»
Конспект занятия по математике на тему
тема: «На большом воздушном шаре».
Цель: продолжать формировать у детей представления о массе. Дидактические задачи: способствовать расширению представлению у детей о массе предмета и способов ее измерения, сравнивать массу предметов (тяжелее – легче) путем взвешивания на ладонях и чашечных весах; закрепить знания о понятиях «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий». Развивающие задачи: содействовать развитию логического мышления, памяти, внимания; содействовать развитию умения ориентироваться на листе бумаги. Воспитательные задачи: создать условия для воспитания интереса к математике; условия для воспитания дружеских отношений между детьми; условия для воспитания стремления оказать помощь своим товарищам. Демонстрационный материал: ватман с изображением воздушного шара, пакет с кукурузными палочками и пакет с бананами, чашечные весы. Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат, прямоугольник и треугольник) для каждого ребенка, клей, кисточки для клея, салфетки. Оборудование: музыкальное сопровождение для физминутки, игрушки (слоник и обезьяна), игрушечный телефон, печенье.
Ход НОД
Вводно-организационная часть Воспитатель:(Приветствую, устанавливаю зрительный контакт, желаю всего доброго). Дети:(Психологическая готовность). Математическая разминка Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости придут Слон и Обезьяна. Они должны прибыть с минуты на минуту. Пока их нет, давайте с вами вспомним то, о чем говорили на прошлом занятии: 1. Что выше: дерево или куст? (дерево) 2. Верно! Что шире: река или море?(море) 3. Правильно! Что ниже: дом или собачья будка? (собачья будка) 4. Так! Как вы думаете, что длиннее: зима или лето? (Она равны, так как любое время года длится три месяца). 5. Совершенно верно! Что короче: поезд или машина? (машина) Расширение уже имеющихся представлений у детей Воспитатель: Молодцы! А теперь такой вопрос: что любят слоны и обезьяны? Дети: Обезьяны любят бананы, а слоны – орехи. Воспитатель: Правильно! Сегодня я зашла в магазин и купила нашим гостям угощение: так как НАШ Слон очень любит кукурузу, я взяла кукурузные палочки, а Обезьяне – бананы. Мне дали два совершенно одинаковых пакета. Скажите мне, как, не заглядывая внутрь, определить: где бананы, а где кукурузные палочки? (Предположения детей) Воспитатель: По размеру пакеты одинаковые, но есть свойства предметов, которые мы не можем увидеть. Возьмите пакеты: один в правую руку, другой – в левую (даю подержать каждому ребенку). Что теперь можете сказать? Дети: Один пакет тяжелее другого. Воспитатель: Теперь посмотрите в пакеты, возьмите их опять в руки и скажите, пакет с каким продуктом тяжелее? Дети: Пакет с бананами тяжелее. Практическая работа Воспитатель: Когда мы говорим «легче» или «тяжелее», то имеем в виду свойство предметов, которое называется «масса». Как вы думаете, ребята, какой прибор поможет нам проверить, правы мы с вами или нет, и сравнить предметы по массе? Дети: Весы. Воспитатель: Верно! Ставим наши пакеты на чашечные весы (ставлю пакеты на чашечные весы). Что мы видим? Дети: Чаша, на которой лежит пакет с бананами, ниже чаши с палочками. Воспитатель: Это значит, что масса бананов больше массы кукурузных палочек, т.е пакет с бананами оказался тяжелее пакета с палочками. Значит, мы с вами все правильно определили. Что-то задерживаются наши гости. Не случилось ли чего? (Раздается телефонный звонок. Имитирую разговор по телефону). Ребята, у Обезьянки и Слона действительно возникла проблема. Чтобы добраться до нас, они купили воздушный шар, но взлететь не могут. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Воспитатель: Наши зверята не могут взлететь, потому что их масса больше, чем может поднять воздушный шар. Максимальная масса, которую может поднять шар – 15кг. Значит, масса зверей больше, чем 15 кг. Давайте спросим у них, так ли это? (Имитирую телефонный разговор) Воспитатель: Ребята, вот как интересно! Обезьянка весит два ананаса, а Слон – 17 ананасов. Сколько же весит Слон и Обезьяна, если масса ананаса равна 1 кг? (Ответы детей) Воспитатель: Обезьяна весит 2 кг, а Слон – 17 кг. А сколько они весят вместе? Дети: 19 кг. Воспитатель: Верно! Значит мы определили правильно: масса зверей превышает 15 кг. Динамическая пауза Воспитатель: Ребята, давайте построим нашим зверям воздушный шар, который сможет их поднять. Но сделаем это после того, как немного отдохнем. Выходим все на ковер. Дети: Ура! (Провожу музыкальную физминутку) Практическая работа Воспитатель: Молодцы, теперь присаживайтесь за столы на свои места – мы будет строить с вами воздушный шар. Перед вами лежат геометрические фигуры. Скажите, какие? Дети: Квадрат, прямоугольник, треугольник и круг. Воспитатель: Совершенно верно! (Показываю ватман с рисунком) У меня на плакате изображен воздушный шар, состоящий как раз из этих фигур. Необходимо правильно приклеить ваши фигуры в подходящие по форме контуры. Вам все ясно? Дети: Да! Воспитатель: Не забывайте, что за столами сидим ровно, спинки держим прямо, грудью о стол не опираемся, клеем пользуемся аккуратно. (Дети приступают к работе. Помогаю в случае затруднения). Заключительная часть Воспитатель: Ура, наш воздушный шар готов! Ребята, обратите внимание, какое число изображено на этом шаре? Дети: 20. Воспитатель: Правильно, это означает, что шар может поднять массу, равную 20 кг. Смогут ли наши зверята на нем подняться? Дети: Да. Воспитатель: Верно, потому что 19кг Дети: С помощью весов. Воспитатель: Масса какого пакета была больше: с бананами или с палочками? Дети: С бананами. Воспитатель: А по размеру пакеты были одинаковые или разные? Дети: Одинаковые. Воспитатель: Правильно, молодцы! А вот и наши гости! (достаю игрушки слона и обезьяны). Посмотрите, они привезли нам гостинцы – печенье. (Обращаюсь к игрушкам) А мы тоже вам приготовили угощение. Давайте все вместе пить чай! Дети: Давайте! Воспитатель: Тогда отправляемся мыть руки.