Виды деятельности: познавательно-исследовательская.
Возраст детей: дошкольники 5-6 лет
Оборудование: 2 емкости с водой, салфетки по количеству детей, картофель в виде лодки, ватные палочки, лимонный сок, листы белой бумаги А5на каждого ребенка, йод, магниты в коробке на каждого ребенка, монеты , контейнер с манной крупой, большой конверт с запиской, 5 конвертов с заданиями и цифрами ( 1.2.3.4,5) и частями пазла черепахи, коробка, два апельсина ( один в кожуре а другой без кожуры), карандаши по количеству детей, игрушка черепаха.
Методические приемы и технологии:
Игровые, наглядные, словесные , эксперименты.
Организация детей на образовательной деятельности: столы с оборудованием для опытов.
Ход занятия
Вводная часть ( мотивационная)
Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? (ответы детей).
Воспитатель: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в коробку и оставила на столе. Давайте подойдем к столу, и я вам все покажу.
(Подходим к столу)
Воспитатель: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать? (вместо коробки находят большой конверт с запиской, а в нем 5 маленьких конвертов). Вместо подарков лежит конверт ( читает записку):
« Это я спрятал ваши подарки, но для того чтобы их вернуть, вы должны выполнить все мои задания. А задания непростые это будут волшебные эксперименты. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображен тот кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете кто я»
Подпись «Ваш друг..»
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только перед тем, как открыть первый конверт. вспомним правила безопасности:
( читает инструкцию)
« Можно:
думать, слушать, смотреть;
трогать и нюхать только с разрешения взрослого;
осторожно обращаться с приборами их можно не только разбить, но и пораниться.
Нельзя:
во время эксперимента кричать, толкаться, брать предметы без разрешения взрослого.»
Основная часть.
Воспитатель: Открываем конверт
«В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять»
«Определи емкость с соленой водой»
Перед нами ёмкости с водой. В одной емкости вода соленая. Пробовать на вкус нельзя. Как найти солёную воду? Нам нужно вспомнить свойства соленой воды (ответы детей) Давайте попробуем пустить на воду эти кораблики (половинки картофелин с парусом) … Что произошло? В какой ёмкости вода солёная?
Вывод: солёная вода лучше удерживает предметы на поверхности.
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием?
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт
«Однажды я путешествовала по пустыне и потеряла монетки. Помогите мне их найти. Но при этом не опускать рук в контейнер.»
.Подходят к столу с песком
Воспитатель: Ребята, как можно найти монетки?( предположения детей)
Воспитатель: Но у нас ничего нет. (дети находят коробку, в ней лежат магниты)
Воспитатель: Что это? Для чего нужен магнит? (ответы детей)
Воспитатель: Магнит – это предмет.
Который магнитным полем обладает.
Сил у него на многое хватает.
Чем крупнее магнит, тем шире его поле
И больше предметов он притянет по неволе.
Воспитатель: Правильно, магнит притягивает железо. Монеты железные.. Мы сможем магнитом достать их?
Дети: Да
Опыт: Дети проводят магнитами над манкой и собирают сундуки.
Вывод: Магнит может притягивать железо на расстоянии.
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт
«Однажды я путешествовала по пустыне и потерял монетки. Помогите мне их найти. Но при этом не опускать рук в контейнер.»
На столе стоит контейнер с песком (пустыня). В песке спрятаны монеты.
Воспитатель: Ребята, как можно найти монеты?( предположения детей)
Воспитатель: Но у нас ничего нет. (дети находят коробку, в ней лежат магниты)
Воспитатель: Что это? Для чего нужен магнит? (ответы детей)
Воспитатель: Магнит – это предмет.
Который магнитным полем обладает.
Сил у него на многое хватает.
Чем крупнее магнит, тем шире его поле
И больше предметов он притянет по неволе.
Воспитатель: Правильно, магнит притягивает железо. Монеты железные.. Мы сможем магнитом достать их?
Дети: Да
Опыт: Дети проводят магнитами над песком и собирают монеты.
Вывод: Магнит может притягивать железо на расстоянии.
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт Эксперимент "Поиск воздуха" (Опыт проводит воспитатель)
Через нос проходит в грудь
- Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Вывод: воздух находится везде, даже в пустых емкостях.
Дыхательная гимнастика с бутылочками с пенопластиковыми шариками. У каждого ребенка пластиковая бутылочка, наполненная пенопластовыми шариками, в пробке - отверстие, в которое вставлена трубочка.
Предложить детям доказать с помощью трубочек для коктейля, что воздух имеет определенную силу и может поднимать небольшие предметы. Дети дуют в бутылку через трубочку, пенопласт в бутылке поднимается и кружится.
Вывод: воздух имеет силу и может поднимать и передвигать небольшие предметы.
Вопрос 1: « Апельсин тонет в воде или нет?» ( дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись)
Воспитатель: Для выяснения истины проведем эксперимент.
Опыт: Возьмем стеклянный сосуд (банку), наполненный водой, и погрузим в него апельсин.
Воспитатель: Что делает апельсин? ( ответы детей).
Затем очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в сосуд с водой. Он утонет.
Воспитатель: В чем же тут дело? (мнение детей)
(выясняем, что все дело, вероятно в кожуре апельсина и ее свойствах).
Воспитатель: Давайте рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. А сейчас, скажите: для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать? ( ответы детей)
Вывод: Кожура у апельсина – это то же самое, что и жилет для человека. И в дырочках его кожуры находится воздух как в спасательном жилете.
Воспитатель: Что мы доказали? (что апельсин без кожуры тонет, а в кожуре плавает). Держите подсказку.( отдает конверт)
Воспитатель: Задания все закончились. Открывайте конверты и попробуйте вместе собрать картинку.
Дети собирают пазлы в картинку. Это изображение игрушки .
Воспитатель: Дети, кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это тот, кто спрятал ваши подарки. Посмотрите, в группе есть черепашка? (дети говорят, что наша Дуся находится в спальне)
Подходим к игрушке и находим коробку с подарками.. Возвращаемся в группу.
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, мы нашли, кто спрятал подарки?( ответы детей)
Что вам, ребята, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)
А какое задание вам больше всего понравилось выполнять? (ответы детей)