kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Казачьи посиделки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия в ДОУ на внедрение регионального компонента 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Казачьи посиделки"»


Конспект занятия на тему «Казачьи посиделки в курене».


Цель:

- Знакомить детей с жизнью, бытом и казачества;

Задачи:

-Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

- Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям .


Ход занятия:

Под казачью мелодию дети входят в музыкальный зал в одежде казачат. Их встречает казачка-воспитатель:

Казачка – Давайте с вами поздороваемся, как здоровались казаки: «Здорово ночевали!

Дети: «Слава богу!»


Казачка:– Проходите, присаживайтесь, гости дорогие!

- Мы живем с вами в замечательном, героическом казачьем крае и поговорим мы о жизни казачьей.


Казачка – Ребята, а вы знаете на какой земле вы живете? (ответы детей)

А вы казаки? Можно ли вас так назвать?

А знаете ли вы ребята,  кто такие казаки?

Дети :  Казаки свободные , вольные люди.

Казачка: Давайте я вам расскажу рассказ о казаках. Давно, место, где мы с вами живем, наша Волгоградская область, называлось Диким полем. Сюда, спасаясь от преследования хозяев, и стали селиться казаки жили в близи  рек.

Казачка: - Казачата я хочу вам загадать загадку.

Загадка

Лес на берегах стоит

Под мостом она бежит ,

И течет вода куда-то

Догадались вы ребята?

У молчу ответ пока,

Под мостом бежит …..

- Правильно это река.  Какая главная река в нашем Донском крае?

Дети:  Река называется Дон.

(показ иллюстрации реки Дон)



Хозяйка. Посмотрите – вот река Дон. А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

1 реб.  Река Дон большая, широкая,   она тянется далеко по всей нашей области.

2 реб. По реке Дон ходят корабли, теплоходы.

3 реб. По берегам реки расположены села, города.

Казачка: Издавна были крепки  казачьи семьи. Они селились на берегах реки Дон.  И сильны они были тем, что каждый в семье имела свои обязанности.

Казачка: А вы знаете казачата, какие обязанности имели казаки ?

 Кто охраняет любимую Родину?( любимую Родину охраняет казаки)

Кто ведёт домашнее хозяйство?( домашнее хозяйство ведет казачка)

Кто пашет и засевает широкие донские поля?( пашет и засевает широкие донские поля  казак)

Кто поёт своим детям колыбельные песни? ((своим детям поет колыбельную песню мать -казачка )

Кто готовит вкусный казачий борщ?( вкусный казачий борщ готовит казачка)

Кто ухаживает за лошадьми?( ухаживает за лошадьми казак)

Кто печёт вкусный каравай?(   печет вкусный казачий каравай хозяйка - казачка)

А что делали казачата ? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)

- Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин!  С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой



С казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)


Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

Казачка: А сейчас поговорим о казачьей избе. Казачьи, да и все русские избы были построены из дерева, т. к. лесов в России много (показ презентации ).

Рубили их с помощью топора из толстых бревен. Казачьи избы называли куренями. Расположение комнат в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Внутри куреня насчитывалось не меньше трех комнат : стряпная, спальня,

чистая или зала. Стены делали из нетолстых бревен, обмазывали снаружи и внутри глиной. Пол был земляной, для этого насыпался ровный слой глины и утрамбовывался, каждый год пол смазывался смесью - глины и коровьего

помета. Вначале крылись курени чаканом - камышом, лубом или тесом, а позже железом. Вокруг дома шел небольшой балкончик - балясник. Для отопления зимой и приготовления пищи делали печь-каменку. Труб и

дымоходов печь не имела. Для выхода над печью делалось отверстие - волоковое окно. Помимо волокового окна в курене было еще одно-два окна.

Но стекло было большой редкостью, окна затягивались бычьими пузырями.

Казачка:

Казаки - люди гостеприимные. Всегда рады гостям. И сегодня мы тоже приготовим угощение. А вот кто нам в этом поможет, отгадайте.

3. Загадывание загадки.

Наша барыня - сударыня

Шаста и бела,

Щи да каши наварила

Пирогов нам напекла

(печь – каменка).


Казачка:

Без печки курень - не курень

В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать.

Ну и какие посиделки без песен. А не спеть ли нам песню казачата?

Песня « Мы ребята - казачата !».

А сейчас время поиграть .





Ребенок: А горелки как? горелки!
Ах, горелки хороши!

Словом, посиделки,
Были праздником души.


Игра "Гори, гори ясно!"

Казачка: Хорошо играли, от души.

Ребята, а какие пословицы вы знаете о казаках ?

  • Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

  • Казачья смелость порушит любую крепость.

  • Кто пули боится, тот в казаки не годится.

  • Смекалка во всяком деле казака выручает

  • Казачьему роду нет переводу.

  • Чти родителей своих.

  • По главному казаку и семья ценилась.

  • Жизнь сладка, где семья крепка.


  Казаки не только занимались хозяйством , семьями, они любили свою Родину и защищали её когда на русские земли нападали враги.

- Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

1 реб. Казаки были сильные  люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня,  и воевал до победы.

2 реб. Казак смелый, отважный  воин: воевал на коне с винтовкой через плечо .

3 реб. Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку,  лошадь.


Казачка: А какая главная казачья заповедь?


Дети:  «Люби Россию, ибо она твоя мать»

- А кто главный  у казаков?


Дети: Главный  у казаков Атаман.


Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Казачка: Молодцы казачата! Посмотрите , что  это за казачий экспонат ? Нагайка ( повторить 2 раза детям)

- Для чего служила  нагайка казакам ?


Дети : Нагайка — короткая плеть, служила  оружием.

- Я предлагаю поиграть  в игру «Передай нагайку».

Игра «Передай нагайку»

Дети стоят в кругу по цепочке передают нагайку под музыку , по команде воспитателя: Стоп!  в руках которого оказалась к этому времени нагайка, отвечает на вопрос.

- Как называли предводителя войска казаков? - Атаман.

- Как назывался казачий населенный пункт? - Станица.

- Как называется казачья шапка? - Папаха.

- Какое оружие было у казаков? - Шашка.

- Как называется казачий дом? - Хата, курень


- Из чего поили чаем гостей ? Самовара.

- Воду приносили из чего ? Колодец.

-Лучший друг казака (конь).
-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).
- В чем готовили казачки еду? (чугунках)
-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печка)

Любимое угощенье казачат (пряник).


Казачка: Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках.

  Шутки, прибаутки, веселье!

                   А у меня есть вкусное угощение.

                   Пироги капустные

                   Очень даже вкусные.

«Не красна изба углами, а красна пирогами»  (пословица)

(Казачка: выносит на подносе пироги).

Берите, не стесняйтесь,

Пирогами угощайтесь!


Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.

  Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.

          За учение уму – разуму.

          А нам пора с вашего двора.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия "Казачьи посиделки"

Автор: Казанцева Ирина Юрьевна

Дата: 30.05.2023

Номер свидетельства: 632764


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства