Просмотр содержимого документа
«Конспект «В поисках Королевы Кисточки» Дополнительная общеобразовательная программа «Изодеятельность»»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «КИНЕШЕМСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Конспект с элементами нетрадиционного рисования для детей младшей группы «В поисках Королевы Кисточки»
Дополнительная общеобразовательная программа «Изодеятельность»
Автор-составитель:
Соломина С.Ю.
Педагог дополнительного образования
г. Кинешма, 2023г.
Форма проведения мероприятия
кружок
Целевая группа
дошкольники
Цель и задачи занятия
Задачи:
Обучающие:
• упражнять в технике рисования картонными втулками, создавая изображение путём использования пятен как средства выразительности;
• закреплять умение работать поролоновыми штампами при закрашивании листа бумаги;
• закреплять знания и представления о цвете, умение добиваться яркости изображения деталей;
• продолжать знакомить с техникой рисования пипетками; формировать умение равномерно закрашивать ватный диск при помощи окрашенной воды и пипетки; учить при рисовании правильно держать пипетку;
• учить технике рисования картонными втулками, создавая изображение путём использования пятен как средства выразительности;
• учить ориентироваться на листе бумаги; рисовать с помощью штампов из картофеля; располагать отпечатки рядом друг с другом и радоваться своим рисункам и рисункам товарищей.
Развивающие:
• развивать цветовое восприятие и зрительно - двигательную координацию, чувство композиции и колорита; внимание, речь, память, творческое мышление, воображение и восприятие, координацию рук;
Воспитывающие:
• воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке;
• воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоуважения при коллективном рисовании.
• воспитывать аккуратность в работе.
Время проведения
40 минут
Необходимое оборудование
мультимедийный проектор, презентация для экранизации отдельных фрагментов занятия с использованием аудиозаписей: В. Шаинский, Э. Успенский «Дети любят рисовать»; «Передай друг другу» (хорватская мелодия); «Грибочки» (автор неизвестен); «Ветер» (Белый шум исследований)
Условия проведения
Общее групповое мероприятие.
А.В. Белошинская., О.Г. Жукова, «Волшебные краски», 3-5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008 год
Г.Н. Давыдова, «нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1 Скрипторий 2003год
.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей возле себя
Воспитатель:
-Ребята, вы хотите отправиться со мной в интересное путешествие?
-Вы правильно сделали, что надели нарукавники. А для чего вы это сделали? (будем рисовать).
- Присаживайтесь за столы. У меня для вас есть сюрприз.
(Замечает на столе «волшебный» листок, на котором свечой нарисована Королева Кисточка).
-А это что листок? (осматривает со всех сторон).
-Ребята, вы не видели, кто его сюда положил?
- На нем ничего не нарисовано (рассматривает его, дает рассмотреть детям, чтобы они убедились, что на нем ничего не нарисовано). Ничего не понимаю!
-Что же нам делать с этим листочком? (рассуждения и предложения детей). А давайте попробуем его раскрасить. У нас на столах лежит поролоновые штампы и краска. Вы уже знаете, как им раскрашивать. Я напомню. Посмотрите, как я это буду делать.
-Беру кусочек поролона, обмакиваю его в краску и провожу полоску сверху вниз.
-Вы поможете мне? Мы этот листочек будем передавать друг другу. Так будет веселей!
Берите поролоновые штампы, обмакивайте их в краску и начинаем раскрашивать!
Дети с воспитателем под музыку «Передай» поролоном по очереди, передавая друг другу, раскрашивают листок, на котором проявляется рисунок кисточки.
Воспитатель:
-Ой, дети! Кого вы видите? (кисточку). Да! Эта наша Королева Кисточка!
Воспитатель:
-Ребятки, слышите, кажется Кисточка нам что-то говорит.
Аудиозапись со словами Кисточки
Кисточка (аудиозапись):
-Дорогие мои друзья! Со мной приключилась беда! Я хотела научить одного мальчика рисовать. Но он совершенно не умел со мной обращаться! Мои глазки все время этот мальчишка замазывал мне краской! Нажимал на меня так, что мои ворсинки торчали в разные стороны. Он злился на меня, а потом взял и выкинул в окно. Сильный ветер подхватил меня и унес. И теперь я не знаю, где нахожусь. Помогите! Найдите меня!
Воспитатель:
-Ребята, какой ужас! Вам жаль Королеву Кисточку? Почему? (рассуждения детей).
-Все правильно! Кисточка учит нас рисовать! Поможем Кисточке? Тогда собираемся и в путь. А чемоданчик я, пожалуй, возьму с собой. Может по дороге я поделюсь с вами моим секретом.
Дети выходят из-за столов и собираются около воспитателя.
Воспитатель:
-Ребята, а куда же мы пойдем? Где будем искать Кисточку? (выслушивает ответы детей).
-А вы помните, кто ее унес? (ветер).
-Может он нам и поможет? Давайте его позовем!
Дети с воспитателем читают стихотворение, сопровождая движениями.
Ветерочек – ветерок! (поднимают руки вверх)
Дуешь с юга на восток. (покачивают руками из стороны в сторону в верху)
В море волны гонишь. (покачивают руками вверх - вниз)
В поле травку клонишь. (покачивают руками из стороны в сторону внизу)
Ветерок, нас закружи,
И дорогу укажи.
Где нам Кисточку искать?
Чтоб смогли мы рисовать!
Слышится шум ветра (можно видео на экране).
Воспитатель с детьми кружатся.
Останавливаются у дорожки со следами. В начале следы видны, а потом исчезают.
Воспитатель:
-Посмотрите, тропинка. Следы какие – то.
-А вы знаете, чьи эти следы? (ответы детей). Правильно. Это следы Зайчика. Значит, он где-то неподалеку. (Грустно) Но мы не сможем по этим следам дойти до Зайчика. Почему? (дальше нет следов)
На бревнышке лежат картофельные штампы. и краска.
Воспитатель:
-Я что-то придумала! Вот вам и сюрприз!
- Посмотрите, что это? (картофель).
- Оказывается картофелем тоже можно рисовать, оставлять следы на бумаге.
-Хотите я вас научу?
-Посмотрите на следы Зайчика. Две лапки большие. Вот, посмотрите на следы. (показывает на «тропинке»).
-А две – маленькие. (показывает на «тропинке»).
-И на одной половинке картофеля – большой штамп (показывает). Какие следы им мы будем печатать? (большие). А на другой половинке… какой штамп? (маленький),
-Я хочу показать, как можно печатать картофелем.
Воспитатель показывает прием нетрадиционной техники - печатание картофелем. Договариваются кто какие (большие или маленькие) будет рисовать.
-Выбирайте себе картофельные штампы.
Под музыку «Дети любят рисовать» дети печатают «следы»
На экране появляется зайчик.
Воспитатель:
-А вот и зайчик! Здравствуй, Зайчик!
Зайчик:
-Здравствуйте, ребята!
Воспитатель:
-Подскажи, пожалуйста, где нам Кисточку найти?
Зайчик (с экрана):
- А зачем вам Кисточка? (тоскливо)Мир давно уже раскрашен. Только я этой красоты не вижу. Всего боюсь, от всех прячусь.
Воспитатель:
- Зайка, а давай мы тебе расскажем, какой мир - яркий, разноцветный! Дети, расскажите Зайке, какие цвета вы знаете! (Дети называют цвета).
Воспитатель:
- А еще мы нарисуем тебе цветочную полянку. И зимой, и летом она будет яркой, светлой, радостной, и ты – Зайка, будешь радоваться разноцветному миру.
- Есть у меня для вас еще один сюрприз.
Воспитатель подводит детей к столам, на которых лежат трубки и втулки из гофрированного картона, по большому листу – «полянка», краски 3-х цветов.
-Ребята, это трубки (показывает) и втулки (показывает) из картона. На втулке внизу бахрома. Повторите, пожалуйста, это что? (показывает трубку). А это? (втулка).
-Молодцы!Запомнили?
-Посмотрите внимательно. Я обмакиваю трубку в краску и оставляю отпечаток на листе бумаги. На что похож отпечаток? (на цветы).
-А теперь я беру втулку и тоже оставляю отпечаток. Посмотрите, что получается.
Воспитатель показывает прием нетрадиционной техники – скрученным в трубку гофрированным картоном, втулками .
Под музыку «Дети любят рисовать» дети печатают «цветы на поляне»
Зайчик:
- Спасибо вам, ребята! Как я счастлив, что увидел так много ярких цветов! Но Кисточки у меня нет. А вы сходите к Белочке. Спросите у нее. Вон там она, в дупле.
Воспитатель:
-Спасибо, зайчик! До свидания!
-Мы немножко отдохнем, дальше к Белочке пойдем.
Игра «Белочка» (2 раза)
Скачет белка-шалунишка,
Собирает в лесу шишки, (прыжки из стороны в сторону)
А потом на землю прыг
И отыщет боровик. (подпрыгнуть и присесть)
По окончании игры дети с воспитателем оказываются возле дуба. В дупле – белка.
Воспитатель:
-Здравствуй, Белочка! Иди ко мне! (воспитатель берет Белочку – перчаточную куклу). Ты, случайно, не встречала нашу Кисточку?
Белочка (воспитатель):
-Здравствуйте, ребята! Нет не видела. Да и зачем она мне! Вон какой у меня хвост! Чем не кисточка? Но хорошо, что вы пришли. Мне нужна ваша помощь! Не успела я на зиму грибочков насушить. А мне без них никак не обойтись! Поможете?
Воспитатель (к детям):
-Поможем? Грибочки я с собой прихватила (достает из чемоданчика заготовки грибов: вырезанные из картона силуэты грибов; на шляпки приклеены ватные диски, на ножке внизу дырочки).
Воспитатель:
- Работа предстоит трудная, но интересная! Для того, чтобы у нас все получилось, необходимо наши ручки укрепить. Посмотрите, сколько под елкой шишек! Они нам и помогут. Берите по одной шишке. Встаньте, как вам удобно.
Массаж рук «Шишка»
Шишку я в руке держу
То сожму, то разожму
Поиграю с нею –
Ладони разогрею.
Я сожму рукой одной,
И еще сильней другой.
Буду шишки я сжимать,
Буду руки укреплять.
Воспитатель:
-Ну, что, ручки довольны? А вот чем мы будем рисовать, сейчас покажу. Интересно узнать? (достает из чемодана пипетки и коричневые и оранжевые краски). Сейчас я вам напомню, как рисовать этим предметом. А кто-нибудь из вас знает, что это за предмет? (ответы детей) Пипетка.
Педагог напоминает детям, как устроена пипетка: «У пипетки есть колпачок (показывает) и колбочка (показывает). Воспитатель показывает и рассказывает, как работать пипеткой: сжимаем колпачок и опускаем пипетку в краску, разжимаем колпачок краска набирается в колбу; слегка сжимаем колпачок и краска выливается на поверхность шляпки. Так проделываем несколько раз до тех пор, пока шляпка не будет закрашена.
Воспитатель:
-А теперь возьмите пипетки и попробуем вместе со мной. Сжимаем пальчиками колпачок (контролирует, как дети сжали колпачок) и, осторожно колбочку опускаем в краску (контролирует процесс).
-Теперь пальчики разжимаем, но колпачок из рук не выпускаем. Появилась у вас в колбочках краска? Значит вы все сделали правильно.
-Достаем пипетку из краски и начинаем раскрашивать шляпку гриба.
Воспитатель приглашает детей подойти к столам. Дети берут грибочки.
Под музыку «Грибочки» дети раскрашивают грибы.
Воспитатель:
-Я предлагаю надеть грибочки на веревочку и повесить на дереве. Пусть сушатся.
Дети с воспитателем нанизывают грибы на веревочку и вешают на дерево.
-Вот какая гирлянда из грибов получилась!
Белочка:
-Спасибо вам, друзья! А вы идите прямо и попадете к мудрой сове. Она все знает. Только не шумите, чтобы ее не испугать. Ведь днем она спит.
Воспитатель:
-Спасибо, Белочка! Ребята, вы все поняли? Как мы будем дальше идти? (тихо, не шуметь). А еще все время прямо. Идите за мной.
Дети идут за воспитателем тихо, бесшумно. На экране появляется Сова.
Сова:
-Кто там? А… Это вы ребята из детского сада? Я вас узнала! Вы ищите Кисточку. Но сразу скажу - я ее не встречала.
Воспитатель:
-Здравствуй, тетушка Сова! А что за красавица с хвостиком на голове рядом с тобой? (показывает на кисточку)
Сова:
-А, да это какой-то предмет! Я и сама не знаю, для чего он. Пусть лежит, может пригодится.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, конечно же это наша Королева Кисточка!
-Мудрая сова, отдай нам ее, пожалуйста! Ребята, попросите Сову.
Сова:
-На самом деле я следила за вашим путешествием и поняла, что вы дружные, трудолюбивые дети! Умеете работать вместе, помогать друзьям. Я отдам вам Кисточку.
Воспитатель:
-Ребятки, вы подождите, а я пойду встречу Кисточку.
Воспитатель уходит за экран, переодевается.
На экране появляется Сова
Сова:
-Вы, ребятишки, молодцы! Нашли свою пропажу. Дружите с ней, не обижайте ее! Договорились?
Появляется воспитатель в костюме Кисточка с палитрой в руках.
Воспитатель в костюме Кисточки:
-А вот и я!
-Спасибо вам, ребята, что нашли меня!
Рефлексия
Воспитатель – Кисточка:
-Ребята! А расскажите, кто вам помог меня найти? (ответы детей).
-А чем вы рисовали, если меня рядом не было? (ответы детей).
-Молодцы!
-А я принесла вам в подарок эту волшебную палитру. Но прежде чем я вам ее подарю, расскажите, как правильно обращаться с нами, кисточками. (Дети рассказывают о правильном использовании кисти - не нажимать на нее сильно, рисовать аккуратно, мыть и вытирать кисть после работы).
-Моя палитра не простая, а волшебная! Видите, какие на не разноцветные колесики. Они научат вас смешивать краски. А я вам покажу, как их правильно смешивать.
-А, для того чтобы ваши глазки хорошо рассмотрели мой подарок я предлагаю с ними поиграть. Готовы?
Гимнастика для глаз
1.Упражнение «Жмурки»
Солнце светит нам в окошко,
Мы зажмурились немножко (сильно зажмурить глаза).
А теперь мы, как сова,
Открываем все глаза! (широко открыть глаза).
2.Упражнение «Вверх – вниз, вправо – влево»
Мне жучок на пальчик сел
И куда-то полетел. (смотрят внимательно на жучка на пальце у воспитателя)
Вверх летит и вниз летит. (2-3 раза).
Глазкам двигаться велит.
Вправо жук наш полетел (поворачивают глаза в сторону жука).
Потом влево захотел (поворачивают глаза в другую сторону за жуком).
Глазки отдохнут немножко,
Мы прикроем их ладошкой.
- Отдохнули ваши глазки?
-Со мной, ребята, пришли мои подружки – кисточки (показывает детям кисточки). А еще у меня для вас есть волшебные картинки (достает листочки, с нарисованными на них свечой разными предметами). Вы уже знаете, как их расколдовывать? Так давайте скорее узнаем, что нарисовано на листочках!