Просмотр содержимого документа
«Конспект-сценарий исторической викторины «От древней Руси до новой России»»
Конспект-сценарий
исторической викторины
«От древней Руси до новой России»
(с участием детей и родителей)
Задачи викторины:
1. Расширять и систематизировать знания детей об истории своей страны. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. Расширение знаний о защитниках отечества, о функциях армии.
2.Развивать умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни, стихотворения, монологи, диалоги о России.
3. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, чувство гордости за Родину, за наш народ.
Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа, своей страны
Праздник 4 ноября (День народного единства) - это достаточно молодой праздник, но посвящен он событию, произошедшему более 400лет назад в период Смутного времени. В этот день в 1612г. ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержало победу над польскими интервентами и освободило Москву. В честь победы над поляками день 4 ноября стал Днем Казанской Божьей матери. По преданиям, ополченцам удалось одержать победу именно благодаря ее заступничеству.
В СССР-7 ноября- День Октябрьской революции. В ходе вооруженного восстания большевики захватили Зимний дворец, арестовали членов Временного правительства и провозгласили власть Советов.
В 1996г. Президент России Борис Ельцин подписал указ « О Дне согласия и примирения». Суть праздника изменилась, он должен был стать Днем примирения и единения различных слоев российского общества.
1997г.- год 80- летия революции - был объявлен годом согласия и примирения.
В 2004г. Президентом России В.В. Путиным был подписан федеральный закон. Этот закон устанавливал новый праздник 4 ноября - «День народного единства». И этот праздник отмечается в нашей стране с 2005года.
Но не всегда наша страна называлась Россия.
-А кто знает, как называлась раньше Россия ?
-Правильно, давным – давно она называлась Русь и жизнь людей была совсем не такой, как сейчас.
-Дети, вам хотелось бы узнать, как люди жили раньше, чем занимались?
-Кто мне скажет, кто были нашими предками?
-Правильно, славяне.
Славяне означает славный, достойный народ, гордый , красивый, храбрый.
-А что означает слово « предки»?
-Предки - это люди, которые жили на этой земле много- много лет назад, где сейчас живем мы с вами. Свои жилища славяне строили на холмах.
-Как вы думаете, почему?
-Это было необходимо для самообороны. У славян было много врагов(печенеги и хазары). Враги опустошали земли и разоряли жилища, но славяне храбро оборонялись и строили новые жилища.
Обычно всегда рядом с жилищем должна протекать река.
-А кто догадался почему?
-Река-это водная преграда, помощь в обороне, необходима для питья, для хозяйственных нужд.
В старину было много непроходимых лесов. Часто селение славян со всех сторон окружал лес.
-Как вы думаете, нужен ли был лес славянам?
-Люди прятались там во время нападения врагов, лес был строительным материалом, из которого строили жилища, в лесу охотились, собирали ягоды и грибы.
Поселение славян стали называть деревней, потому что дома были из дерева. Конечно же, основным занятием славян было земледелие. Они вырубали деревья, выжигали корни, распахивали землю, сеяли зерна, из зерен мололи муку, из муки пекли хлеб.
А сейчас проведем игру.Я вам задаю вопросы и предлагаю 3 варианта ответа, а вы выбираете правильный вариант ответа.
1.У славян было принято обожествлять животных, они считали,что зверь наделен большой мудростью, именем зверя клялись, а нарушивший клятву был обречен на гибель в лесу. Что за зверь?
- Рысь. Росомаха. Медведь.
2.По поверьям славян это растение зацветает один раз в год, в ночь на Ивана – Купалу. Добыв этот цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать, не оглядываясь назад. Какое растение?
- Купавка. Марин корень. Папоротник.
3.Царь зеленых вод и рек обитает по поверьям славян в черной воде, в речных омутах. Обликом похож на лешего: лохматый, покрытый тиной старик с большим брюхом, длинной бородой и зелеными волосами. Как называли и называют этого духа?
-Водяной. Бродник. Банник.
4.Как я уже говорила основным занятием славян было земледелие, но также занимались рыболовством, охотой, ремеслами, бортничеством. Все эти занятия дошли до наших времен, но пожалуй, кроме бортничества. Что же такое бортничество?
- На сваях. Полностью в земле. До половины в земле.
6.Суровый климат заставлял славян обогревать свои избы. Потолок и стены всегда были закопченные, потому что избы наши предки топили по-черному. Что это значит?
- Дым выходил через окна и двери. Избы топили торфом. Дым выходил через отверствие в потолке.
7.Это растение отпугивает злых духов, защищает от сглаза, оно обязательно висело в доме на видном месте, чтобы черти не беспокоили, да и плохие люди обходили стороной.
- Лук. Чеснок. Репа.
8.Это растение было основным сырьем для изготовления всей одежды древних славян. Что это за растение?
- Лен. Хлопок. Шелк.
9.Эти люди развлекали, рассказывали истории о том, как устроен мир. Без них не обходились похороны, а свадьбы без них не свадьбы. Их очень уважали и с честью принимали. Кто это уважаемые люди? - Шуты. Гусляры. Певцы.
-Понравились вам вопросы?
-Вы молодцы, правильно отвечали.
А мы продолжаем
Славяне были храбрые воины, они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Кто же такие богатыри?/Богатырь- это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги./
-Каких вы знаете самых известных богатырей?
-Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Илья Муромец по праву считается главным среди богатырей русских. Он самый сильный, мудрый. Рассудительный. За ним всегда последнее слово, он идет на самые трудные дела.
Служение святой Руси,отстаивание ее чести и независимости,защита справедливости- вот смысл богатырских подвигов.
-Вспомните, ребята, с кем сразился Илья Муромец?
-С Соловьем–разбойником
-С кем дрался Добрыня Никитич?
-Со Змеем Горынычем
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Богатырь, он вот каков: Показывают «силача».
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял, Имитируют движения.
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал.
Подрастаем мы, смотри, Дети из положения сидя медленно поднимаются.
Станем, как богатыри!
КОНКУРС для детей с МЯЧАМИ.
КОНКУРС для родителей и детей «ПЕРЕТЯНИ КАНАТ»
А сейчас мы с вами от разговора о древней Руси перейдем к разговору о новой России.
-Ребята, как правильно называется наша страна?
-Россия или Российская Федерация
-А какая она наша страна?
-Большая, огромная, сильная
-Как называют жителей России?
-Россияне
-У каждой страны есть свои символы. Какие вы знаете символы России?
-Герб, гимн, флаг.
-Дети, а что такое гимн?
-Торжественная песня, исполняют и слушают стоя.
ИСПОЛНЕНИЕ первого куплета Гимна России
-Давайте вспомним, что изображено на гербе России?
-Орел держит на груди щит с изображением всадника
Не простая птица, а орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток,
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный.
-Кто такой всадник на белом коне?
-На щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.
-Какие цвета на флаге России и что они означают?
-Белый цвет-свобода, откровенность, благородство и мир. Синий цвет- верность, честность, постоянство. Красный цвет- мужество, смелость, любовь, сила российского народа.
-Это у нас официальные символы России. А какие неофициальные символы России вы знаете?
-Ромашка, радуга, русская березка.
Называя эти символы, мы вспоминаем о нашей родной России, о нашем доме, о родной улице, о наших родителях.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «То березка, то рябина»
А сейчас мы будем отвечать на вопросы викторины.
1.Какие праздники отмечаются в России с древних времен?
-Рождество, Пасха, Масленица
2.Что пекут на масленицу?
-Блины
3.Что красят на пасху?
-Яйца
4.Какую обувь носили в старину и из чего его плели?
-Лапти плели из лыка липы, вяза и даже березы.
5.Какую обувь носили и носят сейчас, особенно в сильные морозы?
-Да, конечно же, валенки. Их валяли вручную из овечьей шерсти. Они мягкие и теплые.
А кто из вас знает стихи о родине. Давайте почитаем.
Родителям раздать карточки с анаграммами
ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ СТИХОВ О РОДИНЕ
Разгадывание анаграмм родителями
-Дети, а вы знаете пословицы и поговорки о родине, о храбрости, о героизме? Я буду произносить начало пословиц и поговорок, а вы закончите.
1.Для Родины своей ни сил, ни жизни не……(жалей).
2.Родина- мать, умей за нее….(постоять).
3.Чужбина-калина, Родина-……(малина)
4.Смелость- города…..(берет).
5.Храбрый побеждает, трус……(погибает).
6.Один за всех, все за……..(одного).
7.Жить - Родине ……(служить).
8.Тяжело в ученье- легко ……( в бою).
9.Где смелость - там …….(победа).
10.Сам погибай, а товарища ……( выручай)!
11.Бой - святое дело, иди на врага……(смело).
12.Умный боец везде…..(молодец)
13.Мало победы ждать, надо победу….(взять).
14.В бою нужны смекалка, отвага и…..(закалка).
-Ребята, кто мне скажет, что мы празднуем 9 мая?
-День Победы в Великой Отечественной войне
Подлый враг напал на мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. Фашисты надеялисьна легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатые земли нашей страны, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. Но ничего у них не вышло. На защиту свободной любимой Родины встал весь народ от мала до велика. В те дни появилась такая песня- призыв «Вставай, страна огромная».Война длилась 4 года. Наша доблестная армия не только прогнала врагов с нашей земли, но и освободила народы других стран. В этой войне погибло очень много людей, которые защищали нашу Родину, отдали свои жизни.
Есть такой обычай - чтить память всех погибших героев минутой молчания.
Давайте и мы сейчас почтим память всех погибших на войне минутой молчания.( Все встают.) Садитесь.
-9 мая 1945года закончилась война. Этот день стал самым большим праздником нашего народа - Днем Победы.
ИСПОЛНЕНИЕ песни «День Победы»
Ребята, когда вы вырастите большими , пойдете служить в армию, станете защитниками нашей родины.
Сейчас посмотрим какие вы ловкие, сильные, смелые, быстрые.
2.Как назвать военного, который носит тельняшку? (Моряк)
3.Кто ищет взрывное устройство? (Сапер)
4.Как называется одно из взрывных устройств? (Мина)
5.Кто ездит на танках? (Танкист)
6.Какие воинские звания вы знаете? (Лейтенант, майор, генерал, маршал, старшина, капитан…)
7.Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга)
8.Что общего у дерева и винтовки? (Ствол)
9.Военный, который прыгает с большой высоты? (Десантник)
10.Как называются наплечные знаки военного? (Погоны)
Я желаю вам ребята, чтобы вы росли счастливыми, умными ,послушными, чтоб все время улыбались, радовались жизни, пусть никогда больше на нашей планете не будет войны, пусть яркое солнце сияет, пусть на всей планете будет вечный мир.