Педагог-психолог предлагает вспомнить сюжет сказки «Разные колеса» В.Г. Сутеева. Рассказывает начало: «Стоит пенёк, на пеньке — теремок.
А в теремке живут Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок-Золотой гребешок.
Вот как-то пошли они в лес — за цветами, за грибами, за дровами, за ягодами.
Ходили-ходили по лесу и на поляну вышли. Смотрят — а там пустая телега стоит. Телега-то пустая, да не простая — все колёса разные: одно совсем маленькое колесико, другое — побольше, третье — среднее, а четвёртое — большое-пребольшое колесище. Телега, видно, давно стоит: грибы под ней растут».
1. «История старой телеги» Детям задается вопрос: «Что может поведать о своей жизни оставленная телега?» (Составление общей истории.)
Обсуждение «Можно отнести телегу к транспорту?»
2. Решение заданий с помощью кроссенс технологии по теме «Транспорт»
Детям поочередно вывешиваются кроссенс таблицы для разгадывания.
Напоминаются правила решения: «Читать кроссенс следует следующим способом: слева направо, сверху вниз (далее двигаться справа налево, один квадрат вверх и заканчивать на центральном 5 квадрате Таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой». Центральный квадрат связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе». Центральный квадрат (девятый) закрыт листом картона (сделаны прорези слева и справа или просто на магните прикреплен к доске вместе с таблицей белый квадрат). Дети отгадывают рисунок в нем. Ответы: пожарная машина, самолет, авианосец, ракета, снегоуборочный трактор. Кроссенс таблицы представлены в приложении.
Педагог-психолог продолжает сказку: «Стоят Мушка, Лягушка, Ежик да Петушок, смотрят и удивляются. Тут Заяц на дорогу из кустов выскочил, тоже смотрит, смеётся.
— Это твоя телега? — спрашивают Зайца.
— Нет, это Медведя телега. Он её делал-делал, не доделал да и бросил. Вот она и стоит.
— Давайте возьмём телегу домой, — сказал Ёжик. — В хозяйстве пригодится.
— Давайте, — сказали остальные.
Стали все телегу толкать, а она не идёт: у неё все колёса разные.
Толкали-толкали — толку никакого! Телега то направо завернёт, то налево упадёт.
И дорога плохая — то яма, то кочка.
А Заяц хохочет, от смеху надрывается:
— Кому нужна такая негодная телега!
Устали все, а бросить жалко — в хозяйстве пригодится".
Опять Ёжик догадался:
— Давайте все по колесу возьмём.
— Давайте!
Сняли с телеги колёса и домой покатили: Мушка — маленькое колесико, Ёжик — побольше, Лягушка — среднее...
А Петушок вскочил на самое большое колесище, ногами перебирает, крыльями хлопает и кричит:
— Ку-ка-ре-ку-у!
Заяц смеётся:
— Вот чудаки, домой разные колёса покатили!».
3. «Оживи фигуру». Детям предлагается дорисовать фигуры (круги разной величины) до целостного образа.
Педагог-психолог продолжает сказку: «Тем временем Мушка, Ежик, Лягушка и Петушок прикатили колёса домой и задумались: что с ними делать?
— Я знаю, — сказала Мушка, взяла самое маленькое колесико — прялочку сделала.
Ёжик догадался: к своему колесу две палки приладил — тачка вышла.
— Я тоже придумала, — сказала Лягушка и колесо побольше к колодцу пристроила, чтобы лучше было воду брать.
А Петушок большое колесище в ручей опустил, жернова поставил и мельницу построил.
Все колёса в хозяйстве пригодились: Мушка на прялочке нитки прядёт, Лягушка с колодца воду носит — огород поливает, Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит.
А Петушок на мельнице муку мелет».
В конце сказки заяц сказал: «Я смеялся над вами, а теперь вижу — в умелых руках и разные колёса могут пригодиться».
4. Дополнительное задание «Машина будущего». Педагог-психолог предлагает детям придумать и нарисовать машину из будущего. Поддерживает творческую инициативу. Возможно выполнение за пределами совместной деятельности (в группе, дома) при появлении у детей признаков утомления.
«Рефлексивный круг»
Дети и педагог-психолог садятся в круг.
Взрослый задает алгоритм рефлексии:
- расскажите о своем настроении конце нашей работы;
- что нового вы узнали, чему научились;
- как вы оцениваете свое участие в совместной работе.
Затем дети поочередно высказываются, взрослый своим высказыванием завершает рефлексивный круг.