Конспект проведения познавательного занятия по краеведению в подготовительной группе по книге Т.Б. Пегановой «По реке плывет завод»
Конспект проведения познавательного занятия по краеведению в подготовительной группе по книге Т.Б. Пегановой «По реке плывет завод»
Тема: «ЕСТЬ НА КАМЕ ЗАВОД»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с историей радиозавода им. Орджоникидзе:
становление завода (в каком городе берет начало история завода, эвакуация во время Великой Отечественной войны), какую продукцию выпускал завод за 110 лет своей истории, значимость для страны, выпускаемой продукции.
2. Воспитывать уважение к людям труда, гордость за предприятия города, которые внесли большой вклад в победу над фашисткой Германией и развитие города и страны России.
Материал к занятию:
Фотографии реки Камы, железной дороги, радиозавода, продукции, которую выпускал радиозавод, карта России, города Сарапула, река времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект проведения познавательного занятия по краеведению в подготовительной группе по книге Т.Б. Пегановой «По реке плывет завод»»
Конспект проведения познавательного занятия
по краеведению в подготовительной группе
по книге Т.Б. Пегановой «По реке плывет завод»
из серии книг «Сарапульское детство» МБДОУ д/с №2
Тема: «ЕСТЬ НА КАМЕ ЗАВОД»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с историей радиозавода им. Орджоникидзе:
становление завода (в каком городе берет начало история завода, эвакуация во время Великой Отечественной войны), какую продукцию выпускал завод за 110 лет своей истории, значимость для страны, выпускаемой продукции.
2. Воспитывать уважение к людям труда, гордость за предприятия города, которые внесли большой вклад в победу над фашисткой Германией и развитие города и страны России.
Материал к занятию:
Фотографии реки Камы, железной дороги, радиозавода, продукции, которую выпускал радиозавод, карта России, города Сарапула, река времени.
Ход занятия:
Воспитатель: дети, вы любите путешествовать? (ответы детей).
Воспитатель: хотите отправиться в путешествие? (ответы детей).
Воспитатель: сегодня у нас будет необычное путешествие по времени, мы с вами перенесемся на много, много лет назад, в старинный, красивейший город на реке Неве… Дети, кто угадал, в каком городе мы сейчас с вами окажемся? (ответы детей, город Петербург).
(воспитатель перед занятием, вывешивает фотографии города Петербурга или другой вариант: в конвертах у детей лежат фотографии города).
Воспитатель: дети, перед вами лежат конверты, а что там внутри вы узнаете, когда его откроете, (дети открывают конверты, достают фотографии, воспитатель обращает внимание на то, что вот они оказались в северной столице нашей России Петербурге, дети рассматривают фотографии, обмениваются впечатлениями о городе). Воспитатель на карте России показывает, где находится город Петербург.
Воспитатель перед детьми представляет реку времени и начинает свой рассказ.
Давным, давно 110 лет назад в городе Петербурге один иностранный предприниматель открыл мастерские по сборке телеграфных аппаратов (объяснить детям), затем мастерские были превращены в завод и назвали его «Лоренц».
Затем дети завод переезжает в другой город, а вот в какой вы сейчас мне сами и скажете, это столица нашей России город… (дети отвечают Москва). И стал дети называться завод «Мосэлектрик». Так завод и выпускал телеграфные аппараты, которые очень нужны были стране, раньше не было мобильных телефонов и связь держали люди через эти аппараты.
Хорошо трудились рабочие на заводе, но время шло, изобрели радио, и завод стал выпускать радиоприемники. Эта весть о говорящем чудо – ящике проникла всюду – на берега Волги и Урала, на Украину, и за полярный круг (воспитатель показывает на карте).
За то, что рабочие трудились хорошо, правительство наградило его орденом Ленина (воспитатель показывает этот орден).
Еще дети на заводе изготавливали блоки радиостанции для снаряжения экспедиции на Северный полюс во главе с И.Д. Паниным (показать фотографии Северного полюса, и на карте). Конструкторы создали аппаратуру для самолета АНТ-25.
Воспитатель предлагает детям нарисовать, как они себе представляют первые радиоприемники (дети рисуют, затем рассказывают).
Заводчане в выходные дни любили отдыхать на реке Москве, за городом, после трудовой недели.
В то июньское воскресенье 1941 года, заводчане также отдыхали, и вдруг – словно гигантский грозовой разряд разорвал мирное небо нашей страны. Радио разнесло весть о вероломстве фашистских захватчиков, о внезапных бомбовых ударах. Одна из бомб угодила в угол одного из цехов. Волной отбросило охранника, рассыпало детали, перевернуло несколько станков.
Началась Великая Отечественная война…
Немцы бомбили Москву и Подмосковье. После бомбежек на земле валялось много маленьких зеленых бомбочек с фашистскими знаками. Мальчишки и вместе с ними Гена Андрюшенков подбирали их, обменивались друг с другом. Кругом горели села: враг подступал к Москве все ближе и ближе.
1 сентября мама отправила Гену (воспитатель показывает фотографию Гены Андрюшенкова вместе с отцом) отправила в школу. Но учиться ему пришлось недолго. Отец Гены – Геннадий Борисович прислал за семьей грузовую машину. Приехали домой. А дом не узнать! Стекол нет - выбило взрывной волной. Рыбки из аквариума валяются засохшие на полу. Забили окна фанерой. Стали жить в тревожном ожидании: что будет дальше?
Отец Гены день и ночь пропадал на заводе.
Заводу угрожала опасность. Надо было эвакуировать завод. Глубокой осенью завод начал эвакуироваться. Геннадия Борисовича Андрюшенкова назначили начальником эшелона (эшелон – это поезд специального назначения), который должен был перевезти завод на Восток, подальше от фронта (воспитатель показывает на карте Урал, Прикамье), а вот в какой город должен был прийти эшелон мы с вами сейчас и узнаем.
Воспитатель: дети, у вас на столах лежат буквы, на обратной стороне написаны цифры от 1-12, составляем слово (воспитатель просит детей выйти тех, у кого на букве есть цифра 1 и т.д., получится слово город Сарапул)
Воспитатель читает стихотворение о городе Сарапуле:
«Как тетивой, крылом упрямым
Блеснула чайка, над речной волной,
Среди холмов, в излучье Камы,
Стоит Сарапул, город мой…»
Семья Андрюшенковых ехала в маленьком вагончике – теплушке, стены которого были обиты войлоком. В углу стояла печка-буржуйка (воспитатель объясняет, что за материал войлок, показывает детям, дает потрогать, также показывает фотографию печки-буржуйки, объясняет, почему в поезде можно было ею пользоваться). На станциях пассажиры бегали за дровами и кипятком. На открытых платформах эшелона везли станки. По дороге его не раз бомбили. У станции Куровская скопилось много поездов: впереди пылало зарево, горели села. «Боюсь ехать дальше!» - сказала машинист, молодая женщина. Пришлось ждать до утра. Эшелон двинулся дальше на Восток, где нет опасности.
В конце октября 1941 года в Сарапул прибыл эшелон из Москвы. Он привез станки эвакуированного завода номер 203 (воспитатель объясняет, почему у заводов были номера, так например, у завода ЭГЗ был номер 284). По железнодорожным путям эшелон доехал до самого центра города и остановился на берегу реки Камы.
Воспитатель зачитывает отрывок из книги А. Решетова «Есть на Каме завод», размышления одного рабочего Андрея Дмитриевича Абрамова.
-Прогремев колесами по стрелочному переводу, паровоз остановился.
-Должно быть, станция, может, и наша, - ни к кому не обращаясь, произнес Андрей Дмитриевич Абрамов. Последние ночи он не спал. Грустные думы, одна мрачнее другой, сверлят мозг. Там за линией фронта, на оккупированной земле фашистами, любимая дочь. Поехала погостить – и вот война.
Прошло еще несколько томительных минут, паровоз отцепился…
Из вагонов высыпал народ, но некоторые, тут, же поеживаясь, вернулись обратно в теплушки. С Камы, прикрытой ледяным панцирем, как из трубы тянет холодный, пронизывающий ветер.
Нужно было разгрузить станки и увезти их, но машин не было, а лошади не везут, потому что станки тяжелые. На чем везти станки?
И тогда московские рабочие стали выгружать станки на листы железа и волоком тащить их да еще в гору, несколько кварталов к центральному рынку (показать на карте колхозный рынок, по каким улицам волокли станки). По всей округе стоял страшный скрежет. Рабочим было очень тяжело и холодно (воспитатель показывает детям картину «Бурлаки на Волге» И.Репина и сравнивает, что также рабочие тащили станки).
И одна девочка звали ее Женя, увидела молодого паренька, сгружавшего станки, его начало лихорадить: лицо посинело, зубы стучали. Он был одет в легкое пальтишко, но несмотря, ни на что не прекращал работать.
Женя побежала домой. В шкафу нашла папин полушубок, схватила его в охапку и - скорей обратно!
-Дяденька, возьмите, - протянула она полушубок рабочему.
Он посмотрел на девочку так, будто она была волшебницей, явившейся из какой-то старой доброй сказки: - спасибо, пичужка! А папаня тебя не заругает?
-Нет-нет, надевайте, не бойтесь!
Рабочий надел полушубок, снял рукавицу и крепко пожал девочке руку:
- Ты настоящий советский человек!
Мама Женю за полушубок совсем не ругала. Наоборот, похвалила;
- Я сама его хотела отдать, чтобы послали бойцам на фронт. Сейчас столько людей нуждается в теплых вещах.
В неотапливаемых павильонах рынка заводские станки установили, и вскоре рабочие начали на них работать. Но места в павильонах не хватало, и оборудование из других эшелонов развезли по всему городу. Так что цеха завода оказались в разных местах (воспитатель показывает фотографии или на слайде, где разместился завод: женский монастырь, оставшиеся здания храма Вознесенского, здание находившиеся на углу улицы К.Маркса и Пролетарской – здание не сохранилось).
Девочка Женя училась в школе, и у них в классе появился новенький мальчик – Игорь Маслов, который приехал из Москвы вместе с родителями, работавшими на 203-м заводе. Он рассказывал ребятам, как фашисты сбрасывали на Москву бомбы, и одна из них упала совсем недалеко от завода. Как по дороге их эшелон бомбили, как целых две недели они ехали от Москвы до Сарапула.
- Город ваш, конечно, совсем маленький, не то, что Москва. Ни трамваев нет, ни метро, - сказал как-то Игорь. – Зато люди здесь очень хорошие, с такими не пропадешь!
Завод начал работать. На работу вышли и члены семей приехавших, и местные жители. Пришлось потесниться и в квартирах. Но как говорится, в тесноте, да не в обиде.
«Все для фронта, все для Победы…!» Под таким девизом трудились рабочие радиозавода, изготавливая для фронта различные средства связи, телефонные аппараты, радиостанции для танков, радиополукомпасы для самолетов.
Из месяца в месяц выполняет и перевыполняет план радиозавод. В цеха постоянно приходит пополнение – молодежь, фронтовики после госпиталей.
Весной и осенью, летом и зимой молодежь собирает металлолом для новых танков, орудий, пулеметов, посылают теплые вещи для бойцов, переписываются с фронтовиками, рассказывая о своих трудовых подвигах. Молодежь завода частые гости местного госпиталя. Выступают с концертами перед ранеными бойцами, помогают медсестрам ухаживать за ними (воспитатель показывает здания госпиталя).
На заводе создаются фронтовые бригады. Фронтовая бригада! Это звание присваивается только лучшим из лучших.
Лучшие рационализаторы и изобретатели, конструкторы и технологи работают на заводе, один из них Николай Арсентьевич Исупов.
Несколько слов о конструкторе - это радиолюбитель старшего поколения. Еще в середине 20-х годов сделал он первый приемник… В доме появляются один за другим приемники. Н.А. Исупов сам мастерит аккумуляторные батареи. Узнав, что в Москве начались опытные передачи по телевидению, он задался целью непременно посмотреть передачу. О его успехах свидетельствует пожелтевшая «Грамота радиолюбителя Исупову, автору конструкции телевизора. Участнику второй Всесоюзной заочной выставки журнала «Радиофронт». Но вот Николая Арсентьевича пригласили на радиозавод. Главный конструктор В.П. Королев долго беседует с ним, задает вопросы… предлагает занять должность инженера-конструктора. Предложение заманчивое . До сих пор конструировал для себя, а тут для тысячи людей.
Поколебался, обдумывая, но решился. Вначале помогали товарищи, работавшие бок о бок с ним. Прошло время – и сам он стал добрым советчиком, создателем таких аппаратов, о которых несколько лет назад радиослушатели даже не мечтали!
В работе и преодолении трудностей незаметно подошла весна 1945 года, а с ней и Победа! Едва радио разнесло эту радостную весть, народ высыпал на улицу, целуются доселе незнакомые люди, обнимаются не в силах сдержать бурного восторга, и каждый спешит туда, где он ковал победу, - в цех, на завод. В солнечное майское утро, когда казалось., и природа радовалась всенародному торжеству, во дворе завода открылся митинг:
-Мир! Победа! Мы победили! – не смолкают долгожданные слова.
Тут же цех за цехом, колонна за колонной – на демонстрацию. Победные песни заполняют ликующие улицы, украшенные флагами, цветами. Мощное многотысячное «ура!», то и дело перекатываются волной по людской толпе. В заводском клубе льются победные мелодии из динамиков только, что выпущенной радиолы «Камы» (воспитатель показывает фотографию радиолы «Камы» и то место, где стоял клуб – сейчас на этом месте по улице Горького магазин «Ваш дом»). Конструкторы, рабочие сдержали свое слово. И вот еще одна награда – орден Трудового Красного Знамени. Это второй орден на заводском знамени. Правительственные награды получили многие работники.
Воспитатель обращает внимание на реку Времени, что мы остановились на периоде времени, когда закончилась Великая Отечественная война.
История завода продолжается и как он работал в мирное время, какую продукцию выпускал, мы узнаем из следующих путешествий в историю радиозавода, которую расскажет нам Бабиков Леонид Семенович, это папа нашей Ольги Леонидовны музыкального руководителя, который после окончания войны работал на заводе мастером цеха, в годы войны он был разведчиком.
Путешествие наше подошло к концу и что вы узнали об истории города Сарапула, радиозавода, что вы запомнили, пожалуйста, нарисуйте. Из ваших рисунков мы вместе с вами сделаем книгу под названием «Есть на Каме завод».
В конце занятия дети рассказывают, что они нарисовали, почему это им запомнилось.
Воспитатель: дети, мы сегодня с вами открыли еще одну страничку истории нашего города - историю радиозавода, свои впечатления вы отобразили в своих рисунках. Эти рисунки вы возьмете домой и вместе со своим родителями составите рассказ о том, что вы нарисовали, а ваши родители на обратной стороне рисунка его запишут, а затем, мы с вами вместе их соединим, и получится у нас книга.