Просмотр содержимого документа
«Конспект Познавательно практического занятия «Этикет-кодекс хороших манер»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «КИНЕШЕМСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Конспект
Познавательно практического занятия
«Этикет-кодекс хороших манер»
Автор-составитель:
Соломина С.Ю.
воспитатель приемного
отделения. Кинешма, 2023г.
Форма проведения мероприятия
Мероприятие
Целевая группа
Все дети
Цель и задачи занятия
. Цели: Развивать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки; создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.
Задачи: - расширять и обобщать знания о правилах и нормах поведения;
- воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета:
быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.
- продолжать формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
- вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета;
Макет цветка с лицом и съемными лепестками, иллюстративный материал, игрушка, презентация. жетоны
Условия проведения
Общее групповое мероприятие.
Краткое содержание мероприятия
1-й наш Вежливость», волшебный лепесток
2-й лепесток слово-«Аккуратность»
3-й лепесток «Доброжелательность
4- лепесток «Эмоции
5.лепесток «Привычка».
Инновационные формы работы
Работа с интернетресурсами
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Добрый день дорогие ребята. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу. Подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и дружны. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю вам хорошего настроения и интересного занятия.
Садитесь на свои места.
Перед вами цветочная полянка, но на одном цветке чего - то не хватает? (лепестков)
Это не простые лепестки, а лепестки с хорошими манерами и чтобы их нам вернуть, нам нужно справиться и выполнить много интересных заданий. - Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях, проявлять хорошие манеры друг к другу
Ребята как вы думаете что такое манеры?
Манеры - способ поведения, умение держаться в обществе.
Ребята вы прекрасно знаете, что хорошо и что плохо. - Но всегда ли вы проявляете хорошие манеры, бываете вежливыми, культурными мы сегодня узнаем на занятии?
- Ребята подумайте, и скажите, как будет называться тема нашего занятия?
Тема нашего занятия «Хорошие манеры»
Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, доброжелательность, аккуратность, умение говорить приятные слова. А также умение контролировать своё поведение, свои эмоции.
Плохими манерами принято считать: привычку очень громко говорить и смеяться, неряшливо одеваться, грубить, говорить плохие слова, драться, опаздывать и др.
Цель нашего занятия сегодня научиться правильно понимать и выполнять нормы и правила культурного поведения в обществе. Мы узнаем какими качествами должен обладать культурный человек.
Оцениваться ваши ответы на занятии будет так;
отличный ответ на 5 получаете красный жетончик и изображением совы умной и мудрой птицы
желтый жетончик означает хороший ответ на 4, при ответе допускаете небольшую неточность.
и жетончик синего цвета означает, что на занятии надо стараться.
-А вот и 1-й наш Вежливость»,волшебный лепесток – «чтобы вернуть наш лепесток к цветку, нужно узнать хорошо ли вы знаете правила вежливости
- Ребята, а вы всегда стараетесь быть вежливыми?
- А для чего нужно быть вежливыми?
-для того, чтобы с Вами было приятно общаться и рядом находиться всем окружающим.
- Давайте повторим несколько важных правил вежливости для себя.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
– Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?(вежливые слова )
–Конечно же, это добрые, вежливые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)
– Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу вежливое слово
- Работаем в командах на первом ряду первая команда, на втором ряду вторая команда.
Задания для 1 команды
1Придумано кем-то просто и мудро - При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”) 2 Зазеленеет старый пень, Когда услышит: ... (“Добрый день!”) 3На закате мотылёк залетел на огонек. Мы, конечно, рады встрече, скажем гостю: «…» (Добрый вечер!) 4Мальчик вежливый и развитый, Говорит, при встрече : ... (“Здравствуйте!”)
Задания для 2 команды
5Когда бранят за шалости, Мы говорим:(“Прости, пожалуйста!”)
6Дал Ивану царь Берендей За спасенье пять гвоздей, А Иванушка царю Говорит: (Благодарю!)
7Всем вам с большой любовью Желаю… (Крепкого здоровья.)
8 Дети Даша и Егорка сыр для пиццы трут на терке. Просят мышки из норы: «Дайте! Будьте...» (так добры!)
- А теперь давайте узнаем какие вежливые слова, вы говорите в разных ситуациях, которые встречаются вам каждый день.
1) Герман, когда ты заходишь в класс, что нужно первым сказать 2) Вика встретив свою подругу с утра что ей скажет (привет)
3) Рома, уходя из школы на прощание скажет (До свидания)
4) Ульяна, нечаянно наступил Роме на ногу и она скажет ему (извини)
5) Костя услышит что кто- то чихнул скажет (будь здоров)
6) Самире помогут подежурить по столовой она скажет (спасибо)
7) Ярослава поблагодарят за помощь, а она в ответ им скажет (пожалуйста)
8) Коля ложится спать и говорит своим родным (спокойной ночи)
Молодцы, вы хорошо знаете правила вежливости и назвали много вежливых слов и лепесток вежливость возвращается к цветку
2-й лепесток слово-«Аккуратность»
Педагог: - Дети, а вот и следующий наш волшебный лепесток, прочитайте его название.
Учащиеся читают название лепестка - «Аккуратность»
Педагог: - Культурный человек всегда старается выглядеть аккуратно, для этого он постоянно пользуется предметами гигиены.
- А вы пользуетесь такими предметами?
- Какими предметами гигиены пользуетесь вы?
Работаем также в командах
Отгадывает загадки об этих вещах 1 команда.
На слайде отгадки
загадки.
Хожу, брожу не по лесам, А по усам, по волосам. И зубы у меня длиннее Чем у волков и медведей. (Расческа)
Я из хлопка и из льна
Носовой бываю я,
Очень нужен он, друзья,
Его берите вы всегда. (Носовой платок)
По утрам и вечерам Чистит - чистит зубы нам, А днем отдыхает, В стаканчике скучает (зубная щетка)
Что за дождь без облаков Целый день идти готов Только кран я повернул На меня и ливень хлынул. ( Душ) Чтобы волосы блестели и красивый вид имели,
чтоб сверкали чистотой, мною их скорей помой. ШАМПУНЬ
Ускользает, как живое, но не выпущу его я,
Дело ясное вполне, пусть отмоет руки мне. (мыло)
Вместе с мылом и водой, Я слежу за чистотой, по спине плясала, спинка розовою стала. ( Мочалка)
После бани помогаю, промокаю, вытираю Пушистое, махровое, чистое, новое.ПОЛОТЕНЦЕ
Воспитатель: - Молодцы, правильно отгадали все загадки. Но ещё хочу вам напомнить, что аккуратный человек всегда соблюдает правила гигиены и санитарии. Напомните мне их:
С утра и вечером чистит зубы своей зубной щеткой. Всегда моет руки после улицы и перед едой. Пользуется своим полотенцем. Следит за волосами, содержит их в чистоте, имеет свою расческу. После посещения туалета, смывает воду, тщательно моет руки с мылом. Следит за чистотой своей одежды и обуви, во время устраняет неполадки. Содержит в порядке книжки, ручки и тетрадки.
Есть такая пословица Чистота – залог здоровья
Ребята если вы всегда будем аккуратными и опрятными, то и здоровье будет в порядке.
Педагог: - Молодцы теперь мы смело можем прикрепить к цветку лепесток «Аккуратность»
Следующий 3-й лепесток «Доброжелательность».
Доброжелательность – это когда человек желает добра другим людям
Игра «Подари улыбку».
Педагог предлагает детям встать в круг, посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь назовите ласково друг друга по имени, и пожелайте чего –то доброго друг другу, передавайте при этом игрушку чебурашки .
– Не забывайте о том как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда).
Молодцы, садитесь на места
Когда мы добры друг к другу, то у нас много друзей, но некоторые ребята говорят, что с ними никто не дружит. Что же делать? Как надо дружить?
Я думаю что, не только слова должны быть добрыми, но и дела и поступки и чтобы быть настоящим другом я хочу поделиться с вами некоторыми советами.
Помогай товарищу, и никогда не обманывай его.
Если умеешь что-либо делать – научи этому других.
Если товарищ попал в беду – помоги ему.
Делись с товарищем всем, чем можешь и чем можно.
Избегай споров, ссор по пустякам, не обижай товарищей.
Будь скромен, если у тебя получилось лучше, чем у других, умей порадоваться успехом товарища.
Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Умей хранить чужие тайны.
Если вы будете пользоваться этими советами, то не будете одинокими, и у вас появится много друзья. Стихотворение
Доброжелательность – вещь удивительная.
Быть легче добрым или злым? Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать тепло своё другим.
Быть добрым – значит понимать и близких и чужих
И радости порой не знать, заботясь о других.
Конечно, доброму трудней, И все же посмотри:
Как много у него друзей! А злой всегда – один…
- И наш волшебный лепесток Доброжелательность возвращается к цветку
Физминутка под музыку «Если добрый ты».
й 4-лепесток «Привычка».
Педагог: -А вот и лепесток привычек.
Ребята что же такое привычка? Привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в жизни вырабатывается много привычек, как полезных, так и вредных. Давайте узнаем какие привычки вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу.
На доске листы с надписями вредные и полезные привычки
Педагог: - Чтобы вернуть лепесток к цветку,
поиграем в игру «Назови привычку».
Играть будем у доски в командах,я читаю привычку, а каждый член команды должен сказать нам вредная эта привычка или полезная и определить ее на свое место, называем по очереди. Жетон
Для 1-й команды
Мыть руки перед едой – полезная привычка.
Быть грязным и неопрятным - вредная привычка.
Чистить зубы перед сном – полезная привычка
Грызть ногти – вредная привычка.
Для 2-й команды
Пользоваться носовым платком – полезная привычка.
Дразнить и обзывать детей – вредная привычка.
Стричь ногти – полезная привычка.
Принимать большое количество пищи– вредная привычка
-Ребята я предлагаю посмотреть вам какие еще есть привычки у людей и какие последствия несут они для жизни и здоровья человека Слайд о привычках
Педагог: теперь мы хорошо знаем о полезных привычках и последствиях вредных привычек и наш лепесток возвращается к цветку
Педагог закрепляет лепесток к цветку.
И последний наш 5 –й лепесток «Эмоции». Ребята что такое эмоции? - Этовременное переживание какого-нибудь чувства. - Под влиянием эмоций меняется наше выражение лица, настроение. - Эмоции проявляются с помощью интонаций в голосе, с помощью выражения лица - мимикой, жестов, движений.
Есть положительные и отрицательные эмоции
Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции какие? – радость, счастье, удивление, удовольствие.
Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции, какие это эмоции? – грусть, обиду, страх, злость.
Игра на слайде «Изобрази эмоции сказочных героев»
Ведущий: В этой игре вы будете превращаться в разных героев и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите:
Как удивляется красная шапочка, когда видит свою бабушку с огромными глазами, ушами и зубами;
Испуганных девочку и её братца, которых догоняли баба яга и гуси лебеди;
Как страдает и печалится Алёнушка когда видит что ее братик превратился в козленочка;
Как сердится волк на поросят, которые спрятались от него в домике;
Как радуется колобок, когда поёт свою песенку;
Как испытывает удовольствие черепаха и львёнок, когда лежат на солнышке.
Все то, что переживали, чувствовали сказочные герои, которых вы показывали, это и есть ЭМОЦИИ.
- Культурный человек умеет владеть своими эмоциями,
отрицательные эмоции надо контролировать и сдерживать, чтобы не причинить боль другому человеку.
Ребята а вы часто испытываете отрицательные эмоции?
Давайте избавимся от этих отрицательных эмоций, встаньте представьте что у вас в руках есть шарик, мы будем надувать его отрицательными эмоциями, надули, теперь завязали крепко ниточкой и отпустим его в небо там солнышко превратит их в положительные, добрые эмоции. Воспитатель: -Теперь наш лепесток эмоций возвращается к цветку. Вот и собрали мы все лепестки.
- Ребята, посмотрите! Какой прекрасный Цветок мы получили.
- Это непростой цветок, а цветок «Хороших манер».
Мысленно поместите всё хорошее этого цветка внутрь в себя, в своё сердце. У вас появятся новые силы, силы здоровья, добра, счастья, радости. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали, как помог вам этот волшебный цветок.
Итог занятия
Ребята наше занятие подходит к концу, какие эмоции вы испытываете
- Как называлась тема нашего занятия? Ребята сегодня мы закрепляли и повторяли правила и нормы поведения в обществе. Узнали какими качествами должен обладать культурный человек
Как вы думаете мы достигли цели нашего занятия?
- Для чего нам нужно знать эти правила? Зачем мы их учим, повторяем, и постоянно говорим об этом.
На этом занятие закончилось. Спасибо за работу на занятии