Просмотр содержимого документа
«Конспект по речевому развитию: развитию речи в подготовительной группе на тему: Разучивание стихотворения И.Сурикова "Зима"»
Конспект ООД по речевому развитию
в подготовительной группе №6
на тему: Разучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»
Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.
Формировать положительную установку на участие в совместной деятельности; навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Словарная работа: пелена – это сплошной покров, то, что закрывает со всех сторон; принакрылся чудно, беспробудно.
Материал и оборудование: ноутбук, телевизор, украшенное мишурой зеркало, искусственные елки, скамейки укрытые белой тканью, картинка снежинки, мнемотаблица, разрезные картинки с мнемотаблицей, медальки с изображением снежинок.
Техническое сопровождение: презентация «Зимние пейзажи», картины с изображением пейзажа, портрет И. Сурикова, аудиозаписи: С. Прокофьев «Фея зимы», П. И. Чайковский «Времена года», «Завывание вьюги», «Волшебная музыка», «Говорящее зеркало».
Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы зимой (ветер, снег, снегопад, иней на деревьях), коллективные и индивидуальные беседы с детьми о зиме, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы, составление рассказов о красоте зимнего пейзажа.
Ход ООД:
Вводная часть
Звучит музыка С. Прокофьева «Фея зимы».
Воспитатель предлагает детям посмотреть, откуда звучит музыка и вместе с детьми заходит в группу и находит волшебное зеркало.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивое зеркало… как вы думаете, кто его украсил? (Морозные узоры, зима).
Воспитатель: А зеркало чудное свойство имеет,
Говорить оно умеет.
Зеркало приглашает детей в зимний лес.
Воспитатель: Вокруг себя покружитесь,
В лесу волшебном окажитесь.
Основная часть
Дети проходят на зимнюю полянку, воспитатель предлагает им расположиться, где кому будет удобно (расставлены кубики-пеньки, накрытые белой простыней). В это время звучит тихая музыка и идет показ видеопрезентации «Зимние пейзажи».
Воспитатель: Великолепен вид зимней природы! Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния.
Стройные березы стоят как невесты.
Природа зимой в лесу удивительно красива.
Воздух морозный и тонкий в лесу. И кажется, будто иголочками колет щеки.
Чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой.
Торжественно светло и тихо. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим снегом.
Так хочется побывать в лесу, упасть в большой сугроб, увидеть над собой ясное, лазурное небо, ощутить все волшебство удивительной зимы.
Зима – волшебница очаровала природу, украсила невидимыми нарядами. Ни одно время года так ни волшебно как – зима.
Воспитатель: А какими словами вы можете рассказать о зиме? Какая зима? (Красивая, снежная, пушистая, хрустальная, холодная и т.д.)
Воспитатель: Кто такие художники? (Ответы детей)
Воспитатель: Как называются картины, на которых художники изображают природу? (Пейзаж)
Воспитатель: Давайте посмотрим пейзажи.
Дети рассматривают пейзажи.
Воспитатель: Посмотрите, вот еще какие пейзажи нарисовали наши художники.
Воспитатель: Ребята, как о красоте зимней природе могут написать композиторы? (Сочинят музыку)
Воспитатель: Послушайте мелодию.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта мелодия? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, кто такие поэты? (Ответы детей)
Воспитатель: А как они могут отразить великолепие зимней природы? (Напишут стихи)
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением русского поэта Ивана Сурикова и постараемся его запомнить. Вот его портрет. Послушайте стихотворение Ивана Сурикова, которое называется «Зима»:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы –
И зима настала.
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?
Воспитатель: Как поэт описывает снег в своем стихотворении? Какой он? (Белый снег, пушистый).
Воспитатель: Что происходит со снегом?
(В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится).
Воспитатель: Что произошло утром? Как поэт описывает, что произошло утром с полем?
(И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое плена? (Ответы детей).
Воспитатель: Пелена – это сплошной покров, то, что закрывает со всех сторон, как будто покрывало.
Воспитатель: А что произошло с лесом? Как вы понимаете эти строчки?: «Темный лес, что шапкой, принакрылся чудной, и заснул под нею крепко, непробудно»?
Воспитатель: О какой шапке говорит поэт?
Воспитатель: Как вы думаете, любит поэт русскую природу? Как вы догадались, что любит? (Ответы детей).
Физкультминутка «В лесу родилась ёлочка»
Затем воспитатель предлагает детям присесть на свои места.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим на картинки и расскажем стихотворение еще раз.
При вторичном прочтении стихотворения воспитатель показывает детям мнемотаблицу по тексту стихотворения.
Воспитатель: Посмотрите, какую я нашла в лесу снежинку. Она волшебная, потому не тает. Сейчас она нам поможет рассказать стихотворение. Я вам буду передавать снежинку, а вы мне расскажете по одной строчке из стихотворения.
Воспитатель: Молодцы!
Игра «Вьюга». Звучит звук завывания вьюги.
Воспитатель: Кажется, начинается вьюга в зимнем лесу. Но я знаю, как усмирить проказницу вьюгу. Давайте мы её поймаем в круг и поиграем в игру «Вьюга».
Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «ШУ» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «ШУ» долго и тихо. (Упражнение повторяется 3-5 раз).
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Воспитатель: Ребята, вьюга, проказничая в лесу, рассыпала всё наше стихотворение. Нужно срочно его собрать, иначе зеркало обратно нас не выпустит из леса.
Воспитатель разбрасывает на полу с разрезные мнемокартинки. Дети должны собрать картинку и вспомнить по ней строчку из стихотворения. Затем вместе с воспитателем дети собирают все стихотворение и проговаривают его.
Воспитатель: Ой, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова»:
Звучит «волшебная» музыка.
«Перенеси нас, зеркало,
Обратно, в детский сад».
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и очутились в детском саду. Вам понравился зимний сказочный лес? (Ответы детей).
Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей).
Воспитатель: Как называете стихотворение, которые мы постарались сегодня запомнить? (Зима).
Воспитатель: Кто написал это стихотворение? (Иван Суриков).
Воспитатель: А кто же запомнил наше стихотворение о зиме? (Ответы детей).
Воспитатель: Кому было сложно запомнить стихотворение? (Ответы детей).
Воспитатель: Я надеюсь, вы дома все его расскажете.
Воспитатель: Что на занятии вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: Волшебное зеркало оставило вам сюрприз, вот такие медали-снежинки, которые будут вам напоминать о зимнем лесе. Если вы считаете, что у вас все сегодня получилось, вы со всеми заданиями справились, то повесьте снежинки на елочку. Если считаете, что не справились, то положите снежинки под елочку.