- активизировать словарь детей прилагательными, определяющими свойства снега (белый холодный, рыхлый, грязный);
-воспитывать интерес к проведению опытов и экспериментов; культуру общения в процессе совместной деятельности; дружеские взаимоотношения в группе.
Методы и приемы:
Наглядные: составление мнемодорожки (свойства снега); рассматривание различных материалов (бумага, вата, снег).
Словесные: вопросы к детям, художественное слово.
Практические: исследовательские действия со снегом, закрашивание изображения гуашью.
Материалы и оборудование: разноцветная бумага (белая, серая, красная, зеленая, голубая); условные обозначения к мнемотаблице (белый прямоугольник, рисунок –снежинка, мороженое, перечеркнутый нос, капелька воды, перечеркнутый язык), бумажные снежинки, емкость со снегом, салфетки, 2 больших прозрачных стакана, пластмассовые ложки на каждого ребенка, воронка – фильтр, мандарины, звукозапись «Зимняя мелодия»
Ход занятия
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки). - Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками). - Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам) - Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой). - Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа). - Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед). - Здравствуйте! 2. Стук в дверь. Входит Зайчик.
Зайка: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются). Я пробегал мимо детского сада, замерз и зашел к вам погреться. Можно я с вами буду заниматься?
Дети: Да.
Зайка: - Ребята, а вы умеете отгадывать эагадки?
Дети: Да
Зайка:- Попробуйте отгадать.
Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. Что это? (Снег)
Воспитатель: Когда бывает снег? Дети: Зимой. Воспитатель: А где мы его можем увидеть? Дети: На улице, во дворе, на крыльце, на деревьях, снег везде. Воспитатель: Нравится вам, когда много снега? Дети: Да, нравится. Воспитатель: -Зайка живет далеко-далеко, в лесу.- Он очень любит зиму, а особенно он любит играть со снегом, он знает про него все.
- А хотите и вы узнать о снеге больше?
Дети:-Да
Воспитатель: -Но для этого сейчас мы с вами должны отправимся в путешествие на поиски снега. Хотите?
Дети:- Хотим.
Воспитатель: -Зайка, пошли с нами.
3. Основной этап Мы идём, идём, идём Много снега мы найдём. Подходят к первому столу. На столе лежит разноцветная бумага (голубого, белого, красного, зелёного цвета) и вата. Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это? Дети: Бумага Воспитатель: Какого она цвета? Дети: Голубого и т.д. Воспитатель: Как снег? Дети: Нет, снег белого цвета. Воспитатель: Катя, найди, пожалуйста, на столе бумагу белого цвета (Находит) Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что здесь лежит (показывая на вату). Может это снег? Дети: Нет, это вата. Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег? Дети: Да. Воспитатель: Ребята мы узнали, что снег белого цвета. (Поставить на мнемотаблицу условное обозначение - белый цвет).
Воспитатель: Ребята, продолжим поиски снега?
Дети: Да.
Мы идём, идём, идём Много снега мы найдём
Подходим к другому столу. На столе лежат бумажные снежинки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети: Снежинки.
Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают). Какие они? Дети: Белые, бумажные, лёгкие.
Воспитатель:- А как вы думаете, снег состоит из чего?
Дети:- Из снежинок.
Воспитатель:- Правильно, а давайте с ними поиграем.
Дыхательная гимнастика «Снегопад» Мы снежинок наберём Затем, глубоко вдохнём, Чтоб снежинки полетели Надо выдохнуть сильнее (2 раза)
Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит он из снежинок (поставить на мнемотаблицу условное обозначение - снежинка). Значит, мы нашли настоящий снег? Дети: Нет. Воспитатель:- Ну, что ж пойдём дальше путешествовать. Мы идём, идём, идём Много снега мы найдём.
Подходят к следующему столу, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой. Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный? Дети: Холодный Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег. (щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?
Дети:- Холод. Воспитатель: (снять салфетку) Что же это? Дети: Снег. Воспитатель: Что бывает таким же холодным, как снег? Дети: Мороженое (ставить на мнемотаблицу условное обозначение - мороженое)
Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег имеет запах? Что надо сделать? Дети: Надо понюхать Воспитатель: Понюхаем сначала мандарины, они имеют запах? Дети: Да. Воспитатель: А теперь понюхаем снег. Имеет запах? Дети: Нет запаха. (ставить на мнемотаблицу условное обозначение – нос, перечеркнутый красной линией).
Воспитатель: - А теперь возьмите немного снега в ладошки и послушайте
У моей Иринки
Две красивые снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать.
- Дети, откройте ладошки (снега нет). Куда исчез снег?
Дети: - Растаял.
Воспитатель: - Во что он превратился?
Дети:- В воду.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Ладошки теплые.
Воспитатель:- Так чего больше боится снег: тепла или холода?
- Значит, из чего образуется снег? (из воды) (ставить на мнемотаблицу условное обозначение – капелька).
- Ребята, положите каждый ложечкой по немного снега в стакан. А пока он тает, мы с вами поиграем с зайкой в игру.
Игра «Зайка беленький сидит»
Воспитатель:- Посмотрите, какая вода получилась из снега?
Дети:- Грязная.
Воспитатель: -Давайте её пропустим, через фильтр и ещё раз убедимся в этом (процедить через воронку с ватными дисками)
Воспитатель: -Такую воду пить можно?
Дети:- Нет.
Воспитатель: - А снег есть можно?
Дети:- Нет.
Воспитатель: -Почему?(ответы детей) (поставить на мнемотаблицу условное обозначение – рот, перечёркнутый красной линией). Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы узнали, что снег белый, состоит из снежинок, очень холодный и в тепле он тает, превращаясь в воду. Снег кушать нельзя, потому что он грязный, а ещё можно заболеть. Воспитатель: -Ой, ребята, а зайчик вам принес от лесных зверят письмо, давайте посмотрим, что же они нам передали. (Открываю конверт, а там белые листочки). Ребята, посмотрите, листочки совершенно белые, их злая колдунья заколдовала, но чтобы мы узнали, что нам прислали зверята, надо их расколдовать.
- Мы должны листик закрасить синей краской и увидим, что же нам передали зверята.
- Ну, чтобы приступить к работе нам нужно подготовить наши пальчики.
Пальчиковая игра «Зимняя»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались,
А потом в снегу валялись,
И снежками мы кидались,
Все в снегу домой пришли.
(Показ приема закрашивания) Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы и расколдовали листочки. Так что же нам передали зверята? Дети:- Снежинки.
Воспитатель:- Ребята, зайке пора возвращаться к маме в лес. Давайте его поблагодарим за подарки от лесных зверят и попрощаемся.
(Зайчик уходит)
Итог занятия:
Воспитатель:- Кто к нам приходил в гости? Откуда он пришел?