Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с картинами художников «В картинной галерее»»
Конспект открытого занятия
по ознакомлению дошкольников с картинами художников
«В картинной галерее»
содержание
Младший и средний дошкольный возраст:
- начинать и продолжать знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, картинами великих русских художников: Левитана, Шишкина, Поленова, Остроухова;
- учить всматриваться в изображенное на картине, слушать и сопоставлять рассказ воспитателя с изображением на картине;
-формировать умение видеть выразительные средства, используемые художником для передачи образов родной природы;
- обогащать знания о природе путем рассматривания предметов изобразительного искусства;
Старший дошкольный возраст:
- продолжать обучать детей понимать содержание картины; побуждать к самостоя-тельному рассматриванию картин, репродукций;
- на основе предметов изобразительного искусства ( картин) закрепить и систематизи-ровать знания о природе, изменениях происходящих в ней осенью ( в растительном и животном мире), устанавливать взаимосвязь между изображенным на картине и имею-щимися знаниями о природе ранней и поздней осени;
- развивать связную монологическую и диалогическую речь, обогащать и активизи-ровать словарь детей словами: багряная, золотая, золотистая и т.д.; развивать наблю-дательность, память.
- воспитывать интерес к изобразительному искусству ( пейзажной живописи), к стремлению познать новое самостоятельно на основе имеющегося опыта
Оборудование: репродукции картин « Золотая осень» нескольких авторов (Левитана, Шишкина, Поленова, Остроухова), аудио запись произведения П.Чайковского «Осень» из альбома «Времена года», дид.игра «Времена года».
Методические приемы: рассматривание, наблюдение, игровой, вопросы, объяснения и пояснения, рассказ воспитателя.
Дети проходят в группу, и педагог предлагает им поприветствовать присутствующих гостей и друг друга.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро - солнце и птицы,
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый из нас стал добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длиться до вечера.
Дети проходят на свои места и педагог предлагает поиграть им в игру «Подбери слова». В ходе игры воспитатель называет действие предмета, а дети подбирают к слову соответствующий по смыслу объект природы:
- Моросит …. дождь
Дует … ветер
Желтеют … листья
Льет … дождь
Опадают …. листья
Улетают … птицы
Созревают …. овощи /фрукты
Собирают … урожай
Вянет … трава
Воспитатель: Приметы какого времени года мы с вами вспомнили в ходе игры?
Дети: приметы осени
Воспитатель: Да, мы сегодня будем говорить об осени. Посмотрите, на наше занятие я принесла репродукции картин разных художников. Мы уже с ними знакомы, мы их рассматривали, поэтому я прошу вас вспомнить, как они называются и кто их автор.
Дети: все эти картины называются «Золотая осень», а написали их известные русские художники: Левитан, Шишкин, Поленов, Остроухов.
Воспитатель: Совершенно верно, на всех этих репродукциях изображена золотая осень, но у каждого автора она не похожа на другую. Сейчас я прошу вас назвать вид этого жанра в искусстве .
Дети: этот жанр называется пейзаж.
Воспитатель: .На всех репродукциях картин изображена природа. Художники писали свои картины так, что посмотрев на них, мы можем смело сказать, что они очень лю-били свой край, его природу. Вы со мной согласны? А теперь я прошу вас ответить осень на этих картинах одинаковая или разная?
Дети: Осень разная.
Воспитатель: Я с вами согласна, давайте мы с вами докажем, что осень здесь дей-ствительно разная, хотя у каждого из авторов картина носит название «Золотая осень».
1. Приметы, какой осени изображены на картинах?
2. Какая бывает еще осень?
3. Глядя на небо мы с вами можем четко определить, что художник изобразил именно осеннее небо? Чем оно отличается от летнего или весеннего?
4. Скажите, мы можем определить, какой осенний день изображен на картине: солнечный или пасмурный? Постарайтесь доказать, что именно этот день художник изобразил в своей картине.
5. А теперь будьте внимательны, какими красками пользовался художник, чтобы передать всю красоту осеннего наряда деревьев?
Воспитатель: Сейчас я прошу вас обратить внимание на картину Остроухова. В своей картине он сделал акцент на изображении красоты и многообразия оттенков золотого цвета у листьев деревьев. Здесь по всему плану картины изображены деревья в золо-том наряде, неба совсем не видно, оно не проглядывает как в других картинах, но мы можем догадываться, что оно достаточно светлое и чистое. Вдали блестит светлая по-лоска полянки, а к ней ведет тропинка.
· Посмотрите и скажите, кого изобразил автор на этой тропинке?
· Почему автор изобразил этих птиц, разве они не улетели в теплые края?
· А почему в природе есть птицы, которые улетают на зимовку в другие страны?
· Как вы думаете, какое природное явление изображено на картине?
Воспитатель: Совершенно верно – это листопад. Земля полностью укрыта опавшими листьями как золотым ковром, а оставшиеся на ветках деревьев листья висят как зо-лотые монетки. Как вы думаете, почему именно на осень приходится пора листопада? Глядя на эту картину мы свами ощущаем холод, уныние, скуку? (высказывания детей)
Физкультминутка «Осень»
Меж еловых мягких лап (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки Дождик тихо кап, кап, кап! перед собой ладонями вверх) Где сучок давно засох, (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к Вырос серый мох, мох, мох! корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз) Где листок к листку прилип, (Дети медленно поднимаются, держась руками за Появился гриб, гриб, гриб! голову, как за шляпку) Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами) Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.) В небе жаворонок пел. (Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук) Порезвился в вышине, (Слегка помахивая руками, Спрятал песенку в траве. опускают их через стороны вниз) Тот, кто песенку найдет, (Дети приседают, руками обхватывают колени) Будет весел целый год. (Дети стоя весело хлопают в ладоши)
Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на репродукции картин Левитана и Поленова, Шишкина.
· Что в них есть общего, и чем они отличаются от картины Остроухова?
· Глядя на изображение реки, что мы можем сказать? Какими красками художник передал нам, что вода в реке стала холодная?
Воспитатель: Молодцы, мы видим контраст холодных тонов голубовато- синей воды с золотистой окраской берез и еще зеленоватой травы. Обратите внимание, как Шиш-кин изобразил реку, какие цвета он использовал? Почему вода в его реке получилась буро- коричневая?
Какие деревья изображены на всех этих картинах?
Воспитатель: Вот мы с вами и поговорили о картинах под названием «Золотая осень». Все они разные, у каждой свои краски и свое настроение. А мне хотелось бы узнать, какая из этих картин понравилась вам больше всего и почему?
Как вы думаете, что еще кроме природы хотели передать художники в своих картинах?
Воспитатель: Глядя на все эти картины возникает радостное и одновременно груст-ное настроение. Радует нас, что природа оделась в пестрый наряд, от золотого до баг-ряного, что еще бывают солнечные дни. Но грустно становится от того, что скоро все великолепие ярких осенних красок сменится серыми дождливыми днями, сильными порывами холодного ветра.
А сейчас мы все свами будем художниками и нарисуем свою осень, которая запомнится нам на всю долгую зиму.
Дидактическая игра «Нарисуем осень»
Дети берут на столе воспитателя картинки с различными изображениями, связан-ными с осенней тематикой и выкладывают на доске. Беря и прикрепляя картинку, каждый ребенок должен аргументировать, что происходит осенью или что ему нравится делать в осенний день.
Воспитатель: Молодцы, какая замечательная осень у нас с вами получилась. Мне очень хочется закончить нашу игру такими строчками из стихотворения:
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила,
Пожелтел орешник и зардели клены,
В пурпуре осеннем, только дуб зеленый.
Утешает осень: - Не жалейте лето,
Посмотрите, роща, золотом одета!
Итог занятия воспитатель дает оценку деятельности детей, предлагает вспомнить что понравилось ему на этом занятии больше всего.