Конспект открытого занятия для разновозрастной группы «Как праздновали Пасху на Руси»
Конспект открытого занятия для разновозрастной группы «Как праздновали Пасху на Руси»
Данный конспект поможет педагогу в достижении следующих задач: расширять представления детей о традициях празднования Пасхи на Руси, о его смысле и значении, воспитывать чувство приобщённости к духовным традициям своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия для разновозрастной группы «Как праздновали Пасху на Руси»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №30»
Конспект открытого занятия для разновозрастной группы
«Как праздновали Пасху на Руси»
Бутенко Е.Г., воспитатель
Рязань, 2023 г
«Христос воскрес! Христос воскрес! » Пасхальный праздник.
Программное содержание:
Обучающие задачи: расширять представления детей о традициях празднования Пасхи на Руси, о его смысле и значении.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство приобщённости к духовным традициям своего народа.
Развивающие задачи: поддерживать в детях пасхальную радость и желание делиться ею со всеми. Развивать навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми. Предварительная работа. Беседы с детьми на темы: «Пасха. Светлое Христово Воскресение», «Пасхальные яйца». Рассматривание пасхальных картинок. Знакомство с народными традициями, обычаями. Разучивание стихотворений.
Материал и оборудование. Рисунки с изображением церкви, изображение кулича, пасхального стола, картина «Вид Троицкой лавры» К. Юон. Веточки деревьев в вазе; окрашенные яйца, яйца-писанки, деревянные яйца, пасхи, свечи. Наклейки, разноцветные шаблоны – заготовки яиц из картона. Музыкальный центр и диски с записью.
Ход занятия.
Зал оформлен предметами прикладного искусства, часть которых сделана руками бабушек, родителей. Это расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из лозы и бересты, плетеные кружева, рукоделия.
Дети входят в зал под музыку (Песня: «Светлая Пасха») становятся полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Я тётка Матрёна. Приглашаю вас к себе в гости в русскую избу. Садитесь, милые детушки, на деревянные лавки, на домотканые дорожки. Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну, чтобы дети знать могли о делах родной земли. Ребята, совсем недавно мы праздновали с вами самый большой и радостный, самый главный христианский праздник. Посмотрите на стол и скажите, какой это праздник?
Дети: Пасха. Воскресение Христово.
Воспитатель: Правильно, дети, Пасха Господня, Воскресение Христово. А в какое время года она приходит?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно, приходит она с весенним пробуждением природы от зимнего сна. А София нам об этом приготовила стихотворение.
Ребенок.
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости пасха к нам пришла.
Воспитатель: Весна идет, полна чудес,
Христос воскрес! Христос воскрес!
Песня «Христос воскрес! ».
Воспитатель: В Пасхальное воскресение во всех церквях звонят колокола. Это радостный и торжественный звон. Давайте его послушаем.
(Прослушивание аудиозаписи «Колокольный звон») .
Воспитатель: Дети, что мы сейчас слушали?
Дети: Звон колоколов.
Воспитатель: Правильно, молодцы, звон колоколов. А Саша и Егор об этом расскажут нам стихотворения. Чтение стихотворений.
Ребенок.
Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
стихотворение.
Ребенок.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Воспитатель: После Пасхи идёт Светлая Пасхальная неделя (Светлая седмица). На светлой седмице православные люди даже здороваются по- особенному, как на Пасху. Кто знает, как здороваются в праздничные Пасхальные дни люди?
Со Светлой Пасхальной недели начинались первые весенние игры и хороводы. Мы с вами, ребята, сейчас тоже поводим хоровод.
Хоровод под песню «Земелюшка - чернозём».
Воспитатель: Ребята, на Руси праздник Пасхи был самым любимым. Русские люди к нему готовились заранее. А как у вас дома готовились к этому празднику?
Дети: Наводили порядок, готовили угощения, пекли куличи, красили яйца, освещали яйца и куличи в церкви.
Воспитатель: Правильно, дети, крашеные яйца и куличи люди освещают в церкви и едят их в первую очередь. Ребята, а чем ваши мамы и бабушки красили яйца?
Дети: Пищевой краской, луковой шелухой.
Воспитатель: Детки, а как называются окрашенные краской яйца?
Дети: «Крашенки».
Воспитатель: Правильно, яйца, окрашенные в один цвет-«крашенки». А как называются яйца, расписанные узором?
Дети: «Писанки».
Воспитатель: Молодцы, правильно, яйца, расписанные узором-«писанки». На столе в миске лежат «крашенки» и «писанки». Мы с вами сейчас поиграем в игру «Разложи яйца». Девочки будут выбирать «писанки», а мальчики «крашенки».
Игра «Разложи яйца».
Воспитатель: Какие вы молодцы, всё правильно сделали.
Ребята, Пасха – это праздник особый, когда каждый из вас должен поделиться пасхальной радостью. Вы не должны злиться, ссориться, обманывать друг друга, капризничать. Дети, что вы не должны делать (Ответы детей) .
Всё живое празднует праздник Пасхи! Женя расскажет нам стихотворение об этом замечательном празднике.
Ребенок.
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу.
Бабушка яичко красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой тонкой
Для людей для красоты
Крашу кисточкою тонкой
Крестик, солнышко, цветы.
Воспитатель: Художники, композиторы, поэты создали много произведений об этом замечательном празднике. Подойдите к иллюстрациям. Посмотрите, что здесь нарисовано. Что нарисовано на этой картине?
Дети: На этой картине нарисован праздничный пасхальный стол (обед) .Яйца, кулич, мясо, яблоки, много цветов.)
Воспитатель: Молодцы. А что нарисовано на этой картине?
Дети: Дедушка дарит детям крашеное яйцо и говорит им: «Христос воскрес! »
Воспитатель: Дети, что художница Татьяна Соколова изобразила на этой картине?
Дети: Люди идут в храм с цветами, крашеными яйцами, куличами,
Воспитатель: Правильно, ребята, а на дверях храма написано «Христос воскресе! »Как вы думаете, какое у них настроение?
Дети: Хорошее, радостное, торжественное.
Воспитатель: А теперь Саша прочтёт стихотворение.
Ребенок.
На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц,
В этот праздник, светлый чистый
Не увидишь хмурых лиц.
Воспитатель: Саша, как ты думаешь, какая картина подходит к описанию твоего стихотворения (Показывает указкой) .
Воспитатель: Молодец, правильно натюрморт. Кирилл, расскажи ты стихотворение
.Ребенок.
Мы пойдём сегодня в храм.
Потому что праздник там,
Все поют: «Христос воскрес! »
И сияет Божий крест.
Воспитатель: Дети, о какой картине говорится в этих стихах? (Дети показывают) .
Правильно, люди идут в церковь, где батюшка освещает куличи и яйца. Давайте сядем и посмотрим по видео, как это происходит. (Просмотр видео) .Воспитатель: А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие и быстрые. Давайте поиграем в игру.
«Игра-несушка»:
для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.
(Воспитательберёт в руки яйцо и показывает детям)
Воспитатель: Ребята, яйцо является символом Пасхи. А хотите узнать, почему стали красить яйца на этот праздник? Я вам сейчас расскажу.
Сценка.
Давным-давно в далёком городе Риме жил-был император Тиберий. (Идёт ребёнок, переодетый в императора). В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения (дети подготовительной группы несут дары, кланяются, а бедные – кто что мог. В тех местах жила бедная женщина Мария Магдалина (переодетая девочка подготовительной группы). У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес! ». Удивился император, посмотрел на яйцо (привстаёт, а оно вдруг стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников». С той поры яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе! » В ответ следует сказать: «Воистину воскресе! »(Дети подготовительной группы дарят друг другу яйца с этими словами).
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы подойдём к столам, где лежат заготовки яиц и сделаем на них аппликацию.
(Дети выполняют аппликацию под песню Н. Тананко «Пасхальное яичко») .
Воспитатель: Молодцы, детки, какие красивые у вас яйца получились. А теперь подарите их друг друг (соседу рядом). Ярослав для вас расскажет стихотворение.
Стихотворение.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку с поздравленьем
И скажу, раскрасил сам.
Воспитатель: Молодец, Ярослав.
С Христовым днём,
С Красным яйцом!
Нам на радость,
Вам на удивленье!
С Пасхой вас,
С Христовым воскресеньем!
Воспитатель: А сейчас мы в группу пойдём куличи и яйца есть. С праздником всех гостей поздравляем и в группу на угощенье мы вас приглашаем.